Литература XX века

Поэзия Николая Туроверова
Лирику Туроверова отличают прежде всего тяготение к поэтике фрагмента, отрывка, и целомудренный отказ от прямого выплеска чувства. Эмоции оставлены в подтексте. Поэт как бы бесстрастно констатирует происходившее с ним. >>
Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: символистские подтексты

Это знаменитое стихотворение А.А. Блока истолковывалось и анализировалось много раз; выявлены его общий смысл и место в творческой эволюции автора, описана образная система. Ключ к пониманию произведения «вручил» исследователям сам поэт в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). «Незнакомка» обозначает негативный период «антитезы» в русском символизме, когда символисты, в период «тезисы» утверждавшие высшие эстетические (духовные) ценности бытия, не удержались и отступили от предназначения теургов, посредством слова преображающих мир, и поддались соблазну эстетизации преходящего и ограниченного — себя и собственной жизни.

>>
Поэзия Арсения Несмелова
Арсений Несмелов — псевдоним Арсения Ивановича Митропольского (1889—1945) — стихотворца и прозаика, признанного современниками одним из самых талантливых поэтов русской дальневосточной эмиграции. Судьба Арсения Несмелова причудлива, извилиста и парадоксальна. >>
Реминисценции из Великого канона Андрея Критского
Если мы возьмем философские сочинения 20-х годов одного из последних русских религиозных философов эпохи Серебряного века Алексея Федоровича Лосева, в первую очередь его «Философию имени», «Диалектику мифа» и особенно «Дополнение к “Диалектике мифа”», мы сразу увидим, что в них автор затрагивает важнейшие богословские проблемы: это и догмат о св. Троице, учение об имени Божием, трактовка символики бесплотных сил, чуда, грехопадения и т.д. Но надо сказать, что лосевское православное мироощущение, приведшее философа к принятию монашеского пострига, дает о себе знать не только в его философских сочинениях, но и в его художественных текстах. >>
Лейтмотивная структура пьесы Л.Андреева «Жизнь Человека»

Пьеса «Жизнь Человека» (1907) – одно из наиболее ярких произведений-манифестов Л.Андреева 1900-х гг., в котором отразилась созданная им художественная модель мира. В исследованиях справедливо отмечалась дискретность структуры произведения, поскольку «каждая картина пьесы представляет собой автономный драматический фрагмент с собственной кульминацией, завязкой и развязкой» [2, с.96], в качестве же объединяющего фактора рассматривалась «общая сквозная сюжетная линия» [2, с.96]. Однако в соответствии с тенденциями развития «новой» драмы рубежа ХIХ – ХХ вв. событийная канва носит здесь подчеркнуто условный, схематичный характер и в значительной степени уступает место уводящей в глубины подтекста системе скрытых лейтмотивов, которая объединяет внешне разрозненные этапы человеческого существования.

>>
Проблема творческой личности в эссе И.Бунина «О Чехове»
В поздней бунинской прозе размышления о тайне творчества, личности художника становятся сквозными – от лирико-философских рассказов 1920-х гг. («Ночь», «Книга», «Воды многие» и др.) до романа «Жизнь Арсеньева» и таких итоговых работ в жанре эссе, как «Освобождение Толстого» и «О Чехове». >>
Литература в призме философии: Н.Бердяев о романах А.Белого
На рубеже ХIХ – ХХ вв. складывается особый характер взаимодействия литературы и философии, тесное переплетение которых свойственно в целом для русской культурной традиции. Эстетическими универсалиями Серебряного века выступают сопряжение творческой практики с «метафизическим началом разного смысла», частое сращение философской рефлексии с образными интуициями, а также «рождение новых водоразделов между словесностью и религиозно-философской мыслью», вследствие чего вполне обоснованным становится комплексное понятие литературно-философской истории данного периода. >>
Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков
(Школьная программа) Периодом конца ХIХ – начала ХХ веков в русской литературе и культуре начинается принципиально новый этап развития. С 90-х годов ХIХ столетия в художественной культуре России под влиянием серьезных общественно-политических, экономических сдвигов, а также внутрилитературных факторов начинает складываться новое, более трагичное, в сопоставлении с уходящей классической эпохой, понимание исторической действительности, проникнутое мироощущением эпохи «порубежья». >>
От душевного к духовному: повесть Б.Зайцева «Аграфена»
Повесть «Аграфена» (1908) стала одним из ярких явлений в ранней прозе Б.Зайцева, где отчетливо наметились подходы к художественному познанию внутреннего бытия личности, высветилась оригинальность импрессионистской стилевой манеры писателя. >>
Поэзия Георгия Адамовича
Все стихотворения, написанные за долгую жизнь Георгием Викторовичем Адамовичем (1892—1972), точнее дошедшие до нас, составляют маленькую книгу. Он автор немногим более ста пятидесяти поэтических текстов. В итоговый же сборник «Единство» (Нью-Йорк, 1967) он, как подлинно и даже чрезмерно взыскательный к себе художник, отобрал всего лишь сорок пять произведений. Но и о недавно изданном в России «Полном собрании стихотворений» (Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. О.А. Коростелева. СПб., 2005, малая серия «Новой Библиотеки поэта»), и о «Единстве» можно сказать словами Фета о поэзии Тютчева: на весах у Музы «эта книга небольшая / Томов премногих тяжелей». >>

51 - 60 из 200
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру