Литургика

Еще несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста

Расхождения между русской и греческой редакциями литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста существуют давно и, как ни парадоксально, самые значительные из них находятся в центральной части обеих литургий — анафоре, то есть основной евхаристической молитве, во время которой, по учению Церкви, предлагаемые на престоле Дары пресуществляются в Тело и Кровь Господни.

>>
Рождество Христово
Рождество Христово — начало пути ко Спасению: пути, впервые проложенному земным житием Бога. Именно поэтому в текстах, посвященных событию Рождества, Боговоплощения так часто — наряду с праздничной радостью встречи Бога и человека, проскальзывает легкий мотив скорби, грусти, пока еще мимолетное, но уже ощутимое веяние скорби, что должна некогда последовать за этой радостью: Бог пришел в мир, чтобы в этом мире умереть. >>
Эортология и богословие Рождества Христова. Часть 2
"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" — ангельская песнь рождественской ночи — это начальное молитвословие православной утрени. Оно является лейтмотивом указанного богослужения суточного круга и ясно указывает, что последнее символизирует собою новозаветное время истории человечества. Данный лейтмотив к концу утрени развивается в хвалебную песнь Творцу всяческих — в так называемое славословие великое. >>
Эортология и богословие Рождества Христова. Часть 1
Служба Рождества Христова — наглядное отображение жизни Христовой Церкви указанного периода, когда Церковь должна была не только защищаться от множества ересей, начиная с арианства и кончая иконоборчеством, но и противостоять им свидетельством истинности и непреложности Православия. В недрах Церкви за это время рождается то, чем живет, на чем стоит и благоукрашается духовность Православия. >>
Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность
Характеристика песнотворческой деятельности преподобного Иосифа
>>
Проблемы и задачи российской литургики
Доклад на конференции "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" (Москва, февраль 2000)
Ю. И. Рубан, канд. ист. наук
Известный летописный рассказ о направлении Киевским князем Владимиром Святым в страны Востока и Запада особого посольства с целью «испытания вер» и выбора «лучшей» из них носит ярко выраженный литургико-эстетический характер. Не обладавшие богословским образованием послы говорили не о догматах и вероучении, а о красоте богослужения. Так благолепие богослужения Великой Церкви (как называли византийцы храм Святой Софии) определило «выбор веры», и Русь вошла в регион христианских стран византийской литургической традиции. >>
Слово «На Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа.

>>
Евхаристический канон
свящ. Михаил Асмус
Каждый христианин обязан знать содержание Евхаристической молитвы и понимать значение возгласов. Об этом беспокоится уже св. ап. Павел: он увещевает тех, кто имеет дар говорения на языках, благодарить на понятном для окружающих языке, чтобы те могли осмысленно ответить Аминь (1 Кор. 14: 16). С христианизацией империи естественным образом стала увеличиваться дистанция между клиром и народом, к концу IV века на христианском Востоке появились алтарные завесы, и многие священники стали произносить анафору про себя. >>
Соединение несоединимого
свящ. Михаил Асмус
На переднем плане богословской мысли прп. Романа Сладкопевца оказалась тайна соединения несоединимого: Бог становится человеком, Творец соединяется с Собственным творением, Царь мироздания приходит в «виде раба». Эти и подобные им антиномии, то есть противоречия законам логики, становятся главным поэтическим принципом кондаков, посвященных Христу. >>
Цари против тиранов
свящ. Михаил Асмус
Наше христианство обязано одному событию начала IV века, повернувшему всемирную историю. Это – явление образа Креста императору Константину Великому: «Сим (т.е. этим Крестом) победишь!». С этого момента Римская империя и все ее преемники отсчитывают свою христианскую историю, а Крест – орудие казни и символ позора – становится орудием спасения и символом победы для огромных государств и целых народов. Не будь этого чуда, мать победителя, святая царица Елена, не тратила бы сил на поиски Креста Господня. И мы не отмечали бы 14 / 27 сентября как Воздвижение (т.е. поднятие) Честного и Животворящего Креста Господня. >>

1 - 10 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру