Древнерусская литература
Своеобразие древнерусской литературы
Понятие “древнерусская литература” столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV столетия древнерусскую литературу правильнее было бы называть древне восточнославянской. В первые века после крещения Руси и распространения в восточнославянских землях письменности литература восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы. >>
Кто, где и когда написал «Слово о полку Игореве». Очерк гипотез, версий и "научных фантазий"
Бесспорное установление автора значимо для картины словесности и репутации писателя, если речь идёт о создании «Тени Баркова» (Пушкин или не Пушкин?) или «Тихого Дона» (Шолохов или Крюков, или Платонов, или «коллективное авторство»). В случае со «Словом…» имя автора — это не ключ к тексту. Только поняв, что это за текст, каковы его жанр и функция, мы получили бы некий компас, указывающий, конечно, не на личность творца, а на возможную социальную и культурную среду, к которой он принадлежал.
>>
Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI—XVII вв.
Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского, Жития Аввакума и Епифания: проблема жанра
В древнерусской литературе существует целый ряд произведений, посвященных описанию событий жизни их составителей. Древнейшим памятником, содержащим автобиографические элементы, является Поучение князя Владимира Мономаха (ок. 1117 г.). Включенная в него «летопись» походов Мономаха, достаточно четко отграниченная от предшествующего текста, призвана подтвердить силу духа, мужество и неутомимость князя в трудах на благо земли. >>
Семантика и структура рассказов об Олеге и Ольге в «Повести временных лет»
В исследованиях последних лет, посвященных «Повести временных лет» (далее – ПВЛ), в противоположность доминировавшему в отечественной медиевистике со времен А. А. Шахматова текстологическому подходу (исходящему из понимания ПВЛ как свода, компиляции различных, прежде всего летописных, текстов), высказывается мнение, что ПВЛ – целостное произведения, обладающее единой структурой и содержащее инвариантные мотивы и образы. >>
Образ преподобного Сергия Радонежского в Сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря
В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд — «Историю в память предыдущим родом». Труд был посвящён событиям 1584-1618 гг., пережитым русским обществом в период от времени восшествия на царский престол Феодора Иоанновича до заключения русско-польского мира в селе Деулино недалеко от Троицкой обители. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах. >>
Похвальное слово Празднику Пресвятой Богородицы неизвестного древнерусского автора
Особенности содержания, место и время составления
Очевидно, что «Похвала» появилась до начала работы над Великими Минеями Четьими. Кроме того, очевидно, что ее поэтико-стилистическая специфика вполне соответствует отмеченной Д. С. Лихачевым общей тенденции развития русской литературы в первой половине XVI столетия в русле отхода от предметной образности и формализации экспрессивно-эмоциональной манеры построения художественной речи. >>
Оппозиция «природа — культура» в историософии Повести временных лет
Присущая современному сознанию оппозиция «природа — культура» древнерусскому мировосприятию в чистом виде не знакома и не была предметом рефлексии составителей Повести временных лет (ПВЛ). Вместе с тем, значимость антитезы «природного» и «культурного» начал для летописцев несомненна при оценке и интерпретации ими событий мира людей. >>
"Старый Владимир" в «Слове о полку Игореве»
Как известно, в «Слове о полку Игореве» рассказывается о двух исторических временах — времени князей — «дедов» и времени их «внуков». Уже в заглавии памятника присутствует указание на время «дедов». Игорь назван сыном Святослава и внуком воинственного Олега Святославича: «Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова». >>
1 - 10 из 95
Начало | Пред. |
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец
|