Литература XI века

Своеобразие древнерусской литературы
Понятие “древнерусская литература” столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV столетия древнерусскую литературу правильнее было бы называть древне восточнославянской. В первые века после крещения Руси и распространения в восточнославянских землях письменности литература восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы. >>
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона и вопрос о времени канонизации Владимира Святого

Вопрос о времени причисления к лику святых князя Владимира Святославича – крестителя Руси относится к числу недостаточно проясненных, время канонизации – предмет научных дискуссий. В последние годы получила распространение версия, согласно которой канонизация Владимира относится примерно к рубежу XIII-XIV вв.

>>
Древнерусская словесность и вопрос об ожидании Конца света в XI веке
Мнение о присутствии в памятниках древнерусской словесности XI — начала XII в. отчетливо выраженных эсхатологических представлений неоднократно высказывалось разными исследователями. Эсхатологические представления находили, обыкновенно, прежде всего в тексте «Повести временных лет» (далее — ПВЛ). >>
Огненный столп в древнерусской агиографии: ветхозаветные и новозаветные истоки
Чудесное явление огненного столпа описано в ряде древнерусских агиографических памятников. Огненный столп видят над брошенным или погребенным в «пусте месте» телом убитого Глеба проходящие мимо охотники, купцы, пастухи (Сказание о Борисе и Глебе). Огненный столп восходит к небу, знаменуя смерть Феодосия Печерского (Житие Феодосия Печерского). Огонь является над храмом, в котором отпевают тело невинно убиенного князя Игоря Ольговича (сказание о нем в Прологе и в Степенной книге). В житиях мучеников князя Михаила Черниговского и боярина Феодора говорится об огненном столпе над их телами, оставленными в пустынном месте татарами. Два огненных облака видят над брошенным убийцами телом князя-страстотерпца Михаила Тверского (Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском). Семантическое наполнение этого образа раскрыто недостаточно. >>
К интерпретации историко-богословского введения в Чтении о Борисе и Глебе преподобного Нестора
Чтение о святых Борисе Глебе, составленное киево-печерским книжником Нестором (которому предположительно принадлежит первая редакция Повести временных лет), по-видимому, около 1090 г., открывается пространным вступлением, излагающим события Священной истории. «Это — обширный богословский экскурс, в котором автор рисует картину мироздания от сотворения мира до своего времени и высказывает традиционный для всей средневековой историографии взгляд на исторический процесс как на “борьбу добра и зла”, Бога и диавола» (Святые князья-мученики Борис и Глеб / Исследование и подгот. текстов Н.И. Милютенко / Отв. ред. Г.М. Прохоров. СПб., 2006. С. 258; выражение в кавычках восходит к книге Д.С. Лихачева «Русские летописи и их культурно-историческое значение»., Л. 1947. С. 148-151). >>
Житие Феодосия Печерского: традиционность и оригинальность поэтики
“Искусно и пространно составил <...> Нестор <...> “Житие преп. отца нашего Феодосия игумена Печерского”. <...> Указано много сопоставлений и применений из различных греческих житий, какие Нестор внес в свой труд о жизни Феодосия. Тем не менее, труд этот имеет неоспоримые историко-литературные достоинства: он знакомит нас с бытом, с нравами, с воззрениями той отдаленной эпохи, довольно отчетливо обрисовывает высокий нравственный облик Феодосия и вместе с тем касается в связи с жизнью Феодосия жизни его современников, истории Печерского монастыря”, — писал П. В. Владимиров в 1901 г. (Владимиров П.В. Древняя русская литература Киевского периода XI—XIII веков. Киев, 1901. С. 190). >>
Центр и периферия России в отражении средневековых греческих гео-административных категорий и церковного законодательства Константинополя
Византийская историография не только унаследовала от эллинизма пространственную протяженность диаспоры взамен полисной конкретности древнегреческой классики, но культивировала и христианский экуменизм (как идею вселенской Церкви и вселенской христианской империи – ред.). >>
Исторический опыт межэтнических отношений на евразийском пространстве
Кочевые цивилизации и Русь В публикуемой работе профессора, заместителя директора Института истории РАН Михаила Владимировича Бибикова на матераиле широкого круга источников представлена картина народов, окружавших в Средние века Древнююю Русь , прямо или косвенно соседствовавших с ней. Публикация снабжена подробным списком литературы. >>
Борис и Глеб в древнерусской литературе
Почитание на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба отражено, прежде всего, в памятниках агиографии (житийной литературы, от греч. агиос - святой). Агиография - важнейший раздел древнерусской литературы, развитие которого было теснейшим образом связано с историей русской святости. >>
Слово о Законе и Благодати
"Слово о Законе и Благодати" - самый ранний памятник древнерусского торжественного красноречия. >>

1 - 10 из 12
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру