Замысел античной виньетки у А.С. Пушкина
В 1825 году, находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин не имел возможности сам контролировать процесс издания собрания своих стихотворений. Он поручил это брату Льву и Плетневу и, полагаясь на них полностью, лишь выразил самые общие пожелания в письме от 15 марта 1825 г., объясняя, какой бы он хотел видеть будущую книгу: он просил брать пример с только что вышедшего собрания сочинений В.А. Жуковского, подчеркивал необходимость печатанья каждого из стихотворений на отдельной странице и умолял украсить книгу иллюстрацией, причем вполне конкретной – античной виньеткой – «Психея, которая задумалась над цветком». Однако пушкинская просьба осталась неисполненной. >>
Очерк истории изучения памятников русской деловой письменности (XVIII–XX вв.)
XIX век в истории русской деловой письменности: расцвет филологического изучения приказной культуры
Собственно лингвистическое изучение рукописей с научной точки зрения началось в XVIII столетии, когда создавались первые архивы, активно собирались сведения по русской истории. Ведущую роль в этом сыграло основание Российской Академии Наук. Ее проекты во многом были ориентированы на сохранение памятников национальной старины, сбережение языка и культуры, духовных традиций. Постепенно, начиная с изучения монументальных источников — летописей, княжеских уставов, исследование текстов с языковедческой точки зрения приобретает все большую распространенность и в XIX столетии занимает в России одно из ведущих мест. По сути дела, ни один научный трактат того времени не обходился без привлечения памятников старины. >>
Гоголь и Пушкин
О стихотворении «С Гомером долго ты беседовал один»
Стихотворение Пушкина «С Гомером долго ты бедовал один» было впервые напечатано В.А.Жуковским в девятом томе посмертного собрания сочинений Пушкина под заглавием «К Н**». Хотя многие современники Пушкина полагали, что оно обращено к к Н.И.Гнедичу, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В.Гоголь назвал совсем другого адресата этого стихотворения. В статье «О лиризме наших поэтов (Письмо к В.А.Ж………му)» он писал: «Как метко выражался Пушкин! Как понимал он значенье великих истин! Это внутреннее существо – силу самодержавного монарха он даже отчасти выразил в одном своем стихотворении, которое между прочим ты сам напечатал в посмертном собраньи его сочинений, выправил даже в нем стих, а смысла не угадал. >>
«Плетение словес» в Житии св. Стефана Пермского
Житие Стефана Пермского было составлено книжником Епифанием Премудрым вскоре после смерти святого Стефана, последовавшей в 1396 г. Вероятнее всего, Житие написано в 1396—1398 гг. или несколько позднее. Епифанию Премудрому принадлежит также Житие Сергия Радонежского. Но исконная Епифаниевская редакция Жития Сергия Радонежского до нас не дошла (ее текст сохранился в позднейших переработках), в то время как Житие Стефана Пермского известно в своем первоначальном виде. Благодаря этому мы можем судить о своеобразии стиля Епифания Премудрого — одного из наиболее искусных и образованных древнерусских книжников. >>
«Я думаю по-русски»
Этюды о В.И. Дале
Несколько лет назад, в 2001 г., научная общественность отметила памятную дату — 200-летие со дня рождения самобытного русского писателя, публициста, этнографа, ученого В. И. Даля. В его многогранной деятельности гармонично сочетались творческие находки, идущие из глубин душевного и умственного склада, просветительские идеи, тонкое языковое чутье и богатство этнографических красок, наполнявших каждое творение В. И. Даля неповторимыми сюжетами народного быта, культуры и философии того времени. >>
«Я Сигме не товарищ»
А.П. Чехов и С.Н. Сыромятников: К истории одной антипатии
Изучая чеховское окружение, для полноты и исторической правдоподобности картины имеет смысл учитывать весь круг лиц, не исключая и тех, чьи взаимоотношения с А.П. Чеховым носили отнюдь не дружеский характер. Вот почему уместно остановиться на отношениях Чехова с Сергеем Николаевичем Сыромятниковым (1864–1933), известным публицистом конца XIX – начала ХХ века, печатавшимся под псевдонимом «Сигма», имя которого теперь почти забыто. В свое время литературоведы определили отношения И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского 1870-х годов как «историю вражды».
Автор благодарит Б.Д. Сыромятникова за помощь в ходе подготовки этой статьи. >>
Реминисценции из Великого канона Андрея Критского
Если мы возьмем философские сочинения 20-х годов одного из последних русских религиозных философов эпохи Серебряного века Алексея Федоровича Лосева, в первую очередь его «Философию имени», «Диалектику мифа» и особенно «Дополнение к “Диалектике мифа”», мы сразу увидим, что в них автор затрагивает важнейшие богословские проблемы: это и догмат о св. Троице, учение об имени Божием, трактовка символики бесплотных сил, чуда, грехопадения и т.д. Но надо сказать, что лосевское православное мироощущение, приведшее философа к принятию монашеского пострига, дает о себе знать не только в его философских сочинениях, но и в его художественных текстах. >>
351 - 360 из 972
Начало
|
Пред.
|
34
35
36
37
38
|
След. |
Конец
|