Своеобразие древнерусской литературы
Понятие “древнерусская литература” столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV столетия древнерусскую литературу правильнее было бы называть древневосточнославянской. В первые века после крещения Руси и распространения в восточнославянских землях письменности литература восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы. Прежде единый древнерусский язык распадается: зарождаются русские, украинские и белорусские языки, на Украине формируется новый язык – «проста мова», проникающий в книжность, хотя и не вытесняющий традиционного для восточнославянской словесности церковнославянского языка. >>
Из разборов лирики А.А. Фета: «Одним толчком согнать ладью живую…»
В составе четвертого выпуска «Вечерних огней» стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…», четвертое по счету, входит в своеобразный формально не выделенный «цикл» или пласт стихотворений, посвященных теме призвания поэта и поэзии. >>
Творчество Достоевского в контексте европейской литературы
Во второй половине Х1Х века русская литература вошла в свой зенит, принесший ей мировую славу. Начав с робких подражаний западной литературе, которые продолжались еще до начала 19 века, русская литература быстро сравнялась со своими учителями, а затем и перегнала их. Мировой известностью и предметом для поклонения и подражания стали прежде всего Достоевский, Толстой и Чехов. >>
«Нижегородский текст» в автобиографических повестях М.Горького («Детство», «В людях»)
В автобиографических повестях Горького «нижегородский текст» явился смыслопорождающей основой изобразительного ряда и вобрал в себя объемные исторические и культурные пласты. За образом одной из крупнейших губерний России конца ХIХ в., ее общей атмосферы, среды, нравов, традиций проступает многосложная, исполненная острейших противоречий картина национальной действительности. Содержательным и композиционным стержнем данного хронотопа, при всей его «густой» населенности, становится история формирования индивидуальности автобиографического героя – как личности и художника, открывающего и постигающего коренные бытийные антиномии. Антиномичное соприкосновение кризисных сторон социальной жизни и гармоничного в своих первоосновах вселенского мироздания художественно воплощается у Горького в масштабном соотнесении рукотворного городского пространства и грандиозной природной панорамы. >>
От эпитафии к некрологу
В 1924 году в статье «Две встречи», посвященной Сикстинской Мадонне, отец Сергий Булгаков вспомнил и о пушкинском «Бедном рыцаре», как он называет стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» вслед Анненковскому собранию сочинений поэта. Если в 1918 г. в «Тихих думах» Булгаков упоминал «Бедного рыцаря» только в связи с темой Софии у Вл. Соловьева, то теперь он выстраивает целую литературную традицию: Пушкин-Достоевский-Соловьев-Блок. >>
Киевская Русь в русской историософии XIV—XVII вв.
Киевские исторические реалии, параллели современных князей и событий — и правителей и событий киевского времени актуализируются в древнерусской словесности еще в конца XIV — начале XV в., в круге памятников, связанных с Дмитрием Донским и Куликовской битвой. (Исследователи, как известно, разнятся в датировках таких памятников, как Задонщина и Сказание о Мамаевом побоище, относя их к концу XIV в., иногда указываются достаточно точные даты, или к первой половине — середине XV в., а Сказание о Мамаевом побоище — даже к XVI в. См. обоснование этой поздней даты создания Сказания: Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV — XVI веков. С. 331-348). >>
Поэзия Николая Туроверова
Лирику Туроверова отличают прежде всего тяготение к поэтике фрагмента, отрывка, и целомудренный отказ от прямого выплеска чувства. Эмоции оставлены в подтексте. Поэт как бы бесстрастно констатирует происходившее с ним. >>
Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: символистские подтексты

Это знаменитое стихотворение А.А. Блока истолковывалось и анализировалось много раз; выявлены его общий смысл и место в творческой эволюции автора, описана образная система. Ключ к пониманию произведения «вручил» исследователям сам поэт в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). «Незнакомка» обозначает негативный период «антитезы» в русском символизме, когда символисты, в период «тезисы» утверждавшие высшие эстетические (духовные) ценности бытия, не удержались и отступили от предназначения теургов, посредством слова преображающих мир, и поддались соблазну эстетизации преходящего и ограниченного — себя и собственной жизни.

>>
Достоевский, петрашевцы и утопический социализм
(«Село Степанчиково и его обитатели») Явный пародийный характер повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» и его главного героя Фомы Фомича Опискина побуждал исследователей, начиная с момента появления ее в печати, пытаться ответить на вопрос, на кого или на что направлена эта пародия. Их ответы на него отличались весьма разительно. >>
Поэзия Арсения Несмелова
Арсений Несмелов — псевдоним Арсения Ивановича Митропольского (1889—1945) — стихотворца и прозаика, признанного современниками одним из самых талантливых поэтов русской дальневосточной эмиграции. Судьба Арсения Несмелова причудлива, извилиста и парадоксальна. >>

341 - 350 из 972
Начало | Пред. | 33 34 35 36 37 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру