Правители России

Князь Ярополк Святославич
Ярополк Святославич - сын князя Святослава Игоревича, киевский князь с 970 г. Ярополк впервые упоминается в летописи под 968 г., когда он вместе с бабушкой, княгиней Ольгой и братьями был осажден печенегами в Киеве. В 970 г. Ярополк получил от отца, навсегда уходившего в Болгарию, Киев, а другие братья, Олег - Древлянскую землю, Владимир - Новгород.
Правление князя Ярополка Святославича не было спокойным. Сначала от Киевского княжества отпали вятичи и радимичи. А в 977 году началась усобица между сыновьями Святослава. 
>>
Князь Святослав Игоревич
Князь Святослав Игоревич (ум. 972) не был похож на свою мать, княгиню Ольгу. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником - и в общественной жизни, и в быту. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться". Святослав же не слушался мать и отговаривался: "Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?" Но Ольга любила своего сына и говорила: "Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.
По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, нимало не заботясь о Киевской Руси.
Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: "Хочу идти на вас"
>>
Княгиня Ольга

Княгиня Ольга была первой русской правительницей-христианкой. После принятия православия, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, она забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее "провозвестницей христианской земли".
Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней. А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.
Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда - неизвестно. День памяти - 11 (24) июля.

 

>>
Олег Вещий

Большинство летописей считает Олега родственником (племянником или братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно "Повести временных лет" в 879 г. Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу и попросил позаботиться о своем малолетнем сыне Игоре.
Как установили историки, Олег, скорее всего, не был родственником Рюрика, как и Игорь не был сыном Рюрика. Больше того, и Олег, и Игорь были представителями совершенно иной княжеской династии - из Аланской Руси, расположенной в Прибалтике, возможно, на острове Сааремаа. Видимо, уже в IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы. Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, а княжеская династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

 

>>
Игорь Старый

Согласно "Повести временных лет" Игорь был сыном легендарного варяжского князя Рюрика. Летописи сообщают, что в 879 г., когда умер Рюрик, Игорь был ребенком, позаботиться о котором отец попросил своего родственника Олега. Вместе с Олегом Игорь перебрался в Киев, и, вплоть до кончины Олега (около 912 г.), выполнял роль помощника при своем старшем родственнике. В 903 г. Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 г. во время похода на Царьград (Константинополь) оставил его своим наместником в Киеве. В 912 г. Игорь стал киевским князем.
На самом деле, историки уже давно обратили внимание на то, что в летописи присутствует разрыв почти в два поколения между Рюриком и Игорем. А, следовательно, Игорь, скорее всего, не был сыном Рюрика. Просто позднейшие летописцы, которые в начале XII в. внесли в "Повесть временных лет" легенду о призвании в Новгород Рюрика с братьями, искусственно соединили имена Рюрика и Игоря, как отца и сына. В этом отношении характерно, что в Киеве до конца XI в. о Рюрике ничего не было известно, а родоначальником киевской княжеской династии считался именно Игорь Старый (так в середине XI в. именовал Игоря митрополит Киевский Иларион в своем "Слове о Законе и Благодати").

 

>>
Рюрик
Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Историки спорят, о том был ли Рюрик скандинавом, финном или выходцем из южной Прибалтики. Неясно также и то, куда был призван Рюрик – в Новгород или Ладогу. Остается спорным и вопрос о том, был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.
Споры о происхождении Рюрика и его братьев не случайны. Анализ текста «Повести временных лет» показал, что сама легенда о призвании варягов появляется в этой древнейшей русской летописи относительно поздно – в конце XI или в начале XII в. Более того, из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI в. Так, в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI в., родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания. До конца XI в. имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в.
Все эти противоречия и породили множество различных мнений в отечественной и зарубежной исторической науке. Так, историки-норманисты, признающие, что варяги были скандинавами, склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. По мнению других ученых, Синеуса и Трувора вообще не существовало, а известие о них – результат неправильного прочтения русскими летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (сине-ус) и верной дружиной (тру-вор).
Недавно известный отечественный историк, доктор исторических наук, профессор А.Г. Кузьмин, на основе анализа многочисленных и разнообразных источников, высказал оригинальную концепцию, объясняющую происхождение варягов и князя Рюрика.
>>
Николай I

Идея национального призвания государя и государства, врученного ему Богом, была одной из стержневых идей, которые направляли все действия Николая I. Более того, забота о национальных интересах России подвигла государя максимально использовать все достижения "прогресса", но он сумел поставить сам "прогресс" на службу России и использовать его для обеспечения российских национальных приоритетов. И в годы правления Николая I русская жизнь плодотворно развивалась - строились железные дороги, крепости, храмы, открывались по всей империи университеты, училища, школы, множились печатные издания и успехи литературы, зодчества, театра... Особенно активное развитие, кстати, получили естественные науки и инженерное дело.
Еще одной отличительной чертой Николая I следует признать то, что он сознательно принял на себя миссию русского православного царя. Сам государь был искренне верующим православным человеком, причем не просто в обрядовом смысле, ибо  принимал веру в Господа всем своим сердцем.
Вполне естественно, что и свой императорский долг Николай I воспринимал как служение Богу, России и российскому народу. Он неоднократно говорил об этом публично, но, главное, этот принцип служения он возвел в абсолют и не мыслил своей жизни вне этого служения. Своих подданных государь также направлял к исполнению сознательного служения Богу, Царю и Отечеству. И потому именно в царствование Николая Павловича высшего пика достигло понимание Россией и самим государем великого духовного смысла существования Российской империи на земле.

 

>>
Александр III
Вступив на престол в обстановке глубокого общественного кризиса, Александр III передал своему наследнику бразды правления страной, находящейся в состоянии экономического подъема и внутренней стабильности. Да, главными итогами царствования императора Александра III стали внутренняя стабильность России, подъем ее промышленности и сельского хозяйства, значительно повысивший уровень народной жизни. И столь ранняя смерть государя императора Александра III стала истинной трагедией для России. При нем многих катаклизмов, постигших наше Отечество в XX столетии, нам наверняка удалось бы избежать. Однако, что делать... >>

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру