Программы и методики
Воспитание будущего читателя
Введение в программу "Чудо, имя которому — детская книга"
Литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет. >>
Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений
г. Курск
Наше время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств самого человека: отношения к труду, мышления, веры, совести и т.п. Один из кардинальных путей преодоления самоуничтожения человечества – создание различных моделей национальной школы, в которых православная культура должна занять важнейшее место. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нравственности, культуры и воспитания. Не считаться с этим нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается номинально православным человеком. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание без этого обстоятельства обречено на неудачу. Православная культура вся, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной и эстетически значимой, что и определяет актуальность и необходимость ее изучения в наш прагматический век. У нас в стране имеется современная практика православного воспитания, где приоритетная задача – воцерковление детей. Но возможности эти ограничены (малочисленность воскресных школ, православных гимназий, классов и т.п.). В этой ситуации уместно и целесообразно организовать изучение православной культуры в общеобразовательных учреждениях, что не противоречит Конституции и законам России. Вводя в учебное заведение этот предмет, нужно максимально оградить его от педагогического риска, тем более брака. Это достигается тем, что курс православной культуры вводится как общеобразовательный предмет, факультатив. Организация и планирование его осуществляются по общепринятой схеме (задачи, содержание, формы, методы и т.д.). Программа каждого преподавателя утверждается предметной (цикловой) комиссией. Преподаватели православной культуры имеют высшее гуманитарное образование. >>
Введение в традицию
Программа студийных занятий с детьми
От автора Программа студийных занятий с детьми, которая создавалась в 1991–2002 годах педагогическим коллективом семейного клуба «Рождество», называется «Введение в традицию». Известно, что в переводе с латинского tradition означает передача. Так, в культуре любого народа духовные приоритеты, нравственные идеалы, нормы поведения и пр. передаются от родителей к детям, становятся частью духовной и культурной традиции. С течением времени в отечественной культуре выработались такие способы этой передачи, которые наиболее доступны детскому восприятию. Удивительно, как точно они соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и образуют своего рода систему. Воспитательные возможности народных пестушек и потешек, календарных игр и песен, сказок и разных видов рукоделия, годового уклада жизни семьи используются в ходе занятий с детьми в семейном клубе «Рождество». Однако мы уверены, что простое копирование, механическое воспроизведение старых форм не может сегодня сделать процесс воспитания по-настоящему плодотворным. В живом педагогическом поиске должны рождаться и новые подходы. В предлагаемом читателю методическом пособии мы постарались отразить опыт педагогов клуба «Рождество». В первой части пособия представлены материалы, касающиеся устроения годовых тематических циклов и их содержания для детей разных возрастных групп (от полутора до восьми лет). Во второй части описаны возможные способы вовлечения родителей в педагогический процесс, а также структурные части занятия детской студии: – вводная часть; – лингвистические и адаптационные игры; – тематическая беседа и слайд-фильм; – «Венок игр» и игра-драматизация; – сказка с куклами; – музыкальная часть; – творческие задания и рукоделие; – домашние задания. Основной задачей авторов программы было преодоление соблазна передачи детям формального знания. Еще в 20-х годах XX века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский, поднимая поныне актуальную проблему «педагогического интеллектуализма», определял смысл детства как подготовку «к самостоятельному творчеству в жизни», а первой и основной задачей воспитания называл «охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души». Он также отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: «Творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…» Этим и обусловлен выбор содержания занятий в программе «Введение в традицию» и тех способов, с помощью которых это содержание сообщается детям. Авторы видели свою задачу в том, чтобы в душе ребенка вызвать эмоционально-смысловой отклик, зажечь его сердце. >>
Подарок к празднику
Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности
Программа «Подарок к празднику» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаемый курс разработан с учетом того, что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей, нуждающихся в специальной помощи, не только направляющей, но и корректирующей развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Эту помощь необходимо оказывать своевременно и профессионально, помогая ребенку овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности. Человек (взрослый и ребенок) – существо не только социальное, но и духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играет православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни. Констатируя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве современных семей, курс занятий с детьми «Подарок к празднику» предполагает использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения. Основным средством развивающей (в необходимых случаях и коррекционной) работы курса «Подарок к празднику» является художественно-продуктивная деятельность. Работы, выполняемые детьми в ходе реализации программы, носят индивидуальный и коллективный характер. Основой событийно-содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, – православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная и коррекционная работа. >>
1 - 10 из 11
Начало | Пред. |
1
2
|
След. |
Конец
|