Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений

г. Курск

Основные задачи курса

Задачи и содержание курса более подробно будут даны в разделах каждой возрастной группы.

– дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;

– познакомить с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианских церквей и главных мировых религий, раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией;

– изучить историю Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, культуре, святыням;

– дать знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; донести до детей их смысловое и системообразующее значение, способствовать активному освоению детьми православного искусства;

– приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;

– ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Курс охватывает широкий возрастной диапазон: дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ. В связи с этим постепенно расширяется объем понятий в изучении аналогичных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления. И если в дошкольном возрасте рекомендуется сообщить детям элементарные сведения по Библейской истории и Православию, в связи с чем вполне возможно и даже разумно в основу изучения православной культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте положить православный литургический круг, то в старших классах основной упор должен быть сделан в сфере личностного осмысления мира и человека, религиозном мировоззрении.

Очень важно обратить внимание и на уменьшение – увеличение материала по разделам в зависимости от возраста учащихся.

Каждый годовой цикл предусматривает 35 уроков из расчета один урок в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно выделить 4 условные возрастные группы, преподавание разрабатываемого курса в которых будет иметь свою специфику.

Это следующие группы:
1) группа 4–6(7) лет – подготовительная (детский сад);
2) группа 6(7)–10 лет – младшая (1–3/4 класс);
3) группа 11–15 лет – средняя (5–9 класс);
4) группа 16–17 лет – старшая (10–11 класс, ПТУ).

Данная программа призвана дать основу содержания курса православной культуры. Опираясь на эту программу, преподаватели православной культуры при выпуске курсов должны будут составить свои программы для классов и групп, в которых они намерены вести этот предмет. Утверждение программы комиссией даст право преподавателю вести курс православной культуры в конкретном классе или группе.

Возрастные особенности изучающих этот курс предполагают многообразие форм, методов и средств обучения.

Среди форм обучения, наряду с уроками в классе, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в знаменитые монастыри и к святыням, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

Столь же важно не ограничить методы обучения только словесным изложением материала, но продуктивно использовать самые активные методы обучения, включить детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Так, изучение книг Ветхого и Нового Заветов вводит детей в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов. В художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты. Знакомит с историей, обычаями, образом мыслей народов, населявших древнейшие культурные центры.

Кроме книг Священного Писания, в разрабатываемом курсе предполагается использовать исследования по истории Православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимое чтение в Древней Руси, потому что в жизнеописаниях святых мы найдем примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – святые князья Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение – преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине – патриарх Гермоген, семейные добродетели – святые Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют эти труды и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

Большое значение имеет изучение православного как церковного, так и светского искусства: архитектуры, иконописи, изобразительного искусства, художественной литературы, преданий, сказок, образцов музыкального и поэтического творчества.

Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.

Примерный тематический план

I. Основные религиозные понятия и представления.
Введение.
1. 1. Бог.
1. 2. Мир и его творение.
1. 3. Человек в православной картине мира.
II. История религий.
Введение.
2. 1. История Ветхого Завета.
2. 2. История Нового Завета.
2. 3. История христианских церквей.
2. 4. История двух главных мировых религий.
2. 5. Тоталитарные секты: их угроза человеку и обществу.
III. История православия.
Введение.
3. 1. История Православной Церкви.
3. 2. Жития (биографии) известных святых (в том числе и земли Русской).
3. 3. Роль православия в судьбе нашего Отечества.
IV. Церковь и храм. Искусство.
Введение.
4. 1 Понятие Церкви.
4. 2. Церковный храм и его устройство.
4. 3. Церковная служба.
4. 4. Икона.
4. 5. Песнопения. Колокольный звон.
V. Православная этика.
Введение.
5. 1. Смысл и сущность православной морали.
5. 2. Отношение к Богу, миру, людям в православии в отличие от других вероисповеданий.
5. 3. Семья. «Домострой».
5. 4. Труд.
5. 5. Родина и защита Отечества.
VI. Основные православные праздники.
Введение.
6. 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения).
6. 2. Церковные обряды.
6. 3. Православие и народная культура в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь).
6. 4. Русская культура православных праздников. Культура убранств.

Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования

Если представить в целом наиболее заметные явления в отечественном образовании второй половины XX века, то можно констатировать следующее. Очевиден количественный рост: увеличение числа самого разного рода учебных заведений и учащихся; расширение границ обучения (сегодня реальностью становится непрерывное образование); демократизация системы образования, сделавшая получение образования доступным на любой ее ступени и любому человеку, если у него есть к тому способности.

В то же время фактически не произошло глобальных изменений в качестве образования: эксперименты, даже самые обеспеченные (от философских проработок до материального оснащения), так и остались локальными экспериментами; повсеместное усложнение содержания образования привело к перегрузкам учащихся, да и учителей, к разрушению прежде существующего, достаточно совершенного с педагогической точки зрения, содержания (у нас это можно проследить с особой ясностью на примере наших учебников естественно-математического цикла); введение новых предметов, вроде сексологии, большей частью либо не оправдало себя, либо осталось частным делом отдельных школ.

Что же касается воспитания, то его ухудшение признается всеми, и особенно ухудшение нравственного воспитания.

Таковы наиболее заметные явления современного образования. И это при том, что многие страны мира в качестве приоритетных политических задач поставили задачу глобального изменения образования.

Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно православие является историеобразующей, культурообразующей, смыслообразующей религией для России.

Историю Православия, а следовательно, и православной культуры, можно исчислять шестнадцатью (если брать за точку отсчета I Вселенский Собор 325 г.) или двенадцатью (если вести отсчет с VII Вселенского Собора 787 г.) веками. В любом случае этот возраст исключительно почетен и ни одна другая европейская культура не может похвастать подобным сроком.

Именно восточные, т.е. православные богословы – отцы церкви развивали христианское богословие: все семь вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке, латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось. Именно православные богословы обеспечили синтез античной философии и Библейского Откровения. Практически все отцы церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включала в качестве составляющей и античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому великому духовному наследию, которое, к сожалению, мало востребовалось прежними поколениями русских людей.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, лишать современного человека возможности осваивать его – значит несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, заданные храмом Св. Софии в Константинополе, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство: богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным миром православия и значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.

Курс православной культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве. При этом крайне важно сохранить это органическое единство знаний о православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени остается сам смысл и содержание художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли».

Место православной культуры в общем пространстве школьного образования

Итак, православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, должна занять важное место в образовании, но, прежде чем определить конкретное содержание этого курса, мы должны очертить его реальное место в общем пространстве образования, отделив его от религиозного воспитания, что требует от нас Российская Конституция и российские законы (правда, выигрывает при этом воспитание, лишаясь важнейшего источника своего существования, – это еще вопрос).

Главное, принципиальное отличие православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что православная культура есть знание, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает воспитание веры. Знание и вера – вот принципиальный раздел между православной культурой и православным воспитанием, между православной культурой и православной религией.

Православное воспитание: смысл исторического опыта

Поскольку православная культура как предмет только входит в школу, то есть смысл обратиться к анализу опыта изучения не этого предмета, а истории русского православного воспитания. В его истории можно выделить три главных, несхожих между собой периода: от принятия христианства до начала XVIII века, с реформ Петра I до Октябрьской революции, и современный период.

В первый период все развитие знания идет в рамках православного мировоззрения, это период целостного (разумеется, на уровне культуры того времени) православного воспитания.

Второй период, начавшийся с реформ Петра I, – период разделения всех сфер общественной жизни, секуляризация общества в целом и образования в частности, что уже имело место в Западной Европе, когда все религиозное воспитание свелось к преподаванию Закона Божия. Преподавание этого предмета в школах дореволюционной России всегда оставляло желать лучшего. Причину недостатков его изучения чаще всего видят в педагогических несовершенствах, особенно в схоластическом методе его преподавания. Однако в начале XX в. были подготовлены достаточно совершенные, даже с современной точки зрения, учебники Закона Божьего и методики его преподавания, но это положения не изменило или не успело изменить.

Представляется, что главной причиной неудовлетворительного преподавания названного предмета в школах была оторванность его от реальной жизни, и религиозной особенно, замкнутость его в самом себе.

Современная же практика православного воспитания, особенно в воскресных школах, – это попытка войти в реальную жизнь, связать воспитание с религиозной жизнью, потому что в качестве приоритетной большинство школ провозглашает задачу воцерковления детей. Тем самым современное православное воспитание существенно отличается от дореволюционного воспитания и в важнейших своих чертах оно ближе к древнерусскому воспитанию.

Необходимость введения православной культуры в общеобразовательных учебных учреждениях

Хотя первые опыты работы воскресных школ обнадеживают, но возможности их ограничены: малочисленность церквей и священников, православных педагогов; перегрузка детей, которым приходится учиться практически без выходных и т.п.

В этой ситуации представляется вполне уместным и целесообразным организовать изучение православной культуры в образовательных учреждениях, что не противоречит Конституции и законам России.

Конкретная организация педагогического эксперимента

Определяя в качестве ведущего направления экспериментальный поиск, мы должны максимально оградить его от педагогического риска, тем более педагогического брака. Это достигается: во-первых, организацией самого эксперимента, когда все преподаватели православной культуры будут работать в этом режиме; во-вторых, общей программой, определяющей основные направления поисков, и программой каждого преподавателя, утвержденной экзаменационной комиссией курсов подготовки этих преподавателей; в-третьих, стандартностью педагогической ситуации – курс православной культуры вводится как общеобразовательный предмет, факультатив, а потому планирование и организация его осуществляется по общепринятой схеме (задачи, содержание, формы, методы и т.д.); в-четвертых, достаточно высоким профессиональным уровнем преподавателей, большинство из которых имеют высшее гуманитарное образование; в-пятых – и это самое главное – идеальным содержанием самого курса, и поэтому так важно при преподавании выдвинуть на первое место не столько методическое мастерство преподавателя, сколько само содержание курса.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру