Литература XIX века

Мотивы романа М. Шелли «Франкенштейн или современный Прометей» в творчестве Ф.М, Достоевского
Главной темой Достоевского-психолога было изображении кризисных состояний души, равно как и глубинных философских причин их возникновения. Боль отчаяния, катастрофичность мировосприятия предстают у него не как проходящее, временное состояние, а как метафизическая реальность, меняющая всю личность. Смятенные, разорванные мысли, неукорененность в действительности, неуверенность в себе и в мире формируют ирреальную картину бытия в сознании его героев. Отсюда и тянутся корни фантастического и мистического в поэтике писателя >>
Романтические мотивы в поэме Некрасова «Мороз, красный нос»

Данной статьей мы продолжаем тему, которая разрабатывалась Анной Ивановной Журавлевой в ее ценном исследовании «Некрасов и Лермонтов». О связях поэзии Некрасова с русским романтизмом существует целый ряд работ, затрагивающих в том числе и интересующий нас аспект – влияние русской романтической поэмы на лироэпическую поэзию Некрасова.

>>
Достоевский и Шиллер. Часть четвертая
Мотивы и идеи Шиллера в "Братьях Карамазовых": «Разбойники»

«Братья Карамазовы» явились кульминацией диалога Достоевского с Шиллером. Здесь Достоевский уже почувствовал себя вправе открыто апеллировать к кумиру своей юности, проводя все его философские и художественные темы, которые мы пытались рассмотреть выше.

>>
Достоевский и Шиллер
Интермедия вторая: Трагический бунт Ипполита В романе Достоевского «Идиот» осужденный на скорую смерть от чахотки Ипполит в своей исповеди повторяет рассуждения Шиллера о природе, бессмысленно обрекающей к гибели все живое, не пощадившей в свое время даже Христа. >>
Достоевский и Шиллер. Часть четвертая
Интермедия первая: «Женщина поняла женщину» Отдельно, в виде интермедии, хотелось бы остановиться на разработке сцены встречи двух соперниц у Достоевского, восходящим одновременно к сразу двум шиллеровским пьесам: встрече Луизы и Мильфорд в “Коварстве и любви” и встрече двух королев в “Марии Стюарт”. Обе сцены отличаются невиданным драматическим накалом, стремительным чередованием коварной игры и бурных откровений, борьбы благородства, самолюбия и ненависти. В обоих сценах соперницы неожиданно меняются ролями, так что униженной оказывается вышестоящая по общественному положению, но сомневающаяся в законности своих сердечных притязаний на возлюбленного. >>
Что означают слова «прелесть» и «просвещение» у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя
Встречается мнение, что А. С. Пушкин был равнодушен к религиозным вопросам. Но как же тогда понимать известное высказывание поэта о Евангелии, которое всегда было предметом его пристального внимания: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие»? >>
Из разборов лирики Фета: «Заря прощается с землею»
В стихотворении одновременно работают «механизмы» разделения и слияния: свет контрастирует с мраком, деревьям противопоставлены их вершины, но сливаются, посредством поэтических метафор в образе заката примиряются «огонь» и водная стихия (ассоциации с водой заре придает метафора «купают»). Деревья с их «венцом» уподоблены не только царям, но и прекрасным купальщицам. Этот смысл порождают метафора «купают», слово «с негой», в поэтической традиции окруженное эротическими смыслами и относимое к прекрасным женщинам. Одновременно деревья – это подобия маяков, горящих высоко в темноте: такие оттенки значения созданы метафорой «огонь вершин». >>
Из разборов лирики А.А. Фета: стихотворение «Еще одно забывчивое слово»
Первая публикация - в составе прижизненного сборника поэзии Фета Вечерние огни. Выпуск второй неизданных стихотворений А. Фета. М., 1885. Автограф, содержащий варианты ранней редакции, - в так называемой тетради II, хранящейся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук. >>
Жизнь и сочинения Николая Гоголя
Тайна второго тома. Завещание После кончины Гоголя, в тот же день, прошел слух, что он сжег свои бумаги. Современники были уверены, что уничтожена рукопись второго тома «Мертвых душ». Была названа и дата сожжения – ночь с 11 на 12 февраля. >>
Жизнь и сочинения Николая Гоголя
Последние дни. Лествица, возводящая на небо Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя доныне являются предметом размышлений для биографов. События эти произошли с такой быстротой, что для многих современников стали полной неожиданностью. >>

21 - 30 из 271
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру