Литература XIX века

Федор Иванович Тютчев (1803–1873): очерк жизни и творчества
Поэзия и политика были главными увлечениями Тютчева. Поэт он был, как выразился первый его биограф И.С. Аксаков, «по призванию, которое было могущественнее его самого, но не по профессии», и стихи «не писал, а только записывал». Они являлись под впечатлением минуты, переживаемой со всем напряжением ума и сердца. Взмах ресниц, вспышка зарницы или полет мотылька в стихах Тютчева причастны к «жизни божески-всемирной» – к стихиям природы и тайнам истории. Он был одарен свойством видеть мир целиком – с «шевелящимся» на дне его хаосом и «небом серафимских лиц» над ним, с его «минутами роковыми» и тишиною воскресных дней. >>
Г.Р. Державин и Отечественная война 1812 года: Опыт истолкования «Гимна лироэпического на прогнание французов из отечества»
«Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества», впервые изданный в январе 1813 г., – самое большое из стихотворений Державина (646 стихов, 51 строфа), отклик на величайшую из побед, которые когда-либо ему как «певцу русской славы» приходилось воспевать, и единственное при жизни опубликованное сочинение, в котором он торжественно передает лиру «младым певцам». >>
Структура и принципы сюжетообразования в романах «пятикнижия» Ф.М. Достоевского
Казалось бы, изложить основной сюжет каждого из романов можно вкратце как нечто цельное и законченное. «Преступление и наказание» повествует о преступлении и раскаянии Раскольникова, внешнее действие романа «Идиот» – развитие и трагическая развязка любовного треугольника, «Бесы» литературно и идеологически интерпретируют «нечаевское дело», «Подросток», как роман воспитания, посвящен истории взаимоотношений отца с незаконнорожденным сыном и духовному становлению последнему, в основе «Братьев Карамазовых» лежит детективный сюжет: отцеубийство и его расследование. Но тут же мы видим, что это сказать – значит ничего не сказать. >>
Мотив двойника в русской поэзии XIX века
Традиционно тема двойничества связывается в сознании школьника или начинающего гуманитария с именем Достоевского, хотя и здесь зачастую остается многое дискуссионным: каких героев у великого классика считать двойниками, и на каком основании? >>
Структура и принципы сюжетообразования в романах «пятикнижия» Ф.М. Достоевского.

Казалось бы, изложить основной сюжет каждого из романов можно вкратце как нечто цельное и законченное. «Преступление и наказание» повествует о преступлении и раскаянии Раскольникова, внешнее действие романа «Идиот» – развитие и трагическая развязка любовного треугольника, «Бесы» литературно и идеологически интерпретируют «нечаевское дело», «Подросток», как роман воспитания, посвящен истории взаимоотношений отца с незаконнорожденным сыном и духовному становлению последнему, в основе «Братьев Карамазовых» лежит детективный сюжет: отцеубийство и его расследование. Но тут же мы видим, что это сказать – значит ничего не сказать.

>>
В поисках скрытого смысла: о поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине»
Об эпиграфах в пушкинском романе в стихах написано очень много. И всё же роль эпиграфов, их соотношение в текстом глав по-прежнему ясны не полностью. Попробуем, не претендуя на безусловную новизну истолкований, не торопясь перечитать роман. >>
Почему царю понравился «Ревизор»
Известно, что «Ревизор» Н. В. Гоголя был дозволен к постановке на сцене (а, следовательно, и к печати) вследствие высочайшего разрешения. Император Николай Павлович прочел комедию в рукописи и одобрил; по другой версии «Ревизор» был прочитан ему во дворце В. А. Жуковским или графом М. Ю. Виельгорским. >>
Образ Алексея Карамазова и проблема свидетельства миру о Христе
Богатейшая духовно-нравственная проблематика романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1880) вбирает в себя художественное постижение граней религиозного опыта – в его как сокровенно-личностном измерении, так и в обращенности к внешнему миру ради свидетельства о Христе и Его правде. >>
Однажды Гоголь…
Рассказы из жизни писателя Гоголь однажды сказал, что человек со временем становится тем, чем смолоду был. А каким был он сам в детстве и отрочестве? О школьных годах Гоголя, времени его пребывания в Гимназии высших наук в Нежине сохранилось немало воспоминаний его школьных товарищей. >>
Ф.М. Достоевский и Г. Гауптман
По признанию самого Гауптмана в автобиографической книге «Приключение моей юности», он познакомился с творчеством Достоевского еще в ранней молодости, в цюрихский период своей жизни (1888г.): «Я глубоко воспринял русских писателей, сначала Тургенева, потом Толстого, наконец, Достоевского, и Достоевский навсегда остался для меня самым большим, потрясающим переживанием». >>

11 - 20 из 271
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру