Русский язык

О развитии навыков комплексного лингвистического анализа текста (задание второе)
Экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ становится сегодня основной формой проверки знаний. К сожалению, навыки работы с текстом: умение делать синтаксический анализ предложения, морфологический анализ отдельных слов  при этом утрачиваются. Выполняя задания части В, школьник сталкивается с ситуацией псевдоанализа. Стандартизованные задания (поскольку все должны оказаться в одинаковой ситуации, то уровень сложности вопросов должен быть одинаков – это цель единого экзамена) не подразумевают, что при составлении вопросов будут учтены особенности каждого предлагаемого на экзамене текста. >>
«Движитель» словарного дела – Сергей Иванович Ожегов
(малоизвестные штрихи к биографии ученого)

В истории отечественной филологии XX века есть страницы, казалось бы, всем хорошо известные. Не потому ли при произнесении имен академиков А. А. Шахматова и Л. В. Щербы, Б. А. Ларина и В. В. Виноградова, профессоров Н. Н. Дурново и И. Г. Голанова и многих других всегда возникает благоговейное чувство уважения и восхищения перед их учеными трудами и немалыми человеческими подвигами. Ведь жили они в сложную эпоху, крушившую одно и прославлявшую другое. И остаться в те неспокойные годы самим собой, сохранив веру в науку и ее традиции, быть преданным и последовательным в своих поступках — все же смогли немногие. И среди этих имен уже более полувека у всех на устах имя Сергея Ивановича Ожегова — историка русского литературного языка и лексиколога, педагога, мудрого наставника и просто живого и близкого многим из нас человека.

>>
Союзные слова и их морфологическая характеристика (школьный учебник – академическая грамматика – словарь-справочник)
На экзамене по русскому языку есть задание "определить частеречную принадлежность слова". Несмотря на то что изучение морфологии в школе предполагает знание всеми школьниками частей речи в русском языке (данная информация входит в программу начальной школы и закрепляется в средней), есть зоны, ошибки в которых допускаются чаще всего.
>>
Употребление прописной и строчной буквы (основные положения правила и практикум)
Правило употребления прописной и строчной букв в русском языке можно сформулировать кратко: «Прописная буква пишется в начале предложения и в имени собственном – индивидуальном наименовании». Приблизительно такая формулировка дается в школьном учебнике русского языка при первом изучении этого правила – еще в начальной школе. По мере изучения русского языка сама обобщенная формулировка не претерпевает существенных изменений, растет лишь количество изучаемых собственных имен. Если первоклассник практикуется в написании с прописной буквы имен и фамилий, прозвищ героев литературных произведений, географических названий, то ученику средней и старшей школы приходится (изучая не только русский язык, но и другие предметы школьной программы) включать в практику письма названия исторических эпох, единиц измерения, видов растений, астрономических тел т.д. >>
Употребление прописной и строчной буквы (основные положения правила и практикум).
 Правило употребления прописной и строчной букв в русском языке можно сформулировать кратко: «Прописная буква пишется в начале предложения и в имени собственном – индивидуальном наименовании». Приблизительно такая формулировка дается в школьном учебнике русского языка при первом изучении этого правила – еще в начальной школе. По мере изучения русского языка сама обобщенная формулировка не претерпевает существенных изменений, растет лишь количество изучаемых собственных имен. Если первоклассник практикуется в написании с прописной буквы имен и фамилий, прозвищ героев литературных произведений, географических названий, то ученику средней и старшей школы приходится (изучая не только русский язык, но и другие предметы школьной программы) включать в практику письма названия исторических эпох, единиц измерения, видов растений, астрономических тел т.д. >>
Проблема этнолингвистических обоснований евразийства
Публикуемая статья профессора кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Олега Сергеевича Широкова (1927-1997) представляет собой предисловие к сборнику "Исход к Востоку" (София, 1921), переизданному под научной редакцией Олега Сергеевича издательством «Добросвет» при участии Книжного дома «Университет» в 1997 году. Статья содержит научную биографию великого русского лингвиста Николая Сергеевича Трубецкого - одного из основоположников евразийства в его оригинальных мировоззренческих и научных основах. >>
Из истории отечественной науки 1930– 1960-х гг.
Профессор МГУ С. А. Копорский в кругу языковедов В истории отечественной филологии есть имена, не столь заметные, на первый взгляд, остающиеся до сих пор в тени: то ли в силу сложившейся традиции оценивать и принимать только тех, кто еще при жизни был увенчан академическими лаврами (и таких имен у нас, к счастью, немало), то ли по причине нашей «извечной» забывчивости или, скорее, нерадения за тех, для кого наука не была своего рода идеологической трибуной, что нередко случалось ранее, да и практикуется сейчас, но тем большим и весомым делом, «двигателем умов», что непременно является качеством особенной личности, одержимой благородной и, увы, многим непонятной теперь идеей просвещения людей и служения им… до конца, до последнего вздоха. >>
Речевые средства деловой письменности их функционально-стилистический орнамент
 XVI–XVII столетия в истории русской письменной культуры занимают очень важное положение, так как в данный период происходило формирование основ системы национального языка и его стилей. Даже в рамках деловой разновидности уже тогда не было единства в способах и средствах выражения элементов утилитарной традиции, которая охватывала практически все сферы общественной деятельности. Происходила централизация управленческого аппарата, его укрупнение и реорганизация. Рост документооборота также способствовал не только развитию жанров, но и формировал «деловой» вкус эпохи. >>
Жизнь и труды академика Василия Михайловича Истрина
В истории русской филологической мысли есть события и имена, обладающие особым значением и звучанием. В течение многих лет они являлись тем ориентиром, той силой, которые способны были «заряжать» не одно поколение студентов, педагогов и исследователей притягательной способностью делать Добро и жить его ощущением. К таким, безусловно, знаковым фигурам относится и личность академика В. М. Истрина, почти забытого теперь. Наш очерк о нем, по сути своей первый в традиции «филологического отечествоведения», расскажет об этапах жизненного пути этого замечательного ученого, его трудах и взглядах, общественно-полезной деятельности. Все это, осмысленное в последовательности и без принятого в прежние годы налета «реакционности», в строгом соответствии с избранным жанром, позволит понять — и это главное — целую эпоху рубежа XIX и XX веков, в которой было место славе и подвигам трагического поколения подлинной русской интеллигенции. >>
Варианты комплексной проверки знаний по русскому языку (от практики к теории).

  В настоящее время основным способом проверки знаний по русскому языку для выпускников средней школы оказывается единый государственный экзамен, большая часть которого построена в форме теста. Нет нужды говорить о том, что такая форма проверки знания не является оптимальной. В процессе создания текста сочинения школьник имеет возможность сам регулировать использование правил русского языка, тогда как в тесте он лишен этой возможности и должен выбирать единственный вариант, отмеченный составителями как правильный. В этой ситуации школьники часто объясняют свой выбор простой догадкой или выбором «от противного», что, естественно, реальный уровень грамотности выпускника школы не отражает.

>>

131 - 140 из 195
Начало | Пред. | 12 13 14 15 16 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру