Предуниверситарии - мнение педагога

Своим мнением о создании предуниверситариев с порталом «Слово» поделился Беличенко Дмитрий Юрьевич, учитель истории и литературы, член Союза журналистов Москвы, автор УМК по литературе и истории 10-11 класса, методист образовательной системы «Школа 2100».

- Предуниверситарии – прекрасная идея.

Однако, мне кажется, существует некоторое недопонимание между представителями высших и средних образовательных учреждений. Хотя иные учителя с успехом совмещают обе эти компетенции – мой знакомый учитель математики – кандидат наук, преподаватель университета, одновременно имеющий за плечами 15 лет педагогической практики в школе. Это непонимание, наверное, сродни тому заблуждению, которое и сегодня испытывают учителя основной школы, получив в свои руки новоиспеченных пятиклашек. Мол, ничего они не знают, ничего не умеют – и чему их только в школе учили четыре года. А ведь все не совсем так. И с пятиклассниками требуется, в основном, договориться о терминах, о приемах, и выяснится, что они не зря сидели за партой в начальной школе. И вчерашние школьники, приходящие в ВУЗы, а через них и учителя, их обучавшие, не заслуживают такой жестокой и однозначной оценки. Ничего не буду говорить и про зарплату в 57 тысяч, пусть эта цифра останется на совести того человека, который ее Льву Львовичу подсказал.

Я понимаю Льва Львовича – ему для того, чтобы подчеркнуть нужность предуниверситариев, требуется пройтись катком по среднему образованию. А стоит ли? Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для основной школы, принятый не так давно, направлен как раз на формирование деятеля – человека, который не зазубривает страницами учебник, а использует его как один из источников. В школе многое меняется – и меняется давно. Уроки по сути своей не направлены на простое заучивание – это бесполезно, даже вредно. В рамках реализации нового образовательного стандарта сейчас стараются работать все. Особенно это касается развивающих систем – можно вспомнить систему Эльконина-Давыдова, систему Занкова, наконец систему «Школа 2100», которую я в полной мере, мне кажется, могу назвать и своей, потому что работал и работаю по ней. И основана она на идеях Выготского, на трудах академика А.А. Леонтьева, направлена на формирование деятеля, личности. В ее основе – системно-деятельностный подход, он позволяет не «проходить» урок, а «открывать» его, как открывают новое практическое знание в жизненной ситуации.

Предуниверситарии как заведения, позволяющие углубленно подготовиться именно в данный ВУЗ – что же, это прекрасно. Но некие «заведения для избранных», подменяющие собой школы, где будут учить новому способу работы с учебным материалом – это утопия, на мой взгляд. Каждый должен заниматься своим делом, в котором он понимает лучше всего: школы – средним образованием, ВУЗы – высшим. Поэтому, мне кажется, не стоит «контролировать контроль» и говорить о 8-9-10 классах, как нуждающихся в «переучивании» через запятую. Просто наше общее дело – добиться того, чтобы хорошо работали все звенья цепи и наличествовал механизм перехода в ВУЗы, одним из составляющих которого, возможно, могли бы стать пресловутые предуниверситарии.




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру