Дошкольное образование - новый стандарт

Одна из главных инноваций Закона об образовании состоит в том, что дошкольному образованию был присвоен новый статус: дошкольное образование стало полноценным уровнем образования наряду с начальным, средним, высшим уровнями и т.п. уровнями образования. Основным документом, регулирующим требования к каждому уровню образования является, согласно Закону, стандарт. О разработке стандарта дошкольного образования порталу «Слово» рассказал Владимир Константинович Загвоздкин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Московского Института Окрытого образования, старший научный сотрудник Федерального института развития образования.

- Для разработки стандарта была создана Комиссия из ведущих отечественных специалистов под руководством директора Федерального Института развития образования, проф. А.Г.Асмолова.

Важный аспект стандарта по замыслу разработчиков будет состоять в усилении роли семьи, поддержке семьи, а также создании сетевой поддержки развития детей, некоего «пространства детства» в условиях современной жизни. Это актуально как для крупных мегаполисов, так и для небольших городов и населенных пунктов: поддержка детей и детства не должна быть ограничена дошкольными организациями в узком смысле. Должна быть создана инфраструктура поддержки детей, семей, охраны и защиты детства в условиях сложной жизни современного общества, которая в общем и целом неблагоприятна для детей и детства.

Образовательные программы дошкольных учреждений будут составляться в соответствии со стандартом. Предполагается, что реализация положений стандарта может осуществляться по-разному, в рамках разных подходов, что соответствует принципу вариативности. Не будет такого, что все дошкольные организации должны будут следовать какой-то предписанной сверху программе. Конкретный детский сад сможет взять за основу какую-либо примерную программу и составить свою программу по ней.

Важно при этом понять, что педагогическая и образовательная работа дошкольных организаций должна соответствовать специфике психо-физиологического развития детей раннего и дошкольного возраста. Никаких занятий школьного типа по изучению предметов в детском саду быть не должно. Ребенок младшего и дошкольного возраста учится и развивается иначе, чем школьник. Прежде всего нужно создать условия: обеспечить благоприятную общую психологическую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя хорошо, обеспечить сады материалами – оборудованием, игрушками и т.п. для свободной игровой и исследовательской активности. В детском саду нет таких же предметов, как в школе, но будут предусмотрены образовательные области, например, развитие речи и общения, знакомство с книжной культурой путем рассказов или чтения вслух, развитие креативности, творческих способностей детей – дети рисуют, поют, лепят и т.п.; область гигиены и здоровья, элементарные знания о природе и математике и т.п.

В каждой дошкольной организации должны быть созданы условия для развития детской любознательности и воображения, исследовательской и игровой деятельности, для которых должно быть выделено достаточно времени, пространства и материалов. Очень важно моторное развитие. Должны быть созданы условия для удовлетворения детской потребности в движении. Развитие крупной (бег, прыжки, лазание, общая ловкость) и мелкой (владение ножницами, карандашем, завязывание шнурков и т.п.) моторики очень важно для дальнейшего перехода в школу.

В нашей стране долгое время господствовала традиция, согласно которой все дети одного паспортного (биологического) возраста должны были соответствовать определенному нормативу развития, который фиксировался в программах. Группы жестко делились по возрастам: первая младшая группа, вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа и т.п. Все строем должны были осваивать одну и ту же программу на «занятиях». Свободной игровой и исследовательской деятельности детей не оставалось достаточного места и времени. В такой системе невозможно учесть разные способности детей.

Такая жесткая регламентация должна быть устранена. Стандарт будет благоприятствовать более широкому распространению разновозрастных групп и организации образовательного процесса, допускающего вариативность путей развития детей. Важно понять, что не программа должна обеспечить вариативность, учитывать разные способности – дети разные и в реальности развиваются по-разному. Программа должна допускать эти различия, она не должна жестко регламентировать образовательный процесс и давать воспитателям возможность реализовать программу по-разному, в зависимости от конкретного состава детей. Учитывать разные способности должны воспитатели в своей ежедневной работе, программа этого сделать не может. Воспитатели должны научиться наблюдать за детьми, определять интересы, склонности, способности, сильные и слабые стороны развития того или иного ребенка и учитывать эти индивидуальные способности в своей работе. Никаких планируемых заранее общих для всех результатов в программах быть не должно.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру