Нестандартный педагог в стандартной ситуации

Разработка «профессионального стандарта педагога» вызвала в педагогических кругах настоящую бурю, между тем как о сути вопроса известно пока немного. Портал «Слово» обратился за разъяснениями к одному из членов рабочей группы по разработке «профессионального стандарта педагога». На наши вопросы отвечает Забродин Юрий Михайлович,проректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», вице-президент Федерации психологов образования России.

- Что такое «профессиональный стандарт педагога»? Зачем он нужен?

- Сейчас в нашей стране идет глобальная реорганизация системы образования. Но многие проекты, так хорошо прописанные на бумаге, почему-то не работают. Отчего? Оттого, что мы забываем об одном из главных персонажей этой системы – об учителе. Стандарты у нас новые, а люди, которые с ними работают, оказываются не готовы приспособиться к изменениям. Работая над «профессиональным стандартом педагога», мы хотим определить набор компетенций, которыми должен обладать педагог, чтобы соответствовать той новой образовательной системе, к которой мы хотим прийти.

- И о каких принципиально новых компетенциях пойдет речь?

- Формируя требования к учителю, мы отталкиваемся от тех результатов образования, которые мы хотим получить. Это, во-первых, предметные компетенции – т.е. база знаний, на которой можно построить любую профессиональную деятельность; во-вторых – это метакомпетенции, под которыми мы понимаем умение и желание учиться, способность к коммуникации, к организации собственного учебного и рабочего процесса, заинтересованность в собственном развитии именно ради самосовершенствования – ради знаний, а не ради оценки. Это очень важно, чтобы человек сам стремился продолжать начатое в школе. И, в третьих, это личностные качества ученика.

Вот три результата образования, которые мы требуем от учителя общей школы. Если мы эти задачи поставили, из них вытекают те характеристики, которыми должен обладать учитель. Главное - он должен уметь сформировать человека, который мог бы выполнять две важных социальных функции – быть гражданином общества, своей страны, и быть при этом профессионалом, способным своей стране осознанно принести пользу. То, как этого достичь, - индивидуально для каждого учителя.

Мы признаем нелепость единых требований ко всем учителям. У каждого региона своя специфика: зачем готовить космонавтов там, где нужны фермеры? Конечно, социальный лифт тоже работает, но чаще всего выпускники остаются работать в том регионе, где учились. Так, если это сельскохозяйственный район, то пусть там будут уроки труда, где дети будут выращивать картошку, учиться покупать ее и выбирать, пусть они узнают, как подойти к корове, как её доить, как выглядит хорошее молоко. И это им пригодится больше, чем высшая математика.

Кроме того, есть учителя дошкольного образования, а есть, например, учителя-предметники. И у каждого должны быть свои компетенции. Стандарт позволяет каждой школе сформировать свои требования к учителям, которые позволят достигнуть результата. Желаемый результат – это единственное и главное, что жестко зафиксировано в стандарте. А пути к нему могут быть различными.

- Зачем создавать стандарт искусственно? В школе в любом случае происходят естественные изменения в соответствием со временем. Почему некий насильно внедренный стандарт лучше этих естественных изменений?

- Это и есть естественные изменения. Весь мир постепенно приходит к тому, что работник трудится наиболее эффективно, если он понимает свои задачи и сам заинтересован в общем успехе. И педагогика – одна из сфер, где этот экономический закон применим, но пока не используется. Мы хотим помочь привести компетенции педагога в соответствие с его задачами и, тем самым, сделать переход к новой системе образования более естественным.

- Как критерии, по которым будут оцениваться педагоги, станут отличаться от ныне действующих аттестаций?

- Вы можете заметить, что много внимания уделяется личности учителя, его психологическим качествам и навыкам. От учителя теперь требуется большая вовлеченность в процесс, умение не только давать знания, но и органично существовать в детской среде. С учителя будут требовать не просто знание предметов, но умение полноценно развивать личность и предупреждать отклонения от нормы.

Здесь проблема оценки стоит очень остро – ясно, что успеваемость учеников можно определить, заглянув в классный журнал. Но как определить, насколько гармонично развивается личность, насколько комфортно ученикам в школе?

Ясно, что, если учитель не уделяет внимания атмосфере в классе, она будет формироваться стихийно – будут драки, травля, напряжение – это и есть индикаторы того, что что-то делается плохо или не делается вовсе.

Нужно в первую очередь научить учителя самому видеть по этим индикаторам, что у ребенка проблемы. Он должен знать ответ на вопрос «почему это происходит?» Он должен искать причины, он должен спрашивать и пытаться помочь, что бы это ни было. Учитель не должен быть дефектологом, но он должен отвести ребенка к дефектологу, если замечает отклонения. Это работа учителя, которая зафиксирована в стандарте учителя.

- И кто же будет тестировать учителей на соответствие этим стандартам? Как определить, способен ли педагог выполнять все эти требования?

- Разработка института оценки – это также большая проблема.

Мы сейчас работаем в такой системе, что систему оценки труда каждого работника определяет руководитель. А стандарт позволит создать общую линейку для всей России, чтобы требования к учителям в школах были едиными. Это будет база оценки уровня квалификации, независящей от его отношений с работодателем и коллегами. Есть набор функций, и если ты их выполняешь эффективно, то ты можешь претендовать на оплату, соответствующую твоему уровню профессионализма. Если у педагога квалификация больше, он должен получать больше. Это единственно верный закон, понятный любому капиталисту. И только профессионализмом должна определяться оплата учителя. В основу оценки работы и ложится профессиональный стандарт, и эту оценку могут осуществлять как эксперты-профессионалы (т.е. тоже педагоги – люди, выбранные из профессионального сообщества), так и соответствующие тесты и экзамены.

- Стандарт начального образования, введенный в начале 2011 года, в большинстве школ России реализовать невозможно. Каковы шансы, что такая же ситуация не сложится с «профессиональным стандартом педагога»?

- А это наша особенность российская. Вот, ввели этот стандарт в позапрошлом году. Народ весь отрапортовал: мы перешли на новый стандарт. Я сам ездил по школам, проводил встречи с учителями и школьным начальством. Рапортуют: все сделали, перешли на новый стандарт, к 2012 году всё закончили. Как закончили? У вас же каждый год новый первый класс! Нужно 4 года каждый раз снова проделывать эту работу, пока это не станет системой. Нужно закреплять результат, проводить повышения квалификации для учителей, которые берут первые классы. Иначе никакого смысла не будет.

Внедрение «профессионального стандарта учителя», как и любого нового стандарта – это длительный процесс, и мы это понимаем. Мы будем прослеживать раз за разом – какой продукт мы получаем? Анализировать свои ошибки, исправлять – и ни в коем случае не останавливаться на полпути.

- Учитель в значительной степени профессия творческая. Если предложить родителям «стандартного» педагога вместо творческого – не выберет ли большинство для своих детей в качестве альтернативы домашнее образование?

- Этот стандарт не ограничивает педагога, а, наоборот, заставляет его мыслить и смотреть шире. Если раньше акцент делался на средствах – как преподавать, то теперь главное – это цель, т.е. каков будет результат. Нет четко прописанных инструкций, есть рекомендации, и каждый учитель волен идти своим путем, искать свой подход. То есть творческий подход необходим. Главное, учитель должен уметь видеть детей, видеть каждого из них и класс в целом одновременно. Уметь увидеть одаренность и, наоборот, неспособность, и каждому помочь гармонично развиться. А индивидуальный подход – это как раз то, чего ждут все родители для своего ребенка.

- Если будет принят закон о стандарте, чем на практике это может обернуться для нашего образования?

- Внедрение стандарта требует очень масштабной работы, которая приведет к изменениям на всех уровнях образовательной системы. Раз мы эти функции прописали, мы должны прописать возможности получения квалификации, необходимой для выполнения этих функций. Могут быть введены новые формы послевузовского образования – что-то вроде интернатуры для педагогов, курсы повышения квалификации. Новый стандарт потребует и переаттестации педагогов, работающих сейчас, и изменений на уровне обучения – новых стандартов для педагогических вузов. Мы будем вводить это все постепенно.

Мы надеемся, что в итоге это позволит нам сформировать аккуратную систему образования, которая должна быть гибкой. Это позволяет давать простор школам, делать систему приспосабливаемой, так, чтобы не приходилось каждый год вводить новый стандарт.

Уже в конце этого года мы готовимся запустить пилотные проекты в тех регионах, которые к этому готовы. Остальные же регионы будем к этому подводить. Будем действовать методом проб и ошибок. Мы ни в коем случае не утверждаем, что вся страна должна вдруг, с завтрашнего дня, перейти на новый стандарт и начать все делать по-новому. Нет, пилотность, постепенность, вариативность и обсуждаемость путей. Мы хотим, чтобы эта система была понятна специалистам, чтобы они сами видели, что им легче и лучше стало работать. И мы будем принимать во внимание их мнение.

Беседовала

Татьяна Никитина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру