Страсти по аспирантам

Подготовка научных работников – одна из самых обсуждаемых тем в сфере образования. Своим мнением по поводу системы подготовки, ее недостатков и о том, как от них избавиться, с порталом «Слово» поделился Земляков Дмитрий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса в Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при президенте РФ.

- Как происходит процесс подготовки научных работников? Есть ли в этом процессе "слабые звенья", которые требуют замены?

- Министерство образования каждому вузу дает квоту для подготовки определенного количества аспирантов. По очной форме аспиранты учатся три года, по заочной – четыре года. Кроме того, есть платная и бесплатная аспирантура. Помимо этого университеты предлагают также программы докторантуры, которые уже не квотируются. Вузы просто имеют лицензию на подготовку докторантов, прикрепляемых к учебным заведениям и пишущих под их руководством диссертации. Прежде всего, заинтересованность Министерства образования в подготовке аспирантов объясняется потребностью в научных работниках. Раньше набор осуществлялся согласно госплану, который рассчитывал определенное число деятелей науки, которое требовалось государству, и уже по этому принципу выделялись аспирантные места. Сейчас системы как таковой нет, поэтому в сущности в аспирантуру может пойти любой желающий.

- Действительно ли ситуация с подготовкой научных работников в России сейчас обстоит так плохо, как говорят в последнее время?

- Самый большой недостаток в данной сфере на сегодняшний день заключается в самих методах системы подготовки научных работников, особенно это касается спроса и предложения на рынке труда. В рыночной экономике в этой области должен быть спрос народного хозяйства на выпускников аспирантуры и докторантуры. И пока не будет сформирована инновационная научная система, пока показатели спроса и предложения не будут равны, ситуация вряд ли изменится.

Плохо то, что сейчас, в сущности, нет определенной системы подготовки. То, что мы имеем, – это в некотором плане устаревшая система в новых условиях, но она не может работать так, как она работала в прошлом. Инновационная сфера должна предъявлять спрос и закупать научных работников у вузов и социальных институтов, которые производят их подготовку. Например, из Академии наук и других организаций.

- Как бы вы могли прокомментировать ситуацию с множественными случаями выявления плагиата в научных работах?

- То, что сейчас плагиата очень много, - это факт. Особенно это касается гуманитарных наук: экономики, менеджмента, политики. Это связано с тем, что в гуманитарной области очень трудно сделать какое-либо научное открытие, тем более подтвержденное или подкрепленное какими-то официальными документами, например патентом. Работа в этой сфере носит вербальный, словесный характер, поэтому все могут друг у друга списывать целые больше фрагменты, не выделяя их как цитату, а выдавая за собственные. Плагиат – это действительно серьезная проблема. Но не нужно забывать, что для научно-образовательной сферы диссертации и кандидатские – это не столько, может быть, научная работа, сколько квалификационная. Человек, который хочет работать в науке, должен пройти определенные ступени, вследствие чего многие работы делаются просто для квалификации и не претендуют на какую-либо ценность, поэтому и используются готовые тексты.

- Что бы вы могли сказать по поводу внедрения программы антиплагиата? Считаете вы ее достаточно эффективной?

- Эта программа неидеальна, потому что она не может выявить первоисточник, а просто указывает, есть ли в сети проверяемый текст. Неоднократно происходили случаи, когда научный деятель использовал в своей же работе какие-либо части из своей диссертации, и автоматически становился плагиатчиком. Программа несовершенна еще и потому, что она не реагирует на так называемый далекий плагиат – компиляцию, которую она просто не распознает. И, конечно, в некоторой степени эта программа оказывает немалое давление на авторов. Иногда хорошая работа, к примеру, реферат, состоит просто из обзора литературы, она имеет научную ценность, но будет автоматически отнесена к плагиату, так как формально взята из других источников. Это особенно касается научной деятельности в сфере юриспруденции, экономики, искусствоведения, где могут заимствоваться большие фрагменты, и диссертация или кандидатская может на две трети состоять из этих частей, но при этом быть отличной научной работой. То есть недостатки, безусловно, есть. Но такая система все-таки нужна. Потому что само ее существование во многом сдерживает аспирантов и кандидатов в доктора наук от заимствования. Систему надо обязательно корректировать, но я не могу сказать, что отношусь отрицательно к ней, потому что сама идея правильная. Просто нельзя доводить все до крайности и принимать ее за единственно верный критерий оценки оригинальности научной работы.

- Те изменения, которые планируют ввести, например, увеличенная финансовая поддержка, могут ли улучшить ситуацию?

- Если государство подтверждает ценность научного работника, то ему предоставляется жилье и выплачивается определенная сумма денег. Зачастую это происходит уже со студенческой скамьи – в виде различных скидок отличникам и материальной помощи. Я поддерживаю эти изменения, это практика во всем мире. Конечно, это еще и определенная стимуляция деятельности молодых работников, которые должны содержать себя и свои семьи. Кроме того, не нужно забывать, что они не только тратят много времени на написание научных работ, но и нуждаются в финансовой поддержке для их успешной реализации, что особенно касается точных наук.

- На ваш взгляд, почему развернулась такая шумиха вокруг подготовки научных работников?

- Потому что накопилось множество проблем. И из-за нескольких скандалов в обществе произошел резонанс, все обратили пристальное внимание на недостатки этой области. И главное противоречие, которое я вижу, заключается в том, что старая система не может работать в новых условиях. Ее нужно реформировать полностью, а она реформируется с трудом. Или не реформируется вообще. Она работала тогда: система подготовки кадров, система аттестации кадров, но сейчас другие условия, и слишком много поменялось. Это нужно понимать и принимать определенные меры.

Беседовала

Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру