Кому нужна финансовая грамотность?

Не так давно в Министерстве финансов начали обсуждать необходимость введения в школах такого предмета, как финансовая грамотность. Министерство образования инициативу поддержало. Пока что проект находится в стадии разработки, осенью его начнут тестировать в школах. Чему будут посвящены уроки и зачем они современным школьникам, порталу «Слово» рассказал Владимир Сергеевич Автономов, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой экономической методологии и истории ВШЭ.

- Владимир Сергеевич, что будут изучать на уроках финансовой грамотности и как они будут строиться?

- Начну немного издалека. Во-первых, инициатива введения уроков финансовой грамотности связана в том числе и с недавним кризисом, который начался в сфере финансов, и именно в потребительской сфере. Можно сказать, что сейчас эта проблема вышла на самый первый план. Во-вторых, занятия по финансовой грамотности – это не российское ноу-хау, они распространены почти во всем мире. Есть и программы Европейского сообщества, и программы, реализуемые Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), и даже проводятся специальные тесты по финансовой грамотности, которые разработала та же ОЭСР. Финансовой грамотности учат на национальном уровне в Англии, США и Австралии. Словом, это достаточно известная и получившая широкое распространение часть мирового образовательного опыта. Что касается нашей программы, которая сейчас разрабатывается, нельзя сказать, что она самая первая. Были до этого программы у издательства Анита Пресс и организации «Достижения молодых», также Российская экономическая школа преподавала подобные программы. И проект, который осуществляется сейчас с помощью Всемирного банка, основан на значительном опыте ведения аналогичной деятельности и в нашей стране, и за рубежом.

Главным образом в центре внимания на уроках будет изучение реальных жизненных ситуаций, в которые могут попасть дети и их родители. Например, использование банковских карт, оплата сотовой связи и Интернета. Дети уже сейчас могут сами советовать родителям, как следует всем этим пользоваться, ведь молодое поколение более продвинуто в этом вопросе, чем поколение старшее. В начале каждой темы будет рассматриваться некая ситуация и затем с весьма умеренным привлечением юридических знаний ученикам дадут рекомендации, как лучше действовать и вести себя в том или ином случае. Полученные в результате знания помогут школьникам, а затем и студентам уверенно ориентироваться в мире, в который они попадут после окончания школы и вуза.

Особенно я хочу подчеркнуть то, что в этой программе есть вставная часть, которая относится к воспитанникам детских домов. Она будет нести важную социальную функцию. Выходя из стен детского дома, дети попадают в очень непростую ситуацию. В отличие от сверстников, растущих в полных семьях, им никто не может подсказать, что делать. И часто недобросовестные люди этим пользуются – различными способами уговаривают их продавать квартиры, брать рискованные кредиты и потом отбирают у них средства. Так что таким детям обязательно нужно изучать данный курс.

- Какой круг тем будет рассматриваться?

- Тем очень много. Например, будут обсуждаться вопросы, связанные с банками, ведь это важная часть жизни. Банков у нас, наверное, слишком много. Я недавно разговаривал с профессором Сорбонны, которая приезжала к нам на апрельскую конференцию. Она сказала, что ни в одном городе мира она не видела такого количества банков, как в Москве. Это действительно так, причем российские банки ведут себя достаточно агрессивно. Их услуги активно рекламируют в метро и на улицах, и очень просто поддаться рекламе и принять предложение, которое потом окажется невыгодным. Это касается не только банков, сейчас есть и другие организации, которые предлагают кредиты без всяких документов. Вы приносите им паспорт, а они выдают сумму. Нужно, чтобы ребята понимали, что за этим на самом деле стоит: обычно проценты по таким кредитам самые что ни на есть грабительские.

Другой большой темой станут ценные бумаги. Может быть, это не так для ребят важно, но тем не менее нельзя не коснуться данного вопроса. Часто людям предлагают зарабатывать на рынке иностранной валюты, вести дела с паевыми инвестиционными фондами (ПИФами), которые сейчас не пропагандируются столь активно, как раньше,но все равно никуда не делись. Из других важных тем следует отметить те, что связаны с пенсионным обеспечением и страхованием. Ребята должны научиться помогать своим родителям, дедушкам и бабушкам правильно выбирать пенсионные планы. Пожалуй, это основные блоки, которые будут преподаваться в курсе дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности.

- С какого по какой классы будут преподавать этот предмет?

- С самого первого класса и в течение всего обучения. В начальной школе будет программа, связанная с историей денег. Например, заместитель заведующего кафедрой экономической методологии и истории, профессор Георгий Джемалович Гловели, имеет опыт в написании статей в Большую Российскую энциклопедию. Он очень эрудированный человек, знает, как развивались деньги в разных странах и может рассказать об этом интересно. С такой юной аудиторией он еще никогда не работал, но я уверен, что ему удастся доступно объяснить ребятам такую сложную тему. После курса в начальной школе обучение продолжится в средней, а потом наступит самый важный этап – старшие классы. Дети смогут выбирать направления, которые они захотят изучать. Отдельные программы, как я уже говорил, будут созданы для детских домов и специальных учебных заведений.

- Будет ли этот предмет интересен школьникам?

- Студентов, которых мы учим в своем университете, очень интересует все, что касается денег и финансов. Большинство наших первокурсников в конечном счете стремится выбрать финансовую специальность. Так что я думаю, что интерес к этой области нам обеспечен. Спрос на курс финансовой грамотности будет большим, и сформируется он самым естественным образом, и нам не придется какими-то особенными способами уговаривать детей его выбрать. Кстати, предполагается, что родители тоже примут участие в изучении этого предмета. Мы проводили предварительный опрос, и большинство родителей ответили, что готовы осваивать программу вместе со своими детьми.

- Получается, что занятия по финансовой грамотности будут необязательными, и сокращать часы других предметов не потребуется?

- Нет, часы сокращать не потребуется, потому что данный проект будет реализовываться в рамках дополнительной образовательной программы, которая вариативна. Изучать ее станут только те школьники, которые на основе свободного выбора решат, нужно им это или нет. Мы думаем, что многие образовательные учреждения выберут такой курс, потому что это очень востребовано.

- Кто будет преподавать этот предмет? Где найти учителей, которые действительно знали бы его досконально, а не просто пересказывали учебник?

- Мы собираемся апробировать программу в школах разных регионов. Уже объявлен конкурс среди школ, желающих участвовать в этом процессе. Мы будем собирать учителей, и это будут инициативные и грамотные учителя. Такие действительно есть. Высшая школа экономики проводит ежегодные Всероссийские олимпиады по экономике. Благодаря этому мы знаем много хороших учителей в разных регионах России. Они готовят очень любознательных учеников, способных участвовать в серьезных олимпиадах. Поэтому поиск грамотных учителей не такая уж большая проблема, и мы надеемся, что выбранные кандидаты будут и дальше работать как распространители экономического знания среди других учителей и, конечно же, школьников.

- Вы являетесь автором учебника «Экономика» для старших классов. Чем этот учебник отличается от собственно учебника по финансовой грамотности?

- Учебник моего авторства уже около пятнадцати лет находится на рынке, его можно даже назвать старожилом. Он посвящен не только финансовым вопросам. Это общее введение в экономику, которое охватывает понемножку все основные темы на том уровне, который доступен для учащихся средней школы. В основном по нему занимаются в 9-10 классах, поэтому при написании я старался не очень сильно углубляться в финансовые темы, которые могут быть непонятны без должной подготовки. А в данном курсе упор сделан именно на финансовые вопросы. В нашей команде есть и авторы других учебников по экономике, например, Игорь Владимирович Липсиц, который руководит авторским коллективом. У него огромный опыт написания учебников и пособий для самых разных уровней подготовки: и для школ, и для средних специальных учебных заведений. Результаты его трудов тоже будут учитываться и применяться при работе над проектом.

- А кто еще, помимо Липсица, будет писать учебники по финансовой грамотности?

- В написании учебников будет принимать участие большая группа людей, которые хотят поделиться своим опытом со школьниками. Следует отметить, что участники проекта напишут не только учебное пособие для школьников, но и пособия для учителей, которые будут работать по программе, и материалы для родителей, желающих также ознакомиться с этим предметом. Среди авторов будут как сотрудники различных кафедр экономического факультета ВШЭ, так и преподаватели с факультета менеджмента и из других учебных заведений, не обязательно вузов. Также будут привлечены учителя-методисты и работники различных органов управления образованием.

Беседовала

Мария Рудницкая


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру