Каппадокийские отцы

Лекция, прочитанная сербским епископом Афанасием (Евтичем) в Сретенской семинарии 30 октября 2001 года

В 1986 году у нас была встреча с хорватскими и словенскими богословами, а консультантом выступил хороший богослов, Шагибунич из Хорватии, и мы разошлись, он говорит: "Нет, нет, мы исходим из одного Божества, а потом подходим к Троице", а я говорю: "А у нас нет. Мы исповедуем: Отец, Сын и Святой Дух, а потом уже констатируем, что Они - одно". Этот тот же случай, когда Христос говорит в Новом Завете: Я и Отец - одно (Ин 10:30). И в общем, персональный, ипостасный подход. Василий его разработал и Афанасий признал даже своих врагов, вместо Маркелла Анкирского восточные выбрали Василия Анкирского, доктора, от которого сохранилось только одно сочинение - "О девстве", он был очень хороший подвижник, и он был вождем восточных, "омиусиан", и как диакон Василий был с ним на Соборе 362 года, когда к сожалению, победила линия омийцев, "подобников", тех, которых проводил Констанций, сын царя Константина, который хотел просто уравновесить - что там крайние никейцы, что там крайние ариане, лучше найти компромисс, как всегда хочет власть, чтобы не впадать в "крайности", а лучше выбрать середину, и он выбрал этих омийцев. Но между омийцами были такие, которые мыслили по-православному, а были такие, которыев верили совсем по-ариански, просто не говорили об этом. Так что движение омийцев одержало победу и не только на Востоке в 362 году, но после Романия и на Соборе в Селевкии, где тайно был Афанасий, слушал и видел, что там православные и сознался, что брат Василий Анкирский, при котором бывал, как молодой диакон, Василий Каппадокийский, что он православный, он исповедует то же, что мы, только другими словами. Это было большое дело Афанасия, об этом говорит Григорий.

За два года до этого Афанасий созвал Собор во время Юлиана Отступника, когда тот временно позволил свободу и разрешил всем епископам вернуться, но лукаво: чтобы епископы изгнанные и епископы, поставленные вместо них, ссорились между собой и Церковь слабела, так что будет потом легко навязать язычество. Так он и сделал: всем позволил вернуться, кроме Афанасия. А сотрудничал и переписывался Юлиан с Аэцием, новым вождем ариан, тот после умер и его дело продолжил ученик Евномий. Это очень интересно, что еретики всегда благополучно уживались и уживаются с язычниками. Например, гностики, из которых никто не пострадал. А всякие нынешние коммунисты, безбожники, западники и прочее, говорят, что Церковь гнала еретиков… Нет, это они гнали Церковь, а сама Церковь еретиков только исключала: пожалуйста, если вы не хотите с нами, разоряете веру и смущаете народ, то делайте свое, уйдите. И это значит исключение. Никакого дальше гонения. Потом уже государство начинало иногда гонение на еретиков, но государство куда больше гнало православных: Афанасий был изгнан не из-за чего, например, - просто увидел св. Константин, что из-за него большие ссоры и решил, что что-то там нехорошее, он не хотел раздувать это дело, но сказал, чтобы не ставили нового епископа на место Афанасия, а когда Констанций сказал: верните всех, и Афанасия, он вернулся в 339 году.

В 337 году умер благочестивый царь Константин, а сын его Констанций поддерживал ариан, и созвал Собор в 362 году для утверждения этой ереси. Василий Анкирский не согласился и был изгнан, этот вождь восточных, но остальные подписали, не под насилием, и епископ Василия Великого, Деаний Кесарийский, и отец Григория Богослова, Григорий Старший. Большая печаль была для Василия и для Григория, они вернулись из своей пустыни и там уже даже, как говорит Василий, Деаний покаялся, а Григорий сделал, чтобы его отец покаялся, но в общем, Констанций пошел на Запад и сделал на Миланском Соборе 364-365 годов так, что все епископы западные подписались, кроме некоторых: Иларий Пиктавийский, Люцифер Калабрийский, Евсевий Верчельский (около Торино, в Италии) - они не подписали. Подписал, дорогие мои, и папа Либерий. Св. Иларий писал три раза: "Анафема тебе, Либерий!" Так западный Отец анафематствовал папу. Если папа непогрешим, то как он подписал арианское вероисповедание?

С этим Собором было связано и новое изгнание Афанасия. И Афанасий очень сожалел, что подписал вероисповедание старик Осия Кордубский, это, так сказать, мифологическая личность никейской борьбы, он был на Соборе в Никее, потом, в 343 в Сардике, но старик, возможно, растерявшись, не сообразив, подписал полуарианское исповедание веры, а Либерий подписал также и осуждение Афанасия. И великая душа маленького ростом Афанасия сказала: "Либерий, конечно, пал". Но простил его - Афанасий, великая душа, понял, что это было под давлением.

А восточные собрали в Сирнуме (это в Сербии около Белграда 100-120 километров на запад в направлении Загреба) и сделали, что вернулось правое исповедание веры. И благодаря этому на Востоке Василий сменил в 370 году на кафедре своего епископа Деания, который покаялся и умер. Василий был тогда очень молодой, только 32 года, а надо было 40 лет для епископа, но его выбрали, потому что как такого человека не выбрать? Выбрали Евсевия - хорошо, и до 370 жил Евсевий, и когда осенью выбирали наследника Евсевию, то Василия не хотело большинство епископов, и только в перевес с одним голосом старика Григория-старшего его выбрали. Вот такая история. Так что не бойтесь, если история Церкви бурная, вы люди молодые, но если верите, что Дух Святой рководит Церковью, то будете спокойны.

И когда Василия избрали епископом, началось во время императора Валента гонение на православных, которые уже с Мелетием в 362 году, и когда Афанасий признал восточных, что они православные, конечно, и многие из них уже начали признавать и "омоусиос" и никейское исповедание, то уже возобновилось правое исповедание, а на Западе получилось, что все епископы, кроме этих изгнанных трех-четырех, подписали арианское исповедание веры. Это было падение, потому что лукавые, очень хитрые епископы с Востока, наши, Урсакий из Белграда и Валент из Мурсие Зосека и Сирмиумнский Герминий (из Митровицы), друзья с царем добились того, что они сразу же подписали арианское. Они сказали: разве вы не можете исповедовать веры без этого слова "омоусиос", которого нет в Священном Писании? Дайте тогда другое слово. И так получилось, что все 400 епископов подписали на Соборе в Римине (Северная Италия) в 358 году. Впоследствии большинство из них покаялось и вернулось в Православие.

А на Востоке началась здравая реакция на то, что победило арианство и то же савеллианство, монархианизм, и Афанасия на Востоке больше не судили. Но раньше осудили его из-за других дел, что будто бы он какому-то священнику отрезал руку и чародействовал с этим, а Афанасий привел с собою на Собор этого священника Арсения, когда был суд. Святитель облачил Арсения обширным одеянием, чтобы рук не было видно, и спрашивает у обвиняющих: "Какую же руку я ему отрезал?" Говорят: "левую". Он: "подними левую", и Арсений показывает целую левую руку. Говорят: "тогда правую", он поднимает правую, а Афанасий говорит: "не ищите третьей, третьей руки у человека нет". И после этого его не судили.

На шестой день Александрийского Собора 362 года, на котором были западные исповедники и присутствовали представители Востока от Мелетия и других, Афанасий признал их исповедание трех Ипостасей в значении трех Лиц - Отца и Сына и Святого Духа, как православное. Так постепенно подошло к Второму Вселенскому Собору, который окончательно дал победу Никейскому Собору. На Втором Соборе Никейский Собор триумфировал. Там отцы, как Вы помните, говорили: "рожденный из Отца", то есть из сущности Отца. На Втором сказали то же самое, но более ясно. Оставили "единосущный" и присовокупили, что Сын имеет Царство: "Егоже Царствию не будет конца". Во время Никеи некоторые учили, что Сын исшел из сущности Отца, стал Иисусом Христом, совершил Свое дело и вернулся к Отцу, передал Царство, ушел в сущность Отца - и больше ничего. Это хула, это савеллианизм. Это значит доминация над лицом. Он понял ошибочно 1 главу послания к Коринфинам, где действительно говорится, что Иисус Христос совершит все и передаст царство Отцу. Но передаст Царство как Спаситель, как Богочеловек, но Он всегда царствует как Сын. Окончил дело богочеловеческое и как Богочеловек говорит Отцу: предаю Тебе все, но остаюсь в соцарствовании со Отцом. Так что благодаря отцам, прежде всего Василию, который только неполных девять лет, с 370 до 379, находился на кафедре, и также Григорию, который продолжил дело его, истина восторжествовала.

Чтобы ослабить Василия, император Валент разделял митрополию Кесарийскую, утверждая новые кафедры, - он был врагом Василия. Даже дядя Василия был против него, и другие епископы были против него, когда молодой Василий поднимался, чтобы стать епископом. Малые епископы, так называемые хорепископы, были против него. И Василий, когда стал митрополитом, никого не гнал. Он сделал много новых епархий, новых епископий, и в одной из них - маленьком месте Сасине, поставил Григория, тот был уже священник и помогал своему отцу. Но Григорий рассердился и не пошел, сказав: что там Сасина? Это место, где отдыхают лошади, собаки дерутся из-за костей, я не пойду. И не пошел. Он даже, когда стал священником на Богоявление в 360 году, убежал после хиротонии, у себя жил как подвижник, убоялся священства. А потом вернулся на Пасху и попросил прощения и написал тогда же прекрасную апологию священства, и раньше Златоуста изложил учение о священстве. И также, став епископом, не пошел, но помогал отцу-старцу, и много сделал.

Но Василий, когда умирал, сказал Мелетию Антиохийскому архиепископу, которого очень любил: нужно идти в Константинополь, там арианин Демофил, арианство доминирует в столице, пошлите Григория туда. И вот, Григорий пошел туда в начале 379 года и за два года до начала Второго Вселенского Собора 381 года св. Григорий сделал чудо. В маленькой церкви Анастасия, которую имела дочь или внук Амфилохия и которую подарили, там служил Григорий и там говорил свои прекрасные богословские слова. Он возобновил православие, вернул Троицу в город. Это является доказательством, что один аскет, мистик даже, хотя это слово неточное, но, в общем, большой подвижник и исихаст, будучи притом больным, может стать таким активным деятелем. И пришел к нему из Александрии, где после Афанасия Петр был, а потом Тимофей, и не признавали ни Мелетия в Антиохии, а признавали Павлина. И возник раскол. У Мелетия было большинство, Мелетия гнали, на Западе его не признавали, а еще потом Аполлинарий сделал третьего епископа, попробовали ариане поставить своего, Зоила. Антиохия была большим городом, больше 200 тысяч проживало в нем в IV веке. И так как Григорий пошел в Константинополь, он не хотел Григория признать, и прислал из Александрии такого аскет,а Максима Киника, философа, который защищал православие в Александрии, он пришел к Григорию и стал его другом, Григорий его крестил, рукоположил в священника... А он потом в один момент ушел и его сделал епископом Александрийский епископ и послал, чтобы отнять православную паству и церковь у Григория, в то время, когда Григория лежал больной в постели. Но тут народ поднялся, выгнал их, большое тогда случилось возбуждение…

Но когда правитель Феодосий прибыл и изучил дело, то он увидел, что это православные. Да он и не могло быть иначе, ведь жизнь церковная побеждает Духом Святым. Эта победа может только оттягиваться волей властей. Но, слава Богу, Феодосий был благочестивым: он признал Григория, признал Мелетия и вывел из маленькой церкви Анастасия в церковь Святых Апостолов (кафедральный храм Константинополя в то время), выгнал Демофила из стен города и Григорий стал епископом Константинопольским. И Мелетия также признал. И также созвал Собор в Константинооле, который в начале не задумывался как Вселенский, но пришли с Балкан Македонские епископы и Лирские и приглашенные Александрийские и Египетские, но они немножко опоздали. А западных не пригласили. Но этот Собор стал Вселенским в силу своего правого исповедания.

Во время Собора умер Мелетий. И тогда Григорий стал председателем. Сказали: надо выбрать нового епископа в Антиохию. И Григорий предлагал, чтобы признать этого Павлина, дабы исцелить раскол, а восточные его за эту позицию ругали: этого, который был против Мелетия, сейчас наградить, чтобы он был наследником Мелетия? Ни за что! И отцы были правы. Григорий хотел по-хорошему, давайте, мол, признаем этого Павлина, чтобы исцелить раскол, он уже старый был, долго не будет жить (и правда, он через три года умер), но отцы были не согласны и выбрали Нектария, который был мэром города, еще даже некрещеным, но был христианином. Также как несколько лет спустя в Медиолане вместо Авксентия арианина выбрали мэра города, также еще некрещеного, Амвросия.

Но Григорий хотел мира в Церкви, он был человеком мира, у него даже есть несколько слов о мире. Между тем, пришли Александрийские епископы и стали ругать его: ты не канонический епископ Константинополя. И Григорий сказал такую проповедь ругательную: прощай, город, прощай, Анастасия, оставляю вам ваши интриги, оставляю вам ваши престолы... Он ведь много пострадал, его били ариане, пробовали даже убить. И с Собора он ушел. И помогал в своей епархии в Назианзе, чтобы выбрали вместо него епископа. И пошел к источникам в глубине Малой Азии, где Армения, Исаврия, есть в тех краях источник святой мученицы Феклы, и там есть монастырь, где св. Григорий лечился и там жил до 390 года, и там писал свои стихи и песни.

Что касается вклада св. Григория Нисского, то он менее значителен, хотя он писал больше, чем те двое, вместе взятые. Но наше богословие Троицы - это богословие Василия и Григория. Они никогда не утверждали чего-нибудь нового - как говорил Василий, "только то, что я получил от моей бабушки Макрины", которая была ученицей св. Григория Неокесарийского, ученика Оригена. Когда он пришел в Неокесарию в 260 году, в этом большом городе было только 17 христиан, а когда умер, весь город и вся епархия были христианами, и только 17 оставались некрещеными. Он получил от св. Иоанна Богослова откровением Символ Веры в Троицу: Отца, Сына и Духа Святого. И Василий всегда говорил: я учился у Макрины-бабушки, а она - у Григория. Никакой новой веры не было.

Можно, конечно, сказать, что никейское "единосущее" - новшество, но оно хотело подчеркнуть Арию, что Сын имеет ту же самую сущность, как и Отец. А Григорий Назианзин еще более разработал богословие Троицы, так как появились духоборцы, борьбу с которыми начал еще Афанасий. Но Никейский Символ говорил: "и в Духа Святого" - и все, точка. А затем Отцы Второго Собора продолжили: "Господа животворящего...", но не ставили второй раз "единосущного", уже было довольно того, что Он назван Господом, Иже от Отца исходящим, Иже со Отцем и Сыном спокланяемым и сславимым - это из сочинения Василия о Святом Духе. "Омотимос" ("единочестный") заменял здесь "омоусиос".

До того времени более распространена была формула "Слава Отцу через Сына в Духе Святом" - здесь отражается икономический порядок, открывается Бог через Сына в Духе, и немножко как бы получается градация. А Василий больше сделал упор на формуле, которая существовала и до него, это не он ее ввел: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". "Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима" - эти три "с", син по-гречески, накрепко связывали, что мы прославляем Его как Бога. И Григорий потом говорит: если Дух не Бог, то пусть Он пойдет и Сам сделается Богом, а потом меня сделает богом. Такое дерзновение имел в исповедании Духа Святого.

Кроме того, Каппадокийские отцы установили хорошую организацию церковной жизни, монашества, праздников. Как говорит один историк, Валент собирался прогнать Василия и попробовал это сделать. Император имел право придти к Святым Вратам и положить на престол свой дар: крест, Евангелие, хлеб и т.д. И вот он попробовал: если Василий не примет его дар из-за того, что император не совсем православный, то он его выгоняет. И когда шел в церковь, увидел огромную массу народа: когда Василий говорит креститься, то весь народ крестится, когда Василий кланяется, весь народ кланяется, - и император убоялся, просто пошел, оставил дар и ушел, это было чудо Божие.

Осталась и Литургия Василия Великого. Копты говорят, что у них есть текст Литургии Григория, но это позднейшая переработка, с монофизитскими добавлениями. Но от Василия осталась Литургия, и там видно, что молитвы составлены по вдохновению Святого Духа.

Это были глубоко литургичные отцы, церковные организаторы, устроители монашества, проповедники, толкователи Священного Писания и великие богословы и иерархи. К ним потом отцы присовокупили Иоанна Златоуста, потому что все-таки Григорий Нисский не имел такой значительности, как Златоуст. В центре у них - Всесвятая Троица, в центре - Христос, в центре - Дух Святой, в центре - Церковь и христианская жизнь и литургия. И при всем этом эти борцы за православие были в личном отношении люди очень смиренные, глубокоцерковные, готовые прощать, любить врагов и бороться за чистоту веры. В общем, дай Бог нам немножко-немножко следовать за отцами.

Текст приводится по www.pravoslavie.ru


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру