25.01.2010

Занятия 6-10

Занятие 5

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они пришли в зоопарк.

— Сейчас мы подойдем к обезьянам. Обезьяны улыбаются — и мы им улыбнемся. Они машут лапами — и мы помашем руками.

Обезьяны нахмурились — и мы нахмуримся. Они попрыгали — и мы попрыгаем. А теперь улыбнемся друг другу и вернемся в группу.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          «Улыбка-дудочка»;

          « Маятник ».

3. Развитие речевого дыхания

— Нашел медведь на поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.

Педагог предлагает детям найти глазами нижнюю точку на рисунке (медведь), мысленно (в воздухе) поставить возле нее указательный палец правой руки и произнести, не прерываясь, громко звук э на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до верхней точки на рисунке (лес).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки (лес) до нижней (медведь), звук э дети произносят тихо.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Эдик, Эмма, ель, ножницы, трамвай, эскимо, электричество, эхо, Лена, рыба, мама, Эльвира, этаж и т. д.

Услышав слово со звуком э, дети должны подпрыгнуть на месте.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука э, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Элла в лесу очень громко кричала,

Эхо тихонечко ей отвечало.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук э. Произнесите его, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове эхо.

— Повторите стишок, отхлопывая ритм.

— А теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите стишок низким голосом, — как медведь.

— А теперь высоким голосом, — как медвежонок.

— Повторите стишок медленно, нараспев.

— А теперь весело: медвежонок обрадовался меду.

Часть II

Оборудование и материалы: альбомные листы бумаги для каждого ребенка. (При выполнении упражнений листы должны быть расположены вертикально.)

— Поднимите, пожалуйста, правую руку (левую).

— Покажите правый край листа (левый).

— Покажите верхний край листа (нижний край).

— Покажите центр листа.

— Положите, пожалуйста, правую ладошку справа от листа. Где лежит ладошка? (Справа.)

— А теперь — левую ладошку слева от листа. Где лежит ладошка? (Слева.)

— Уберите ладошки от листа и будьте внимательны.

— Положите, пожалуйста, правую ладошку на нижнюю часть листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка находится в нижней части листа — внизу.)

— Положите, пожалуйста, левую ладошку на верхнюю часть листа. Где находится левая ладошка? (Левая ладошка находится вверху.)

— Положите правую ладошку в центр листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка находится в центре листа.)

Такого типа занятия проводятся до тех пор, пока дети не научатся свободно ориентироваться на листе бумаги. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок формулировал полный ответ на вопрос (связное учебное высказывание).

Для усложнения задания педагог предлагает детям самим формулировать задания.

— Положите, пожалуйста, правую ладонь справа от листа.

— Положите левую руку посередине листа.

— Положите правую ладонь на верхнюю часть листа (и т. д.). Педагог на первых порах помогает детям формулировать не только задания, но и соответствующие вопросы и ответы на них.

Занятие 6

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками.

— Мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром — побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. При бежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнемся друг другу.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          « Улыбка-дудочка »;

          «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

Вышла голодная мышка из норки и почувствовала, что где-то очень вкусно пахнет сыром. Пошла мышка тихонечко на запах сыра и пропищала: и-и-и. Нашла сыр, откусила кусочек и быстро убежала в норку: и-и-и.

Детям предлагается найти глазами нижнюю точку на рисунке (мышка), мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки рядом с ней и произнести тихо, не прерываясь, звук и на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки до верхней точки рисунка (сыр).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки рисунка (сыр) до нижней (мышка), звук и дети произносят громко.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Ира, Инна, иней, Илья, кит, лифт, ива, палка, шапка, тигр, лиса, пила, кости, игра, гвозди, лук, корка, гуси, игла и т. д.

Услышав слово со звуком и, дети должны присесть.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука и, развитие интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Какой звук я выделяю голосом?

Водичка, водичка,

Умой мое личико!

— Обратите внимание, как правильно произносится звук и.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

Дети произносят звук и по одному, все вместе, парами, только девочки, только мальчики.

— Выделите ударный слог в слове водичка.

— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.

— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь медленно (в среднем темпе).

— Повторите потешку высоким голосом, как маленький человечек; низким — как великан; умеренным — как говорим мы с вами.

Часть II

Оборудование и материалы: у каждого ребенка геометрические фигуры синего и зеленого цвета; листы бумаги для каждого ребенка.

— Положите правую ладошку справа от листа. Где лежат ваши правые ладошки? (Справа.)

— Положите левую ладошку слева. Где лежат ваши левые ладошки? (Слева.)

— Положите правую (левую) ладошку на верхнюю часть листа. Где лежат ваши ладошки? (В верху листа.)

— Положите левую (правую) ладошку на нижнюю часть листа. Где теперь лежат ладошки? (В низу листа.)

— Будьте внимательны, пожалуйста! Положите на верхнюю часть листа синий треугольник. Где лежит синий треугольник? (Синий треугольник лежит вверху.)

— Положите зеленый круг на нижнюю часть листа. Где лежит зеленый круг? (Зеленый круг лежит внизу.)

— Положите синий круг на верхнюю часть листа.

— Положите зеленый прямоугольник на нижнюю часть листа.

— Положите зеленый треугольник на нижнюю часть листа.

Геометрических фигур в верхней и нижней частях листа должно быть не менее пяти.

— Где у вас лежат синие геометрические фигуры? (Вверху.)

— Сколько синих треугольников? (Два синих треугольника.)

— Какого цвета геометрические фигуры находятся в верхней части листа? (Синего.)

— Назовите геометрические фигуры, которые находятся у вас в нижней части листа.

— Какого цвета эти геометрические фигуры? (Зеленого.)

— Назовите геометрические фигуры зеленого цвета.

— Встаньте из-за столов, подойдите к ковру. Девочки будут фигурами синего цвета, мальчики — зеленого. Встаньте на ковре так же, как расположены геометрические фигуры у вас на листе.

— Где стоят девочки? (Вверху.)

— Какого цвета геометрические фигуры вверху? (Синего.)

— Где стоят мальчики? (Внизу.)

Занятие 7

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они — разноцветные мячи. Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч; дети подпрыгивают в такт движениям педагога. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.

2. Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук

          «Окошечко в домике открылось»;

          «Улыбка-дудочка»;

          « Маятник ».

3. Развитие речевого дыхания

— Бабушка ждала свою внучку в гости. Она поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник быстро закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п. И суп в кастрюле закипел: п-п-п.

Педагог предлагает детям найти глазами верхнюю точку на рисунке (чайник) мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки возле нее и произносить серию звуков п на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка (кастрюля).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (кастрюля) до верхней точки (чайник).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Папа, пульт, банан, платье, парад, погода, собака, луна, сноп, тапки, шары, пол, часы, мяч, Павлик, пух, копыто, пальто, суп, почка и т. д.

Услышав слово со звуком п, дети должны положить руки на плечи.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука п, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Пол подмела и посуду помыла,

А вот умыться я позабыла.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят звук п хором, по одному, парами.

— Выделим вместе ударный слог в слове посуда.

— Повторите стишок, отхлопывая ритм.

— Произнесите его без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь низким голосом, как говорит папа (высоким, как сказал бы зайка).

— Повторите его медленно, как ползает черепаха (быстро, как бегает зайка).

— А теперь тихо-тихо, как шуршат листочки (громко, как гремит гром).

Работа продолжается в подгруппах.

С 7-8-го занятия можно приступать к формированию у детей предпосылок к осуществлению коллективных форм деятельности в процессе отработки элементов интонационной выразительности. Работу можно организовать, например, так: мальчики выстраиваются в одном конце комнаты, девочки — в другом (можно делить детей по рядам или так, как удобно педагогу). Педагог предлагает детям договориться о том, как они будут произносить текст потешки (быстро — медленно; высоким — низким голосом и т. д.). Он помогает детям оговорить условия и объясняет, как это надо делать. Дети должны договориться за то время, которое отведет им педагог (на занятии используются песочные часы — 1 мин).

После того как подгруппы договорились, они выстраиваются в шеренгу. Первой выступает подгруппа, которая быстрее достигла договоренности. Остальные внимательно слушают, не мешая товарищам, и определяют, какой интонационный элемент был воспроизведен. По окончании выступления оценивается соответствие задуманной интонации и выраженной.

Часть II

Оборудование и материалы: набор геометрических фигур и листы бумаги для каждого ребенка.

— Положите правую ладошку на верхнюю часть листа.

— Положите левую ладошку на нижнюю часть листа.

— Положите правую ладошку справа от листа.

— Положите левую ладошку слева от листа.

В процессе выполнения задания педагог задает вопросы о местоположении ладоней.

— Положите красный круг на лист справа.

— Положите красный треугольник справа.

— Положите еще один красный круг справа.

— Сколько красных кругов справа? (Два красных круга.)

— Сколько всего красных геометрических фигур справа? (Три.)

— Где находятся красные круги? (Красные круги находятся справа.)

— Положите желтый квадрат на лист слева. Где находится желтый квадрат? (Желтый квадрат находится слева.)

— Положите желтый круг слева.

— Положите красный квадрат справа.

— Положите желтый треугольник слева.

У каждой стороны листа должно быть не менее пяти геометрических фигур.

— Где находятся желтые геометрические фигуры?

Далее занятие производится подобно предыдущему (см. занятие 6, часть II).

Занятие 8

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям представить, что они стали художниками, взяли воображаемые кисти и начали рисовать.

— Посмотрите, какие красивые картины у вас получились! Полюбуйтесь ими! А теперь улыбнитесь друг другу.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          « Улыбка-дудочка »;

          «Конфетка».

3. Развитие речевого дыхания

— Подарили мальчику Боре барабан, красивый, новый, блестящий. Боря взял в руки барабанные палочки и стал барабанить. То громко: б-б-б, то тихо: б-б-б.

Педагог предлагает детям найти на рисунке палочки от барабана, мысленно поставить в воздухе возле них указательные пальцы обеих рук и по команде произнести звук б тихо, на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев по «звуковой дорожке» до верхнего рисунка (барабан).

Упражнение повторяется с движением в заданном темпе указательных пальцев от верхнего рисунка (барабан) до нижних рисунков (палочки), дети произносят звук б громко.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: бабушка, барабан, бублик, брат, пушка, шум, стол, бумага, грабли, булка, болото, корабли, собака и т. д. Услышав слово со звуком б, дети должны поднять руки вверх.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука б, развитие элементов интонационной выразительности

— Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай!

— Обратите внимание, как правильно произносится звук б.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове собаченька.

— Повторите потешку, отхлопывая ритм.

— А теперь повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите потешку тихо, чтобы не разбудить собачку.

— А теперь громко — собачка проснулась.

— Повторите потешку медленно, как будто баюкаете собачку.

— Расскажите ее низким голосом, как сказала бы большая собака (высоким голосом — как маленькая собачка).

Далее следует работа в подгруппах.

Часть II

Оборудование и материалы: альбомные листы и набор геометрических фигур разного цвета в коробочках для каждого ребенка; песочные часы. Во время работы листы у детей должны быть расположены вертикально.

— Поднимите правую руку, опустите.

— Поднимите левую руку, опустите.

— Посмотрите вверх, посмотрите вниз.

— На предыдущих занятиях я вам диктовала, куда поставить ту или иную фигуру. А сегодня вы будете делать это сами. Вы будете четко произносить цвет, название геометрической фигуры и место, куда вы ее предполагаете положить, а я вам буду помогать.

— Положите красный круг на лист справа.

— Положите, пожалуйста, синий квадрат на нижнюю часть листа.

— Красный треугольник положите на лист слева.

— Зеленый квадрат положите на верхнюю часть листа.

Далее педагог задает детям вопросы:

— Где находится зеленый квадрат? (Зеленый квадрат находится вверху.)

— Какая геометрическая фигура находится слева? (Слева — красный треугольник.)

— Где находится красный круг? (Красный круг находится справа.)

— Какая геометрическая фигура находится внизу? (Внизу находится синий квадрат.)

— Подойдите ко мне, встаньте спиной к столам. Вспомните, не глядя на столы, где какая фигура находится.

— Скажите, пожалуйста, где находятся квадраты? (Зеленый — вверху, синий— внизу.)

— Сколько на листе треугольников? (Один красный треугольник слева.)

— Сколько кругов? (Один красный круг справа.)

Занятие 9

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата.

— Идут медвежата по лесу, переваливаясь. Увидели пчелиные ульи — улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут же налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          « Улыбка-дудочка »;

          «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

— Жил-был мальчик Толя. Он очень любил мастерить. Решил Толя сделать кормушку для птиц. Достал молоток, гвозди, доски и принялся за дело. Весело стучит по гвоздям молоток: т-т-т. Вот и кормушка готова. Обрадуются воробьи и синички.

Детям предлагается найти на рисунке молоток, мысленно (в воздухе) поставить возле него указательный палец правой руки и произнести серию звуков т на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» от рисунка молоточка до каждого гвоздика.

Упражнение повторяется с «ударами» указательным пальцем левой руки в воздухе по всем гвоздикам в заданном темпе.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Таня, Тоня, стул, стол, кот, рот, слон, дом, ваза, трамвай, табурет, туча, трава, труба, утка и т. д.

Услышав слово со звуком го, дети ударяют кулачком о кулачок.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука т, развитие элементов интонационной выразительности

На занятии используется потешка:

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук го.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят го хором, парами, по одному.

— Выделим ударный слог в слове молоток.

— Повторите потешку, отхлопывая ритм.

— Расскажите потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук.

— А теперь низким голосом, как стучит большой молоток.

— Повторите потешку высоким голосом, как стучит маленький молоточек.

— А теперь умеренным голосом, как стучит молоток средней величины.

— Расскажите ее громко — молоток громко стучит совсем рядом.

— А теперь тихо-тихо — молоток стучит далеко-далеко.

— Повторите потешку быстро — молоток спешит.

— И медленно — молоток устал.

Далее работа проводится в подгруппах.

Часть II

Оборудование и материалы: таблица размером не менее половины листа ватмана, с левой стороны которой расположены вертикально: треугольник, круг, прямоугольник; справа — предметы, в которых дети могли бы увидеть геометрические фигуры (снеговик, портфель, телевизор, морковь, елочка, капуста и т. д.).

— Рассмотрите таблицу. Какие геометрические фигуры расположены слева? (Треугольник, круг, прямоугольник.)

— Найдите среди изображенных предметов, расположенных справа, такие, которые похожи на геометрические фигуры.

1-й ребенок

Я думаю, что портфель похож на прямоугольник.

2-й ребенок

Я думаю, что морковка похожа на треугольник.

3-й ребенок

Я нашел воздушный шарик. Шарик похож на круг.

После того как дети выполнят задания по таблице с фигурами, педагог предлагает им найти в комнате предметы, похожие на эти геометрические фигуры.

Педагог побуждает детей при ответах формулировать развернутые учебные высказывания.

Занятие 10

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они превратились в снежинки.

— Снежинки кружатся, взлетают, падают. Ветер подул — снежинки полетели, закружились, затем собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.

2. Артикуляционные упражнения

          «Окошечко в домике открылось»;

          «Улыбка-дудочка»;

          «Качели».

3. Развитие речевого дыхания

— Пошли дети гулять в лес. Слышат, будто кто-то по дереву стучит: д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка в красной шапочке и клювом дерево долбит: д-д-д. Прислушались дети, посмотрели внимательно и увидели ниже точно такую же красивую птичку. Она тоже стучала клювом по дереву: д-д-д. Эта птичка — дятел. Дятел червячков ищет, деревья лечит.

Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков д на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки.

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхней точки.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: дом, Даша, плоды, дым, друг, куча, качели, дорога, дрова, дыня, береза, солнышко, дудка, здание, звезда и т. д.

Услышав слово со звуком д, дети должны выставить одну ногу вперед. (Педагог поощряет детей, если они сами подберут слова с заданным звуком.)

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука д, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Почему мой друг Данилка

Говорит одни дразнилки?

— Обратите внимание, как правильно произносится звук д.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят д хором, парами, по одному.

— Выделим ударный слог в слове Данилка.

— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Повторите его громко — Данилка громко дразнится.

— А теперь низким голосом — как сказал бы дедушка.

— И высоким голосом — как сказала бы маленькая девочка.

— Прочитайте стишок умеренным голосом, как будто разговариваете между собой.

— А теперь медленно.

— И быстро.

Затем работа продолжается в подгруппах (мальчики — девочки).

Часть II

Оборудование и материалы: 2 плаката с изображениями предметов, составленных из геометрических фигур разного цвета; песочные часы (1 мин); набор геометрических фигур разного цвета у каждого ребенка.

— Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Цветок.)

— Подумайте, из каких геометрических фигур состоит цветок? Какого они цвета? (Из синих кругов и красного.)

— Как расположены круги? (В середине красный круг, а вокруг него — синие.)

— Сколько красных кругов? (Один.)

— Сколько синих? Давайте сосчитаем вместе. (5 синих кругов.)

— Посмотрите еще раз на плакат (15-20 с). Запомните расположение фигур.

Дети рассматривают плакат в течение 15-20 с. Затем педагог убирает его. Дети выкладывают цветок по памяти. Тот, кто выполнил свою работу, встает у своего стола. Когда все дети выполнят задание, педагог снова вывешивает плакат перед детьми и просит сравнить их работу с образцом.

Дети рассказывают, как они выполняли работу, называя последовательность своих действий.

По такому же плану проводится работа со вторым плакатом.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру