О языковой форме искусства.
М., "Университетскач книга", 2006

О языковой форме искусства. М., "Университетскач книга", 2006

К 80-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова

 

 Литература

1.Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. // Г. Г. Шпет. Сочинения. – М.: Правда, 1989. – С. 448.

2. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М.: Добросвет, 2000; Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. – М.: Грантъ, 2003.

3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: АСТ, 2000. – С. 570. (Далее: ИАЭ. РК.)

4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. – М.: Наука, 1989. – С. 149.


5. Фрагменты … – С. 467.

6. Фрагменты … – С. 472.

7. Фрагменты … – С. 478.

8. Фрагменты … – С. 468-469.

9. Фрагменты … – С. 149.

10. Фрагменты … – С. 468.

11. Фрагменты … – С. 147.

12. Фрагменты … – С. 155.


13. Весьма примечательным является тот факт, что первый трактат о "каноне" (греч. "правило") скульптурного произведения принадлежит пифагорейскому автору Поликлету. Можно думать, что здесь сыграла свою роль идея не просто упорядочивающего, но и эстетического характера пифагорейского числа.

14. Фрагменты … – С. 472.

15. Фрагменты … – С. 472.

16.  Цит.: Антология мировой философии. Т. 1. Философия древности и Средневековья. Ч. 1. – М.:Мысль, 1969. – С. 275.

17. Цит.: Антология … – С. 275-276.

18. Цит. Антология … – С. 276.

19. Фрагменты … – С. 198.  А. Ф. Лосев предлагает более определенный перевод этого фрагмента в последней его части, который мы считаем целесообразным также привести: "И природа стремится к противоположностям; и из них, а не из подобных [вещей] образуется созвучие. Так, в самом деле, она сочетала мужской пол с женским, а не каждый [из них] с однородным; и [таким образом] первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким же образом. А именно, живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые, красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав [в совместном пении] различных голосов звуки, высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных букв создала целое искусство [письмо]. Та же самая [мысль] была высказана и у Гераклита Темного: [неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие; из всего одно и из одного все [образуется]" [Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. ... – С. 374].

20  Фрагменты … – С. 559.

21. Цит. Антология … – С. 278.

22. Цит. Антология … – С. 279.

23. Перевод цит.: Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. … – С. 424.

24. Климент Александрийский. Строматы. Том II. Книги 4-5. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. – С. 214.

25. Фрагменты … – С. 349.

26. Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. … – С. 436-437.

27. Антология … – С. 345.

28. Антология … – С. 344.

29. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972. – С. 168.

30. Цицерон. Философские трактаты. – М.: Наука, 1985. – С. 222.

31. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 154.

32. Все цитаты из "Софиста" приводятся в переводе С. А. Ананьина: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. – М.: Мысль, 1993.

33. Аристотель. Поэтика. // Соч. в 4-х томах. Т. 4. – М.: Мысль, 1984.

34. Аристотель. Риторика. // Античные риторики. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

35. Ср. Гераклит: "Гомер заслуживает изгнания с состязаний и наказания розгами" (Антология … – С. 279.).

36. Фрагменты … – С. 171.

37. Фрагменты … – С. 175.

38. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. – М.: МГУ, 1979. – С. 133.

39. Платон. Соч. в 3-х томах. Том 3. Часть 1. – М.: Мысль, 1971. – С. 470-471.

 40.Фрагменты … – С. 558.

41. Антология … – С. 276.

42. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 308.

43. Винкельман И. И. История … – С. 636.

44. Винкельман И. И. История … – С. 344.

45. Потебня А. А. Основы  поэтики. // Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. чл.-кор. АН СССР Ф. П. Филина. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 237.

46. Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышления. // Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. чл.-кор. АН СССР Ф. П. Филина. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 240.

47. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. – М.: Мысль, 1999. – С. 404.


48. В дальнейшем подражание понимается как некоторый обобщенный подход к пониманию сущности искусства, обнимающий не только принцип мимесиса античной и классицистической эстетики, но также принцип субъективного начала (фантазии, воображения) романтической эстетики и принцип правдивого воспроизведения действительности реалистической эстетики, поскольку любой из этих принципов предполагает так или иначе обращенность к жизни или к себе, к окружающему миру или своему внутреннему миру как источнику возникновения художественного образа и возводится, по сути, к тому виду подражания аристотелевской традиции, предметом которого являются "характеры, страсти и действия".

49. Гумбольдт В. фон. Характер языка и характер народа. // Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – С. 379.

50. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2003. – С. 292.

51. Рижский И.С. Введение в круг словесности. // Хрестоматия по истории русского языкознания. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 37.

52. Гумбольдт, Вильгельм фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – С. 72.

53. Гумбольдт, Вильгельм фон. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков. // В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс 1985. – С. 349.

54. Гумбольдт, Вильгельм фон. О различии … – С. 68.

55. Гумбольдт, Вильгельм фон. Характер … – С. 373.

56. Перевод цит.: Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, ч.1. – М.: МГУ, 1964. – С. 99.

57. Гумбольдт, Вильгельм фон. О различии … – С. 67.

58. Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. 1. Halbband. Die inhaltbezogene Grammatik. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1953. – S. 12-13.

59.Рижский И.С. Введение … – С. 37.

 60. Гумбольдт, Вильгельм фон. Об изучении … – С. 349.

61. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма. // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в двух  томах. Том 1. – М.: Мысль, 1987. – С. 484.

 62. Кавелин К. Д. О задачах искусства. // Кавелин К. Д.. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. – М.: Правда, 1989. – С. 379.

63. Кассирер, Эрнст. Избранное: Индивид и космос. – Москва – Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. – С. 394.

64. Кассирер, Эрнст. Избранное … – С. 394.

 65. Гадамер, Ханс Георг. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

 66. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – С. 242.

 67. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

68. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. // Хрестоматия по истории русского языкознания. – М.: Высшая  школа, 1973. – С. 35.

69. Лосев А. Ф. Философия имени. // Лосев А. Ф.. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. – С. 25.

70. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. – М.: УРСС, 2004; Weisgerber L. Die sprachliche Gestaltung der Welt. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1962; Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. 1. Halbband. Die inhaltbezogene Grammatik. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1953; Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. 2. Halbband. Die sprachliche Erschliessung der Welt. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1954.

71. Гумбольдт В. фон. Лаций и Эллада. // Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – С. 304.

 72. Гумбольдт В. фон. О различии … – С. 171.

73.  На это обстоятельство указывал В. А. Звегинцев уже несколько десятилетий назад [Звегинцев. История…].


74. Кассирер, Эрнст. Избранное … – С. 394.

75. Кассирер, Эрнст. Избранное … – С. 395.

76. Helm, R. Von Skelett- und Todesdarstellungen bis zum Auftreten der Totentänze. 1928.

77. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Выпуск I. От древнейших времен по XVI в. – М.: Искусство, 1969. – С. 32.

78. Grapow, H. Über die anatomischen Kenntnisse der altägyptischen Ärzte. 1935.

79. Гёте И. В. Введение в "Пропилеи". // И. В. Гёте. Собр. соч. Т. 10. – М.: Художественная литература, 1980. – С. 36.

80. Василевич А.П. К методике исследований гипотезы Сепира-Уорфа // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. – М., 1982. – С. 19.

 81. Грифцов Б. Искусство Греции. – Москва-Петроград: Государственное издательство, 1923. – С. 76-78.

82. Грифцов Б. Искусство … – С. 79.

 83. Гёте И. В. Введение … – С. 36.

84. Перевод цит. по: Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. … – С. 329.

 85.Цицерон М. Т. Три трактата … – С. 319.

86. Винкельман имеет в виду диалог Цицерона "О пределах добра и зла" (IV, 4).

 87. Винкельман И. И. История … – С. 244.

88. Krahmer, G. Figur und Raum in der ägyptischen und griechisch-archaischen Kunst. 28. Hallisches Winckelmannsprogramm. 1931.

 89. Snell, Br. Zur naturwissenschaftlichen Begriffsbildung im Griechischen. Philos. Anzeiger 3, 1929.

 90. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга II. – М.: Искусство, 1994. – С. 511. (Далее: ИАЭ. Итоги…)

91. Лосев А.Ф. АЭ. Итоги … – С. 512.

92. Винкельман И. И. История … – С. 317.

 93. Berenson B. Sehen und Wissen. // Die neue Rundschau, 1959. – S. 55-77.

94.  Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. – С. 20.

 95. Гете И. В. Винкельман и его время. // И. В. Гёте. Собр. соч. Т. 10. – М.: Художественная литература, 1980.

 96. См. Trier J. Die Idee der Klugheit in ihrer sprachlichen Entfaltung. / Zeitschrift für Deutschkunde, 1932; Weisweiler J. Beiträge zur Bedeutungsentwicklung germanischer Wörter für sittliche Begriffe. / Indogermanische Forschung, 4, 1954.

97.  См. Karg F. Das literarische Erwachen des deutschen Ostens im Mittelalter. 1932; Maurer F. Leid. Studien zur Bedeutungs- und Problemgeschichte. 1951; Maurer F. Tugend und Ehre. / Wirkendes Wort II, 1951. – S. 72-81.

98. Karg F. Das literarische Erwachen des deutschen Ostens im Mittelalter. 1932.

 99. Гердер И. Г. Идеи … – С. 361.

 100. Винкельман И. И. История … – С. 362.

101. Климент Александрийский. Строматы… – С. 210.

102. Гердер И. Г. Идеи … – С. 360.

103. Гердер И. Г. Идеи … – С. 360.

104. Работы художников Протогена и Апеллеса. – Л. Л.

105. Цицерон Марк Туллий. Три трактата … – С. 332.

106. Гердер И. Г. Идеи… – С. 360.

 107. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. – СПб., М., 1887.

 108. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С. 115.

109. Макробий А. Ф. Сатурналии. Кн. V, гл. 2. – Цит.: Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С. 321.

 110. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2006. – С. 92.

 111. Лессинг Г. Э. Лаокоон … – С. 119.

 112. Винкельман И. И. История … – С. 315.

 113. Шеллинг Ф. В. Философия … – С. 310-311.

 114. Шеллинг Ф. В. Философия … – С. 309.

 115. Цит.: Лебедев А. П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. – С. 224.

 116. Цит.: Будур Н. Библия в русской живописи. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С.11.

 117. Гёте И. В. О Лаокооне. // И. В. Гёте. Собр. соч. Т. 10. – М.: Художественная литература, 1980. – С. 51.

 118. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья. – М.: Наука, 1988. – С. 288.

 119. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. – М.:Правда, 1991. – С. 591.

 120. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская … – С. 212.

 121. Из собрания идей и высказываний Лессинга, составленного Фридрихом Шлегелем. Т.1, с. 292. – Цит.: Шеллинг Ф.В.Й. Соч., том 2. –М.: Мысль, 1989. – С. 57-58.

 122. Herder J. G. Kritische Wälder, oder: Betrachtungen, die Wissenschaft und Kunst des Schönen betreffend. 1769, §§ 16-17.

 123. Аристотель. Никомахова этика, 1094а5. // Аристотель. Соч., т. 4. – М.: Мысль, 1984. – С. 54.

124. Шпет Г. Г. Эстетические … – С. 379.


Страница 10 - 10 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру