Как российские журналисты допрашивали документы (об употреблении сочинительных союзов не только в связи с пунктуацией)

Часть 3. Противительные союзы, их место в предложении.

Сколько их, этих союзов?

Рассказ о знаках препинания при использовании противительных союзов традиционно начинается с их перечисления. Пункт 4 § 86 "Справочника по правописанию" и п.6 § 12 "Справочника по пунктуации" предлагают практически одинаковый набор, цитируем: "а, но, да (в значении "но"), однако, зато и др.". Др. – это союзы в то время как, между тем как, тогда как и союз если…то, разобранный нами выше. Отсутствие перечисленных союзов в списке дает нам первую из проблем – многие школьники пытаются оформить их как расчлененные подчинительные. Вторая проблема связана с видимой легкостью правила постановки запятой перед союзой (то есть между членами предложения, связанными им). Пункт про то, что после введенной группы запятая не стоит, есть в "Справочнике по пунктуации", но специально оговаривается отнюдь не во всех пособиях с упражнениями, которые в основном используются при работе. Еще более запутывает ситуацию обычное для справочников Розенталя информация о возможном "обособлении при уточнении", что стандартно переводится школьниками как "если нельзя, но очень хочется, то можно".

1. Начнем с группы ТОГДА КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК. Чтобы понять, почему эти союзы относят к сочинительным, достаточно заменить их в предложении на "а" - их стилистически нейтральный аналог. Проведите такую замену в предложениях: Купеческая дочь с утра до вечера грызла орешки, тогда как боярская дочь сидела на строгой диете. Иван лег спать, в то время как лягушка, скинув лягушачью кожу, принялась за стряпню. Испеченные белоручками пироги нельзя было даже на стол поставить, между тем как лягушкина выпечка просто просилась в музей.

Если каждый раз, используя эти союзы, школьник будет проверять возможность замены их на "а", ошибок, связанных с расчленением, удастся избежать. К тому же есть еще союз ОДНАКО, необходимость проверки при использовании которого связана с его омонимией с вводным словам "однако". Чтобы избежать лишней запятой, закрывающей ОДНАКО, мы должны заменять его на "но": Иванушка испугался, услышав новое распоряжение отца, однако виду не подал и просто печально побрел домой.

Обратим ваше внимание, что первые три приведенные в это разделе союза имеют еще и конкретное место в предложении – они стоят между частями сложносочиненного предложения (поэтому употребление "в то время как" в начале предложения будет говорить о том, что это не сочинительный, а подчинительный союз). А вот место "однако" в предложении не фиксировано, его позиция в начале предложения вполне может быть аналогична сочинительному союзу "но" в начинательной функции.

2. Ошибочность постановки запятой после слова, следующего после противительного союза, показана нами выше, на примере парных союзов (смотри часть 1, п.1). Как при двух однородных членах, соединенных "и", запятая не ставится, а при изъятии запятой появляется ОДНА запятая, так и при любом введении противительного союза нужна только одна запятая – разделяющая однородные члены. Например: Стукнув оземь изодранным, но все еще имеющим устрашающий вид помелом, Баба Яга приказала избушке повернуться к Ивану задом. Запятая в нашей фразе – это конец деепричастного оборота, однородные члены, соединенные противительным союзом, мы подчеркнули, после этой группы запятая отсутствует.Ивану достался очень старый, зато обладающий довольно высокой сказочной точностью прадедушкин лук, единственным, но при этом главным минусом которого была удивительная способность выкидывать разные смешные, по мнению лука, штучки.

3. Вопрос о слитном или раздельном написании встает по отношению к союзу ЗАТО. Он используется при соединении как однородных членов, так и частей ССП и вводится не только с противительным оттенком, но и с оттенком компенсации (поэтому перед его введением часто есть отрицание или слово с "отрицательным" смыслом). Иван был младшим сыном царя, зато самым красивым. "С лягушкой нельзя разговаривать, зато закатить скандал такая жена не сможет", - подумал Иван, увидев свою стрелу в лапках лягушки.

В два слова пишется союз А ТАКЖЕ, он по значению относится к присоединительным, но многие почему-то видят здесь сочетание А+ТАКЖЕ, и именно возможность раздельного написания ТАК ЖЕ (не союза!) начинают применять к "а также". Вообще-то смысл употребления союза "а также" - добавление, присоединение к перечню, поэтому стандартной позицией союза будет его употребление при однородных членах: Испеченный лягушкой пирог, а также сшитая ею рубашка до сих пор хранятся в Историческом музее Тридевятого царства, так как после окончательного превращения в царевну Василиса больше ничего не испекла, а также не сшила.

Если вспомнить вступление нашей статьи, то станет очевидна стилистическая ошибка журналиста, фраза которого, напомним, звучала так: "[по грузинскому телевидению показали] кадры, где допрашивают задержанных российских военных, а также документы, отобранные у них".  Ошибка заключается в постановке А ТАКЖЕ в позицию после такого слова, которое грамматически способно было занять позицию однородного члена по отношению к слову "документы" (это вин.п. мн.ч., в той же форме "кадры", но в той же и "военных", что и создало "*штирлецеподобный" вид).

На этой веселой ноте мы закончим изложение материала, хотя есть еще одна сложность, возникающая при употреблении сочинительных союзов. Поэтому в следующей статье речь пойдет о двоеточии и принципах его использования в простом предложении. Ждите!

 Задание 5, в котором надо расставить знаки в предложениях с противительными союзами.

1. Базаров не мог проводить время в бездействии и ежедневно начинал утро с работы в то время как Аркадий наслаждаясь возвращением в родной дом ничего не делал со времени приезда.

2. Одинцова заинтересовалась Базаровым однако ее интерес был вовсе не похож на настоящую любовь.

3. Аркадий не изменился под влиянием Кати, просто он всегда был романтическим но играющим в циничного нигилиста молодым человеком.

4. Все эти модные и обсуждающиеся в обществе но совершенно не представляющие подлинной духовной ценности журналы и книги Обломов довольно быстро забросил между тем как Ольга продолжала следовать внешнему течению жизни а не наслаждаться чистым любовным потоком в котором утонул Илья Ильич.

5. Менее романтичный зато обладающий практическими талантами и житейской хваткой Андрей Штольц сделал Ольгу счастливой однако воспоминания об Обломове часто заставляют внешне счастливую героиню загрустить.

6. Николай Ростов гордится тем что стал гусаром зато стремящийся не только свершать подвиги но и делать карьеру Борис мечтает стать чьим-нибудь адъютантом.

Ну и последнее задание. Необходимо ввести конструкцию с использованием союза А ТАКЖЕ в нужное место предложения.

7.Олигарх Перов купил на аукционе полотно Дали, на котором его более всего впечатлили неверные пропорции женских рук (а также старинный кулон с изумрудами).

8.На каникулах Ваня прочитал "Войну и мир", среди героев которого особенно полюбил Денисова и Долохова (а также "Каштанку").
9.Вася пригласил на день рождения Машу и Лену, которые подарили мальчику настоящую саблю, пиратскую шляпу и коллекционных оловянных солдатиков (а также их подругу Катю).

10.Ира встретила в читальном зале Антона и Володю, которые сосредоточенно конспектировали труды Маркса и Энгельса (а также их однокурсника из Бразилии Педро).
Имейте в виду! Последнее задание шуточное!!! Наша цель - чтобы ребята поняли, почему возникла ошибка, и сами стремились следить за правильностью создаваемых текстов.

 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру