Восточнославянские языки

Украинский язык

В эпоху распада Киевской Руси (XII в.), когда под давлением степняков происходил отток населения с днепровского левобережья, Десны и верхнего Дона к Волго-Окскому междуречью С правых берегов среднего и нижнего Днепра, низовий южного Буга и Днестра население передвигалось на Верхний Буг и средний Днестр (Подолье), к верховьям Днестра и северным склонам Карпат на древние земли белых хорватов, к верховьям Западного Буга и правым притокам Припяти на древние земли дулебов—Волынь. Усиливалось влияние стольных городов: Галича на верхнем Днестре и Владимира на Волыни.

Галицкий князь Ярослав Осмомысл (прав. 1152—1187) расширял свои владения до границ Венгрии на Карпатах, на верховья Прута и Серета (современная Буковина) и вниз по Пруту до Дуная. Его племянник Роман Мстиславич (прав. 1172—1205), княживший во Владимире Волынском, в 1199 г. присоединил Галич к своим владениям. Своего расцвета объединённое княжество достигло при сыне Романа Данииле (1201—1264, княжившем в 1221—1264 г.), который хотя и вынужден был, как другие князья, платить дань Золотой Орде и признавать верховенство хана Батыя, но одновременно распространял своё политическое влияние на соседние русские княжества и укреплял связи с Венгрией, германским императором и папой, приславшим "эрцгерцогу Даниелю" королевскую корону.

Галицко-Волынское государство (Червонная Русь) становилось ядром украинского этногенеза, однако наследники Даниила не смогли продолжать его активную политику―династия ослабла и иссякла к середине XIV в., и польский король Казимир III Великий (прав. 1333—1370) включил в 1349 г. в свои владения Галич и часть Волыни, а великий князь Ольгерд (Альгирдас, прав. 1341—1377) присоединил к Литве Владимир, Подолье, а также Чернигов и запустелые земли Киевского и Переяславского княжеств. Литовская Русь вступила в 1385 г. в политический союз с Польшей (Кревская уния), и по всем её землям стало насаждаться католичество.

На юго-западе русские земли, подчинённые Литве и Польше, оставались верными православию, там продолжал употребляться особый извод церковнославянского языка, а для деловых записей и в светской литературе принималась "русская мова", которая в целом отражала старобелорусские нормы, но на Волыни и в Галиче приобретала живые местные юго-западные (фактически—староукраинские) черты. Термин "русский" был общим названием всего православного населения великого княжества от Немана, Западной Двины и верховий Днепра на севере до Днестра, Прута и Карпат на юге, но в документах XIV в. впервые засвидетельствовано и название Малая Русь.

В 1438—1439 г. на совместном соборе католических и православных клерикальных верхов в Ферраре и Флоренции была заключена компромиссная уния, сохранявшая внешнюю форму православных обрядов, но принимавшая основные догматы католичества и признававшая верховный авторитет папы. Московская Русь решительно её отвергла и самостоятельно, без благословения константинопольского патриарха-униата, поставила "митрополитом на всю Русь" рязанского епископа Иону. Все православные епархии Литовской Руси в конце концов подчинились московскому митрополиту, за исключением входившего в Польское королевство Галича (Галиции), где было признано униатство: греко-католическая церковь со своими особыми традициями в Станиславе, Львове, Дрогобыче, Перемышле, Закарпатье.

Создание сильного Польско-Литовского союза, противостоявшего татарам в южнорусских степях, способствовало обратному движению западнорусского (малорусского) населения на приднепровские и заднепровские окраинные области—украины. Особое значение стали приобретать казаки. Кыпчакское (половецко-куманское, татарское) название qazaq―независимый бродяга, ‘вольный удалец’ первоначально, по-видимому, относилось к потомкам небольших степных этнических групп, отбившихся от своих орд и осевших в низовьях Днепра, Дона, Кубани. Украинское казачество, увеличивавшееся за счёт постоянного притока переселенцев, беженцев и беглецов с северо-запада, несло пограничную военную службу и становилось опорой в сопротивлении православного населения католической шляхте. В 1458 г. при поддержке и давлении со стороны великого князя Казимира IV (прав. 1447—1482) над православными епископами Литовской Руси, входившими до того в Московскую митрополию, был поставлен присланный в Киев римским папой митрополит-униат.

Впоследствии, однако, киевские митрополиты отошли от униатства и вернулись в православие, поддержанные в этом константинопольским патриархом. Во всех землях Великого княжества Литовского усиливалось влияние Польши и активизировалось наступление католичества. В 1569 г. в Люблине была заключена политическая уния, по которой королевство и великое княжество сливались в цельное федеральное государство—Rzecz Pospolita Polska. В Бресте (Берестье) в 1569 г. была заключена церковная уния, требовавшая принятия всеми православными греко-католической (униатской) конфессии. Но в 1587 г. в Москве на митрополичью кафедру был поставлен Иов, возведённый через девять лет в сан патриарха всея Руси, и сопротивление униатству в Малой и Белой Руси обернулось в стремление к воссоединению всего русского православия под единым московским патриархатом.

В мирской общественной жизни эти идеи побуждали движение за отделение от католической Польши и за переход под руку православного московского царя. По мере втягивания в это национально-освободительное движение всё более широких народных слоёв, возрастала роль казачества. Происходил массовый исход сельского населения, бежавшего от вводимых шляхтой крепостных порядков, в окраинные ("украинные") казачьи области и далее за восточные пределы Речи Посполитой на Северские земли Московского царства ― Слободская Украина, Слобожанщина на Северном Донце. Названия Украина украинцы становились общими названиями малорусской нации; в её общественно-политической жизни казаки играли ведущую роль.

С опорой на военные силы казаков были восстановлены православные епископства, в которых создавались школы, развивалось книгопечатание. Под руководством митрополита Петра Могилы при поддержке казачества в Киеве было открыто в 1632 г. первое высшее учебное заведение на Руси —Богоявленская Братская коллегия (будущая Киево-Могилянская академия).

Роль литературных языков на Украине выполняли украинский (малорусский) извод церковнославянского языка и "славянорусская мова" ―традиционная старобелорусская в своей основе, с сильными вкраплениями церковнославянского и основных украинских говоров). В 1627 г. в Киеве был издан "Лексикон славянорусский" Памвы Берынды. Памятниками украинской литературы начала XVII в. являются полемические духовные сочинения Иова Борецкого , Юрия Рогатина, Ивана Вишенского. Общественно-политическая борьба за национальное самоопределение переросла в 1648 г. в открытое вооружённое восстание, которым руководил гетман запорожского казачества Богдан Хмельницкий. В 1654 г. всё среднеднепровское левобережье, а на правом берегу—Киев, воссоединились с Московской Русью, так создавалась триединая Россия.

Другая часть Украины оставалась в составе славянской, но католической Польши; третья, небольшая—Буковина (Черновцы, Сучава—верховья Прута и Серета, восточное Предкарпатье)—в составе православной, но неславянской Молдавии (великого господарства Молдовы, турецкого вассала). Населённое особыми группами украинцев Закарпатье принадлежало венгерской короне.

Вторая половина XVII—XVIII в.—период творчества украинского поэта Климентия Зиновьева и великого философа просветителя Григория Сковороды (1722—1794). Однако внутриполитическая жизнь на Украине в XVIII в. заглушалась российским самодержавием, выборное самоуправление притеснялось и постепенно ликвидировалось, гетман же Кирилл Разумовский стал петербургским сановником. Традиции письменности и печати на западной "русской мове" иссякали.

Во время раздела Польши (1772) западноукраинские области Галиция и Северная Буковина отошли к Австрии; во время второго её раздела (1793) Россия присоединила Волынь и Подолье; третий раздел (1795) так же искусственно расчленил саму Польшу, поделённую между Россией, Пруссией и Австрией. Две крупнейшие после Великороссии славянские нации—украинцы и поляки—оказались разделены на своих исконных территориях этнографически не оправданными политическими границами трёх империй. В царствование Екатерины II в 1764 г. было окончательно покончено с украинским гетманством; в 1783 г. крестьяне по всей Украине были прикреплены к землям помещиков, т. е. введено такое же крепостное право, как в Великороссии.

Нормы современного украинского языка, опирающиеся на городскую разговорную койнэ Левобережья и фольклорные традиции, оформлялись с начала XIX в.: пародийно-травестированная поэма "Энеида" и пьесы "Наталка-Полтавка" и "Москаль Чарiвник" И. П. Котляревского (1769—1838), проза Г. Квитики-Основвьяненко и др. Классическая украинская литература начинается с Т. Г. Шевченко (1814—1861). В середине века писал прозаик-романист П. А. Кулиш (1819—1897), сделавший много и для упорядочения украинского алфавита.


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру