«Дворянское гнездо»: судьба сословия (по произведениям русской классики)

Чем ближе к 1861 году, тем более негативно изображен дворянин в русской литературе. Слово обломовщина стало приговором сословию, еле живут дворянские гнезда, самые безобразные черты дворянского быта откроются в пошехонье…

Роман И.А.Гончарова "Обломов" появляется в 1859 году. Педантичный писатель довольно четко дает указания на движение времени в романе, и можно заметить, что действие длится примерно 12 лет. Если соотнести концовку с временем публикации, то начало сюжета надо отнести к середине 40-х годов. И если Илье Ильичу на первой же странице дан возраст – 33 года, то родился наш герой скорее всего около 1812 года – отчетливо символичная дата. Конец романа не может  полностью совпасть с датами публикации, поскольку там говорится, что именно Штольц рассказал всю историю Обломова своему приятелю-литератору, а тот с его слов и создал, естественно, сколько-нибудь позднее это повествование. Поэтому мы и даем этот ориентир с некоторым допуском. Кроме того, в роман включена часть, написанная значительно раньше, – Сон Обломова, который и переносит нас в самое детство героя – к 1820-м годам.

Последнее замечание немаловажно, оно позволяет реконструировать, как представлялась в литературе помещичья жизнь в самую декабристскую пору. И если, скажем, Василий Иванович Базаров упоминает о декабристах, рассказывая о молодости, то в Обломовке вообще никак не отразилось революционное дворянское веяние, словно его и не было. Не отразилась и столичная культура, просвещение вообще мало коснулось затерянного в глуши поместья, где жизнь не напоминает даже пушкинских Лариных.

Обломовы рисуются как представители сильного в прошлом дворянского рода, их имение Гончаров называет наследственной отчиной, куда входило несколько селений, в том числе прежде и Верхлево, куда теперь юный Обломов ездит на учебу к управляющему Штольцу. Вотчина отличалась когда-то от поместья тем, что была в полной собственности владельца, причем образовывалась в более древние времена: поместье обозначало казенную собственность, данную дворянину на время службы. Эта система складывалась при Иване III, в 16 веке, стало быть, владеющие вотчиной Обломовы принадлежали когда-то к настоящей знати. Различие между вотчиной и поместьем исчезло только в петровские времена.

И вот в начале 19 столетия от былой славы ничего не остается в Обломовых. Илья Ильич будет уже полным завершением дворянской истории. Подобная тенденция была весьма характерна для нашей литературы, особенно это выражено в творчестве Пушкина.

По сравнению с предыдущими героями-дворянами семья Ильи Ивановича Обломова, отца нашего героя, кажется совершенным упадком: ни просвещенности, ни воли, ни богатства. Быт скорее напоминает зажиточное мещанство, но это не так для крепостных в имении. Гончаров подчеркнет, что для Захара его барин – почти священный идол, на которого можно даже и злиться, но никогда не возникнет мысль о равенстве с ним. Даже полуграмотный, малознающий, безвольный барин – какая-то почти мифическая опора всего уклада в имении.

Гончаров не случайно назовет обитателей Обломовки трудолюбивыми муравьями, рядом, правда, оговорившись, что труд они сносили скорее как наказание или обряд. Имение подобно муравейнику, в котором всякому отведена своя роль: кому трудиться нехотя, кому – следить, незримо или зримо присутствовать при деле, справлять суд, придерживаться обрядов. Такова роль помещика в глухом уголке, где имение живет какой-то совершенно изолированной от мира жизнью, где смутны представления даже о собственном отечестве, где всякий контакт с большим миром внушает страх (история с письмом, появление незнакомца, боязливое отношение к деньгам и проч.): "Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими".

Вся жизнь поместья теперь овеяна традицией: "Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность, как огонь Весты". Помещик здесь и выступает в роли хранителя обычая, следя за обитателями муравейника, и только в этом его оправдание, его роль. Имение – это некий единый организм, где дворянину отведена роль скорее нравственная, трудно сказать – духовная, а крепостным – роль чисто деятельная, физическая. Изоляция этого организма от мира такова, что гоголевская Коробочка покажется многосторонне развитой деятельницей.

Невозможно представить, чтобы древний Облом (у Даля – в том числе грубый человек, даже нечистый, дьявол; также есть связь и с войной: выступ на крепости для обороны) был таким расслабленным, как отец Ильи Ильича… Так что история дворянина здесь – это превращение  облома  в обломовщину  (у Даля это слово определяется как русская вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости).

Но надо видеть в обломовщине и другую сторону. Дворянин весь сосредоточен на духовном: пусть для родителей Ильи Ильича это обряды, сказки, приметы, но и – вера. Вера воспринята ими узко, она скорее сковывает человека: "Надо Богу больше молиться да не думать ни о чем"; "Все умрем, кому когда – воля Божья!". О вере поучительно рассуждают старики Обломовы, и вот это учительская роль была единственным оправданием их положения среди диковатых крепостных.

С наброска "Сон Обломова" начался замысел Гончарова, и эта часть романа раскрывает некий обломовский ген. Илья Ильич, получив университетское образование, переехав в неведомую его родным столицу, остался в том же положении барина (поэтому так и настаивает на этом слове), что и его предки. Но теперь это уже барин не в поместье, даже в вотчине (!), а за тысячу верст от своих мужиков. Но по-прежнему ему кажется, что он необходим, он все тот же отец для своих крепостных: отцом и кормильцем величает его в письме плут-староста. Он даже может без всякой иронии выговаривать Захару: "Думаю все крепкую думу, чтоб крестьяне не потерпели ни в чем нужды, чтоб не позавидовали чужим, чтоб не плакались на меня Господу Богу на Страшном Суде, а молились бы да поминали меня добром" – вот целый манифест дворянства, отставший от века уже безнадежно.

Крепостные Обломова без барина предоставлены сами себе, кто бездельничает, кто ворует, пьянствует. Староста лжет хозяину-отцу, присваивает добро. Кто посмелее, так и просто бегут из имения. Словом, рушится вся сословная связь.

С чисто сословной точки зрения Обломов только паразитирует на своих крестьянах, ничем не оправдывая своего места. Но Гончаров, показывая крушение дворянства и нарождение буржуа в духе Штольца, дает более широкий ракурс позднего дворянина, чем только его социальная роль.

Обломов принял на себя только одухотворение, только хранение традиции – уже без всякой связи с одухотворяемыми, с трудолюбивыми муравьями. На таких связях сословия не образуются, одинокое хранение духовного начала для социума оказывается почти не замеченным. Мы подчеркиваем почти, потому что нельзя не заметить, как Обломов необходим людям, может и влиять на них. Удивительное превращение замечает в Ольге Ильинской Штольц – влияние Обломова, без Обломова и сам Штольц ощущает опустошенность, Обломов – единственное упование Пшеницыной, без барина нет жизни Захару, в начале романа к Обломову идет вереница гостей, наконец, от Обломова идет неправедный достаток для всякого рода мошенников, но ведь и это тоже люди, Мухояров, Тарантьев… Обломов нужен им всем! Как-то мы заметили, что после Обломова остается сын: выдающийся мотив для русской литературы (где дети Онегина, Печорина, Чацкого, Базарова и др.?). В Обломове сильна связь отцов и детей – без чего нет полноценности в русском литературном характере.

Но это уже чисто личностная линия в Обломове, для сословных отношений он уже ничего не значит. Автор, тонкий социальный наблюдатель, покажет, как время даже щадит несозвучного ему героя. В Обломове еще нет  того бесповоротного падения дворянина, которое, например, изобразит Достоевский в истории Катерина Ивановны. Илья Ильич еще пользуется благами дворянского государства, к его услугам постоянный, хоть и уменьшающийся доход, с которым может сравниться жалование весьма высокого чиновника (образ Судьбинского, который всеми силами делает карьеру, едва сравниваясь с владельцем отчины). К его услугам все тонкости столичной культуры, он знает театр, книги, принят в достойных столичных домах. Даже экономически его положение облегчено законами и порядком. Он может дать доверенность, нанять управляющего, обратиться к высоким властям. Он мог бы заложить имение и получить немалые деньги из только создаваемых кредитных обществ: эту линию задолго до Обломова уже эксплуатирует ничем не владевший Чичиков. Но это и важная деталь: Илья Ильич ни за что не заложит свое имение, его и пугает новизна и рискованность дела, и слишком дорога ему честь фамилии (не выплачу ссуду – опозорю до сих пор чистое, неприкосновенное родовое имя). Даже, можно заметить, для Обломова залог имения – это уже признак неполноценного владельца, а стало быть, и дворянина.

Так что герой Гончарова хранит в себе все достижения дворянской культуры, которые, однако, касаются индивидуальной, личной жизни, или, по слову автора, внутренней жизни. Это живая и безусловная религиозность, понятие чести, неспособность ко злу, расположение к людям, глубина переживаний, ощущение истины и подлинных ценностей в духовной жизни (музыка, имя Пушкина, переживание природы) – все это делает нашего героя созвучным многим идеалам русской культуры. Есть в нем и односторонность: русская культура отразила и непременное активное чувство к Отечеству, его славе, к созиданию, а не одному лишь созерцательству, к делу, поступку… Поэтому, скажем, в столь ценимом Обломовым Пушкине, наверное, были приняты только некоторые мотивы: "Погасло дневное светило" - да, "Я вас любил" - да, но едва ли ему близки "Стансы", "Клеветникам России", даже "Любви, надежды, тихой славы" было бы близко ему лишь в юности, о которой с трепетом вспоминает Обломов… со Штольцем.

Так что не нужно делать из Обломова некий идеал дворянского духа – в укор деятельности. Но все же почти гимн обломовщине выписан на последних страницах романа не зря – это тоска по уходящему прекрасному прошлому, по дворянскому благородству, которое невозможно совместить с заботами о куске хлеба и мыслью о зарплате: "Честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно". Не во всем умеренны эти слова Штольца, но они передают скорее образ его друга, чем все существо Обломова, с запустением, робостью, ослабленностью.

Штольц, между прочим, – дворянин. Сословное звание передавалось по отцу, поэтому то, что мать Штольца – русская дворянка, из бедных, не много значит для родословной. Отец – немец, бюргер, человек вольный, но не принадлежащий к благородному сословию. Мать будет переживать из-за его приземленности, узости, грубости. Сын же Андрей выслужит дворянство.

Известно, что после университета выпускники уже приобретали первый и иногда не самый низший чин, дававший право на дворянство. Обломов – коллежский секретарь, как первый муж Пшеницыной и – муж Коробочки! Это чин 10 класса, присвоенный и А.С. Пушкину после окончания Лицея. Этот чин давал только личное дворянство (поэтому Пшеницына не видит ничего барского в своих детях от первого брака). Штольц служил успешно и получил надворного советника – 7 класс с правами потомственного дворянства (судя по романной хронологии, этот чин Штольц имел до 1845 года, когда потомственный статус был повышен до 5-го: статского советника).

Вот и новый поворот в теме: в дворяне вышел Штольц. То, чего опасался (и что предвидел) Пушкин, отразилось в позднейшей литературе. Деятельный, но незамысловатый Штольц никак не ассоциируется с дворянством, как и Базаров, но это просто новое явление. Друг Обломова – делец, приобретатель, возможно, колонизатор. Он живет коммерцией, уйдя с государственной службы, что ничуть не делает его менее признанным в самом высоком обществе. Даже об Илье Ильиче говорят с особым оттенком, что он друг Штольца. Это теперь значит больше, чем чистое имя. Чичиков бы с завистью глядел из своего исторического далека, из 1820-го года на этого деятеля. В новом времени Штольцу досталось то счастье, о котором мечтал Павел Иванович – семейный уклад, обеспеченные дети… "Продувная бестия, не внушающая никакого доверия и думающая о себе очень хорошо", – скажет о Штольце Антон Чехов, отчасти справедливо.

Не удался этот образ Гончарову, с чем он и сам соглашался в статье "Лучше поздно, чем никогда". Критик Писарев когда-то иронизировал в том духе, что автор хочет, чтоб ему поверили на слово, что герой его очень деловит: "Деятельности его не увидите, но поверьте, что он очень занят". Здесь есть справедливость, хотя мы бы сказали иначе: у Гончарова получился деятельный, с хищническим оттенком характер, едва ли привлекательный для автора во всем. Но надо принять его вовсе не как положительного героя нового времени, а именно таким, каков он есть. Его коммерция едва ли могла бы стать сюжетом в русском романе.

И Штольц, конечно, не выводит тему дворянства к новому расцвету. Даже еще раз специально подчеркнем: он только формально дворянин, по чину; связи по духу с великим сословием у него нет. Поэтому он будет до конца видеть в Обломове нечто недоступное для него, для бюргера.

И гончаровский роман окончательно подводит к тому, как дворянская линия пресекается в русской литературе. Статус дворянина во второй половине 19 века перестает быть определяющим в содержании образа. Критика поспешит на злобу дня чуть ли не всех героев-дворян объявить лишними людьми, во многом  обессмысливая это определение, но веяние времени будет вполне отчетливым: после Обломова о дворянине стали писать скорее с сочувствием, обнажая одну его слабость за другой, так что щедринская обнажающая сатира покажется даже и чрезмерно жестокой. О деятельном дворянине литература стала говорить скорее в прошедшем времени. Это будет великий толстовский роман. Но уже и с появлением романа Тургенева "Дворянское гнездо" (1859) определение дворянский из сословной характеристики превратилось в эпитет, своего рода метафору угасания.

Думается, у Тургенева важен один нюанс в оценке судьбы сословия: очевидный кризис дворянства, им отраженный, вызвавший почти термин лишний человек, видится не столько сословным, сколько временным, исторически обусловленным. Тургенев все же не уводит сословие вообще из общественной жизни, а показывает фазу, кризис поколения.

Поэтому в конце "Отцов и детей" он опишет почти гармонически складывающуюся жизнь в имении Кирсановых, где разрешились конфликты поколений, где Аркадий зажил настоящим помещиком-хозяином – в согласии со своим отцом. "Рудин" оканчивается скитальчеством и  нелепой смертью главного героя, но здесь же, рядом – более позитивная судьба Лежнева в браке с Александрой Павловной. В "Дворянском гнезде" герой оказывается в доме Калитиных, где после ухода Лизы все меняется, молодежь полна веселья и энергии, смех, озорство, уверенность в своих силах и своей судьбе – это никак не тягостная картина умирания.

Да, Тургенев более развернуто показывает кризисные состояния, но концовки в романах раскрывают и логику времени: лишнее в дворянстве, скорее всего, преодолимо, хотя и составляет целую эпоху. Другое дело, что надеждам на возрождение уже не дано будет сбыться – ни в литературе, ни в живой истории.

После Пушкина стало привычно в литературе изображать родословную героя. Так поступает и Тургенев в "Дворянском гнезде". Генеалогия у Гончарова выглядит более глубокой, философской картиной взаимодействия сословий. У Тургенева все будто решает случай, черта характера: приехал из Пруссии родоначальник Лаврецкий и был пожалован землями, служил при Василии Темном: род столбовых дворян, примерно с первой половины 15 века. Памятен прадед главного героя – человек жестокий, дерзкий, умный и лукавый. Автору и важна именно подобная характеристика личности: в силу своего характера прадед Андрей оставил роду Лаврецких богатство и зловещую память. Если учесть, что Тургенев почти всегда датирует свои романы и действие "Дворянского гнезда" проходит в основном в 1842 году (перед эпилогом, как опять же часто у Тургенева, пройдет сравнительно большой промежуток времени – 8 лет), а заканчивается в 1850-м, то Андрей Лаврецкий жил в первой половине 18 века, и с тех пор пошло некое угасание и ослабление рода. Прадед со своей лютостью дал роду и богатство, и энергию, а затем потомки стали все больше ослаблять фамилию: сын Андрея был уже простой степной барин, грубый, но не злой, хлебосол и псовый охотник. Отец главного героя оказался капризным, бестолковым, взвинченным человеком, совсем испортившим воспитание своего сына – Федора Ивановича. Вот эта нисходящая линия и задана в романе как своего рода философия дворянской судьбы.

По какому-то капризу природы или игры генов Федор Иванович наделен характером неустойчивым, но чутко воспринимающим добро и зло, ищущим правду и поддающимся на чужие влияния. Тургенев пишет об уходящей, угасающей жизни, его герой уже не то барин, не то отшельник, застывший в мирном оцепенении.  Гончаров в Обломове показал богатство и спокойствие одиночества, того, что на страницах романа названо внутренней жизнью, тургеневский же герой страдает от своей замкнутости, словно еще живы в нем образы волевых предков, но всякое столкновение в внешними трудностями, всякое давление на себя он воспринимает мучительно и без сопротивления. Пресловутое испытание любовью дворянин не выдерживает, ведет себя слабо и некрасиво, что в свое время вызвало известную статью Н.Г.Чернышевского "Русский человек на rendez-vous": посвященная тургеневской "Асе" (1858), эта статья вполне перекликается и с характерами Лаврецкого, Рудина. С сословной точки зрения в Лаврецком 19 века уже нет никакого общественного начала: крепостное право лишь позволяет ему относительно независимо существовать в своем обособленном мире, и только от ощущения неполноценности такого бытия он неожиданно для себя провозгласит цель – землю пахать, словно чувствуя отсутствие оправдания своей судьбе. Землю пахать он тоже, разумеется, не станет. "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!" – произнесет сорокадвухлетний Федор Иванович на последней странице книги.

Еще две линии отражены в "Дворянском гнезде". В образе Паншина Тургенев изобразил своего рода продолжение или развитие молчалинского типа – карьериста, впитавшего только общепринятые и опошлившиеся нормы, но уже имеющего и чин, и положение в обществе. Выслужив чин, Молчалин бы превратился в Паншина. Даже принятие дворянской культуры в Паншине будет неглубоким: тростью в шею погоняет он своего кучера.

Линия Лизы Калитиной, безусловно, дорога Тургеневу. Он наделяет эту героиню развитым внутренним миром, большой стойкостью в столкновениях если не со злом, то с пошлостью и бездуховностью. Это одна из тех героинь, которые сформировали понятие тургеневской девушки. С некоторой даже избыточностью автор постоянно показывает Лизу в молитве, в церковном обряде, словно задолго до завершения сюжета указывая, что стезя таких героинь ведет в монастырь.

В Ольге Ильинской Гончаров показал большую способность к мирской жизни, хотя спасительным будет и для нее только участие Штольца (в доме Ольги тоже бедность и упадок: и у этого дворянского гнезда нет будущего). Ольге еще интересна жизнь общества, она дорожит мнением света, ее привлекает деятельность. Лиза – не от мира сего, с ее стремлением к глубине и искренности во всяком поступке суждено лишь разочарование. Прежде обращение к Богу поддерживало и формировало дворянский уклад жизни, теперь же попытка жить по-христиански сопряжена с непониманием и почти отчуждением. Уже и в Лаврецком нет глубокой веры ("Наши убеждения на этот счет слишком различны, Лизавета Михайловна"), Лиза же в каждом шаге видит связь с Богом: "Как же можно разлучать то, что Бог соединил?" - спросит она, касаясь распадающейся семьи Федора Ивановича.

Вот авторская ремарка: "Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно. Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь". Последнее определение прямо совпадает с обломовским состоянием, что не случайно: оба автора показывают, что только во внутреннем мире теперь ждет гармония и покой героя, сформированного дворянской культурой.

В "Отцах и детях" с первых слов упомянута дата – 20 мая 1859 года, таково время действия романа, охватывающее до своеобразного эпилога несколько месяцев. Приближается реформа 1861 года, завершен автором роман уже после отмены крепостного права, так что оценки уже сориентированы на этот факт.

К теме дворянства привычно относят Кирсановых и Одинцову, но заметим, что и главный герой романа – дворянин. Это некий парадокс: Тургенев говорит о демократическом чувстве  Базарова, в известном письме  Случевскому он даже напишет, что "вся повесть направлена против дворянства как передового класса", но здесь мы скорее сталкиваемся с известным несовпадением художественного произведения и авторской интерпретации. Не столько отрицание дворянства, сколько надежда на его перерождение, обращение к очевидной и нужной для общества деятельности составляло пафос Тургенева.

Противоречивому характеру Базарова, его маргинальности, соответствует и отражение его социального статуса. Да, мы знаем его реплики вроде мой дед землю пахал, но мать его названа столбовой дворянкой, отец – видимо, из дьячков, но получил медицинское образование и армейское звание штаб-лекаря: скорее всего уже оно давало право на потомственное дворянство, а уж безоговорочно делало его именно потомственным дворянином награждение орденом Св. Владимира, что было прописано  для любой степени этой награды (изменилось только в 1900-м году, когда это положение было ограничено третьей степенью ордена). Кстати, исследователями отмечено, что во второй половине века более 70% дворян получали свой статус по ордену: Евгений Базаров попадал, таким образом, в самую широкую общественную волну, отразившую уже размывание сословия. Вот и сам наш герой подчеркнуто негативно говорит об аристократах в спорах с Павлом Кирсановым, который едва ли и подозревает, что гостит у него не лекаришка, а потомственный дворянин.

Кирсановым присущи все черты угасающего сословия. Дворянство стало скорее свойством характера и культуры, чем сугубо положением в обществе. Николай Кирсанов даже всячески ускоряет в своем имении реформу крепостных отношений, называет имение фермой, не держит дворовых и проч. Павел Петрович вообще уединился в свой  аристократический мир, хотя собственно к власти уже почти не имеет отношения. Все свелось к чтению журналов, слежению за строгим порядком в быту, манере держаться – все это очень ограниченные формы участия человека в общественном укладе, что ехидно замечает Базаров: "Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public (пародирует выражение П.П.: общественное благо – А.А.)? Вы бы не уважали себя и то же бы делали".

Дворянская культура более всего видна в Кирсановых, но именно до этого нет никакого дела герою нового времени: Базаров смеется и над размышлениями Кирсановых, и над любовью к музыке или литературе… Если в "Дворянском гнезде" был показан ярко бытовой конфликт у Лаврецких из-за в общем-то нелепой женитьбы отца главного героя на крепостной девке, то в "Отцах и детях" сходная коллизия разрешается мягче: и брат, и сын благословляют брак Николая Петровича с Фенечкой.

В большей мере консерватизм отразился в линии Одинцовой, которая подчеркнуто соблюдает все ритуалы в обращении, исключительно из фамильной гордости пригласила к себе жить вздорную родственницу-княжну. Базаров скажет: "Какой гранжир! – кажется это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно". Но он же заметит и с удовлетворением: "В переделе была, братец ты мой, нашего хлеба покушала". Ритуалы дворянской культуры в основном у Тургенева переданы в пародийном ключе: нелепая дуэль, бал у губернатора, светские разговоры и манеры  - все это передано без всякой симпатии.

Но перед дворянином к 1860-му году еще открыты все пути, и Тургенев дает, пожалуй, три главные перспективы. Во-первых, как Базаров, перестать ощущать связь с сословием, идти против его традиций, проповедовать сближение с народом, хотя и внутренне презирать его (напомним, Базаров даже не сочувствует грядущей реформе, а пытается создать какое-то свое, не очень ясное поприще служения народу). Путь разрыва с традиционной культурой, революционный настрой с неясными целями, огрубление личности – это то, что заводит Базарова в тупик нигилизма, из которого выхода нет – только смерть.

Другой путь дан в Кирсановых: или угасание в духе Павла Петровича (он и был уже мертвец говорится о нем), или – превращение из помещика в деловитого фермера, владельца лишь земель и капитала, но не душ. Это путь становления русского капитализма, что казалось Тургеневу неплохой перспективой. Поэтому сказано: "Аркадий сделался рьяным хозяином, и ферма уже приносит довольно значительный доход". Очевидно, этот путь подразумевает и сохранение традиционных дворянских добродетелей, по Тургеневу:  христианская вера, крепкая семья, честь и достоинство. Возможно, это и иллюзия автора – симбиоз жизни буржуа с дворянскими духовными ценностями.

Третий путь намечен в линии Одинцовой одним штрихом: она выходит замуж за нового деятеля, законника, с крепким практическим смыслом и проч. Так Тургенев показал, что дворянство стремится и имеет все возможности сохранить уже без сословных привилегий и тем более владения крепостными властные свои полномочия. Давая эпитет холодный как лед, Тургенев показывает, что человек этой формации уже будет совсем далек от, скажем, пушкинской культуры и идеалов. Здесь кроется противоречие: дворянство сохраняется при власти за счет потери своих духовных качеств.

Так или иначе, но Тургенев показывает, что дворянство в традиционном смысле уже сходит с арены общественных процессов, идет болезненное перерождение и выстраивание новых сословных связей. Память о дворянстве будет давать себя знать еще долго, и, скажем, разбогатевший плебей Ситников будет пресмыкаться перед своей супругой – урожденной княжной Дурдолеосовой…  Но надеждам Пушкина на сохранение  родовых признаков дворянина не суждено было сбыться, точнее из сословных характеристик понятия дворянской культуры стали чисто этическими или духовными категориями, даже составили основу национального идеала, причем не только в 19 веке, но во в многом и позднее, в советский период, и даже в XXI веке – с разными оттенками, а часто уже с налетом ханжества, в качестве маски. Еще раз повторим, что это уже не собственно сословная картина.


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру