27.02.2014

Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко- церковному краеведению. Живая история иконы

Исследовательская работа

Введение

Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», то есть комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники.

У нас в доме есть икона Сергия Радонежского, но меня очень удивило, что в доме моего руководителя есть старинная «металлическая» иконка, история которой неизвестна. Металлических икон я не видел, кроме того подумал: за каждой картиной, скульптурой, предметом убранства стоит личность его прежнего владельца. Это и побудило заняться исследованием металлической иконы.

Иконка явилась в дом моего руководителя Гайнутдиновой Л.И., когда семья жила на Украине. Во времена перестройки ее выменяли у нумизматов на старинную монету. А вот чей образ изображен на иконе и кому она могла принадлежать, пришло время задуматься сейчас.

В археологическом журнале «Родная старина» широко освящаются проблемы изучения разнообразного материала, отражающего развитие металлопластики с середины 11 до рубежа 19-20 вв., статьи касаются широкого круга вопросов истории и технологии производства. Но остается далеко не завершенным процесс накопления исторических фактов, введения в научный обиход образцов (хотя бы на уровне учета моделей). Поэтому остается актуальным изучение конкретных произведений в контексте определенного художественного течения, без учета которого они загадочны и непонятны.

Отмеченное положение вещей побудило и нас уделить внимание вопросу русского медного литья.


Цель нашего исследования: Выяснить какое место в духовной жизни различных эпох занимает русская медная икона

Задачи исследования: 1. Определить образ, изображенный на иконе.

2. Узнать о почитании святых.

3. Собрать и систематизировать сведения о металлических иконах с образом святого на иконе.

4. Выяснить пользовались ли такими иконами на территории Урала

Гипотеза. Икона является религиозным аспектом жилища и на ней

изображен Сергий Радонежский чудотворец.

Глава I. Основная часть. Преподобный Сергий Радонежский

Прошлое русской земли богато великими героями, жертвовавшими жизнь за Родину и беззаветно трудившимися на славу своего народа. По великому промыслу Божиему богато прошлое скромными подвижниками, совершавшими такие духовные подвиги, которые вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы. Отдавая свою жизнь высоким идеалам, они оставили память, прочнее памяти многих героев. И такие люди по своей кончине стали предметом благоговейного почитания всего православного народа.

Одним из таких праведников является преподобный Сергий Радонежский, к гробнице которого и поныне ежегодно стекаются миллионы русских людей.

Имя Сергия Радонежского в миру было Варфоломей, родился он 3 мая 1314 г в селе Варницы под Ростовом. Умер 25 сентября 1392 г в Свято - Троицком монастыре. Почитается в Православии, старообрядчестве, грекокатоличестве, Англиканском сообществе. Прославлен в середине XV века в лике преподобного. Труды его - основание нескольких крупных монастырей. (http://ru.wikipedia.org/)

Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого говорится, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 25 сентября (8 октября) в день преставления. Святой преподобный Сергий Радонежский – величайший чудотворец, святые мощи которого хранятся в Троицком соборе основанной им Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

В честь него существует Молитвенная традиция: Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное. Cвятого преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. В молитве перед иконой святого просят защитить детей от дурного влияния. Преподобный Сергий Радонежский по молитве к нему защищает от любых жизненных проблем. К молитвам преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.

Также святого преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.

http://iconworld.ru/products/112

Преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу написаны четыре молитвы – обращения, а также Тропарь преподобным Сергию и Никону, Радонежским (Тропарь, глас 8); Тропарь явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (Тропарь, глас 4) и Величание явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который, кроме преподобного Сергия Радонежского, входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители, сложился на протяжении XIV-XX веков. Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов, в том числе и в нашей республике.

1.1. Храмы Преподобного Сергия Радонежского

1. Всем жителям города известна Церковь Святого Сергия Радонежского по ул. Бехтерева, 2 (бывшая Малая Сергиевская). Это небольшой деревянный Храм. Храм построен в 1868 году на месте древней церкви, основанной в XVI веке московскими стрельцами и пушкарями, присланными для охраны Уфимского Кремля и населения и ставшими одними из первых жителей Уфы.

Иконостас Церкви выполнен в лучших традициях церковного искусства резчиком Трапезниковым в 1894 году. Много труда положил на строительство и украшение церкви местный протоиерей Федор Троицкий, написавший для нее немало икон и сам позолотивший иконостас и киоты многих икон.

Свой вклад внес в обустройство Сергиевской церкви русский художник М.В. Нестеров. (Приложение 1) Им были написаны два холста с изображением жития Преподобного Сергия Радонежского. Достопримечательностью церкви являлась древняя икона Святого Сергия Радонежского. Ею был благословлен Верховный адмирал Колчак, посетивший Уфу 13 и 14 мая 1919 года.

Сергиевская Церковь была единственной из более 720-ти церквей епархии, которая никогда не закрывалась.

От Сергиевского храма на Духов день начинается ежегодный (с 2000 г.) крестный ход вокруг Уфы, посвященный основанию города в день Святой Троицы 1574 года.

2. Недавно восстановлен православный Храм Преподобного Сергия Радонежского с. Инзер Республики Башкортостан – это приход Свято - Сергиевского храма Уфимской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат). Это одно из красивых мест нашей республики. (Приложение 2)

Интересуясь списком церквей Уфимской Епархии, названных в честь Сергия Радонежского, мы увидели очень интересную статистику - ведомость о числе церковно- приходских школ и числе учащихся в них в Уфимской Епархии с 184/5 по 1896/7 гг. В ней была строка о числе учащихся раскольников. Число детей прибывающих в Уфу с каждым годом росло.

1.2. Удивительное рядом

Вот, что мы узнали собирая по крупицам сведения о связи г. Уфы и Сергия Радонежского.

Ежегодно в Уфе празднуют Аксаковские дни, когда заново читаем, перечитываем заветные строки произведений С. Аксакова и многое узнаем заново. Таким откровением видится сейчас история с именем, которое получил будущий писатель еще во чреве матери,- Сергей. Связано имя с памятью Сергия Радонежского чудотворца, великого просветителя и общественного деятеля Руси.

Сергей Аксаков в своих произведениях упоминает о церкви, которая ему была видна из окон дома, о Церкви Сергия Радонежского.

В дни празднования Русской православной церковью памятной даты "Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского" (1422 г) епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон передал в дар возрождающемуся Аксаковскому дому портрет писателя, выполненный художником Николаем Куприяновым.
http://alocvet.narod.ru/gost/serg.html

Символично, что за добрые дела в 2000 г. Владыка Никон награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом прп. Сергия Радонежского II степени.

Паломническая служба Уфимской епархии организовывает социальные (для малоимущих) паломнические поездки по святым местам России, в том числе в Троице Сергиеву Лавру к святым мощам Прп. Сергия Радонежского

Глава II. Металлопластика

Художественное литье - один из древнейших способов обработки металлов, заключающийся в заливке их расплавов в специально приготовленные формы, внутренняя полость которых соответствует конфигурации, подлежащей изготовлению отливки.
Мастерством художественного литья хорошо владели скифы, населявшие около 2,5 тысяч лет тому назад Приднепровье и Приазовье. Отлитые ими с большим искусством золотые и бронзовые украшения хранятся во многих музеях нашей страны. Широкое развитие худо-жественное литье получило в Древней Руси и достигло расцвета в конце 12 начале 13 в.

Мелкая пластика старообрядцев. (kopatich.ru) Более полное на наш взгляд исследование по мелкой металлопластике дает автор статьи «Мелкая пластика старообрядцев Стародубщины», кроме того, это ближайшая территория к месту приобретения иконки.

Мелкая ритуальная металлическая пластика встречается у старообрядцев западной части Брянской области и в современных сопредельных территориях Украины и Белоруссии. Однако по этим территориям указанная тема слабо проработана и сведений мы не нашли, поэтому подробно рассмотрели сведения по Брянской области.

Автор пишет, что такое литье было распространено в крупных центрах расселения старообрядцев: на Урале, в Сибири, в Поволжье (Ветлуга и Керженец), на северо-западе России (Поморье), в Стародубье и Ветке.

Под мелкой пластикой старообрядцев обычно понимается медное (с примесями) литье различных культурных предметов (крестов, образов, оберегов и т.д.).

Вплоть до начала XX века меднолитую пластику старообрядчества не собирали в музейные фонды, затем коллекции были собраны, но оставались зачастую беспаспортными.

Многие экземпляры местной художественной пластики сосредоточены в Брянском государственном областном краеведческом музее и его филиалах, в Брянском областном художественном музее, а так же многочисленных больших и малых частных коллекциях. К сожалению, в 90-е годы XX века огромное количество довольно ценных экспонатов старообрядческого медного литья были распроданы на «черных» рынках, часть «малоценной» пластики сдавались на металлолом, часть уходила в заграничные коллекции

В своем исследовании автор опирается лишь на анализ 4 сотен предметов литья из различных собраний коллекций Брянской области.

Среди всей массы рассмотренных и исследованных экспонатов выделяется три группы изделий, имеющих определенные свойства в стилистическом, композиционном и техническом оформлении.

1. Наиболее распространенные предметы медного литья Ветки и Стародуба являются предметы «гуслицкого типа».

Название это происходит от погоста Гуслицы Богородского уезда Московской губернии (ныне – один из районов Москвы). Гуслицкое медное литье по своим характерным чертам имеет много стилистических и композиционных сходств с дониконовским московским художественным литьем. Так как большая часть поселившихся старообрядцев на Стародубщине было из центральных районов России, то данные традиции распространились на Стародубщине и в Ветке.

Обнаруженные исследованные предметы этого типа также разделяются на две группы: а) Иконы, имеющие прямоугольное навершие и изображение Спаса Нерукотворного. Почти все они имеют боковые створки с изображением избранных святых. б) Иконы, имеющие составное навершие в виде клинообразного клейма с изображением ветхозаветной Троицы, а над ним обычно прямоугольное клеймо с традиционным образом Нерукотворного Спаса. Многие исследованные иконы гуслицкого типа невелики по размерам (в среднем 10 см в высоту и 7 см в ширину). Обычно они увенчаны нарядными вершинами с изображениями ангелов, имеют много тонких рамочек, декорированный фон.

2. Вторую группу металлических икон можно условно отнести к « поморскому типу».

Это название происходит от металлических икон, изготовлявшихся на Выге в Поморье. Металлические иконки обычно имеют хорошую орнаментальную обработку. Почти у всех есть навершие в виде кокошника, внутри которого изображались Спас, Троица, Ангелы. В отличии от первого типа, все они имеют, в среднем, довольно большие размеры (не менее 15 см в высоту и 10 см в ширину) и в 2 раза тяжелее. Обычно иконки сохранялись в виде разрозненных створок (в первом типе сохранялись обычно все 3 части).

3. Металлические образы поморской группы имеют как смешанные черты двух выше указанных типов, так и различные неустойчивые признаки: имеют разнообразные сюжеты и размеры. Это нательные квадратные иконки небольших размеров (в среднем, 5 – 7 см). Часть из них, имеют квадратное навершие со сквозным отверстием, либо с «ушком». Люди носили их в качестве оберега с изображением своего покровителя.

При исследовании автору встречались образцы мелкой пластинки довольно больших размеров, один из таких экземпляров («Богоматерь») имел размеры 30на 20 см и вес – около 2,5 кг.

По свидетельствам старожилов, 70-80 годы 20 века на Стародубщине встречались металлические иконки размерами 1м на 50 см и весом около 20 кг.

Иконы гуслицкого типа обычно трехсоставные, поморского типа – четырехстворчатые. Складни (так называются иконки перечисленных типов) становились в красном углу рядом с деревянными иконами. Некоторые люди порой вырезали в деревянных киотах форму складней и вставляли туда имеющиеся изображения.

Многие исследователи и брянские коллекционеры считают, что на мелкой пластике конца XVII – XVIII вв. на задней стороне обычно должно присутствовать рельефное изображение, а также характерный ковчег (окантовку). Такие иконки изготавливались преимущественно из медного сплава.

Образцы пластики середины XIX в – начала XX века имеют либо гладкую заднюю сторону, либо реже глубокорельефное, но простое по сюжету изображение креста и других элементов веры. Пластика этого времени обычно делалась из латунного сплава.

Наилучшей хронологической классификацией подобных вещей может стать изменение эмалевого покрытия на протяжении двух столетий. Покрытие икон эмалью характерно, преимущественно, для поморского типа литья.

В конце XIX –начале XX вв. начинается массовое изготовление предметов мелкой пластики. Технология производства в это время упрощается, и большинство иконок не имеет никаких следов эмалевого покрытия.

Термин «медная мелкая пластика» несколько неверен, т.к. чисто медных экземпляров встречено очень мало (предположительно, их можно отнести к XVIII в.). Большинство вещей изготовлено из сплава меди, олова, свинца. Большая часть мелкой пластики изготовлена из латуни и датируется XIX в.- начало XXв. В конце XIX века – начало XX в в Клинцах и Новозыбкове предположительно существовало механическое машинное производство мелкой пластики.

Уральская историческая энциклопедия поместила статью Гончарова Ю.А. « Медная литая икона». В ней говорится, что «этот вид художественного литья, известен на Урале по работам мастеров Сольвычегодска и Соликамска с XVIIв. В XVIII –XIX вв. развивался и бытовал в среде местных старообрядцев. Наличие дешевого сырья - меди - породило ремесло, обслуживавшее старообрядческие поселки края. Указами Петра I (1722), Николая I (1832) официально были запрещены рельефные "резные и отливанные" образа. Как "гнезда раскола" и главные центры изготовления запрещенного литья на Урале известны Невьянск, Кушва, Нижний Тагил, Касли, Екатеринбург; в Зауралье - Тюмень, Березов, Тобольск, Курган и Ялуторовский уезд. После указа 1883 промысел легализовался. Известные мастера: Г.А.Пастухов (с. Шарташ, 1887), Степанов (Тобольск, 1902), Ульяновы - отец и сын (деревня Становая Курганского уезда, 1899-1914) и др. По образцам, привозимым из Москвы, с Поморья и Поволжья, уральские меднолитейщики тиражировали … иконы (нагрудные образки и массивные дорожные образа).,. Широкое распространение у староверов получила традиция оформления литья в доски (домовые иконостасы). С первой половины XIX века главным центром исполнения таких предметов становится Невьянск. Литые кресты и образа, являющиеся обязательной принадлежностью раскольничьих домов и молелен, в значительном количестве имелись и приемлющих официальное православие. Местные жители ценили литые предметы за долговечность, нарядность и магически-охранительные свойства, приписывавшиеся им издревле, как оберегам. Работавшие в крае священники-миссионеры отмечали, что литые иконы и складни охотно держали в своих жилищах крещеные инородцы».

Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Гнутова С. В., Зотова Е. Я. рассматривают вопрос металлопластики в следующем аспекте. Меднолитые иконы изготовляли односторонними, двусторонними и двустворчатыми. Наиболее распространенными были односторонние иконки. Их носили поверх одежды изображением наружу. Первоначальные отливки имели массивные подвижные оглавия, однако у последующих оглавия были фиксированными. Сначала иконы, как и другие виды меднолитейной продукции, копировали византийские образки, попадавшие на Русь в большом количестве. На самых ранних из них изображались Распятие, Христос, Богоматерь и Никола Чудотворец. Но уже в XI–XII веках появляются образки, копирующие в уменьшенном виде местные святыни. Это было обусловлено распространением христианства на огромных территориях Древней Руси и введением общерусского почитания тех или иных святых.

Для медного литья малых форм характерны сокращенные иконографические изводы, поэтому наиболее часто на медных иконках изображали поясные и ростовые фигуры святых. Подбор орнаментальных мотивов меднолитой пластики также был строго ограничен. Основными типами орнаментации были геометрический и растительный, обычно в виде стилизованного вьюна.

Е.Я.Зотова (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, хранитель фонда медного литья. Москва) в статье «Гуслицкое и загарское литье. Проблема классификации» определяя значение медных икон в жизни русского народа, приводит слова Ф.И.Буслаева, известного филолога и искусствоведа XIX в.: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе…». Эти слова с полным правом можно отнести к любому региону России, в том числе и к Московской губернии, где на протяжении XVIII – XX вв. не только почитали меднолитые образа, но и занимались их производством.
…В первой половине XIX в. проблема классификации медного литья интересовала не только историков и археологов, но и чиновников Министерства внутренних дел. В одном из документов 1840-х гг. значится: «…отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских, 3 поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии. Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…».
Этот официальный документ является первой попыткой разобраться в медном литье, определить его разновидности и, что особенно важно, отличительные особенности каждой из приведенных групп.

В.Г. Пуцко в статье «Русское медное литье 11-19 вв. в сакральном искусстве» (Калужский областной художественный музей) пишет, что предыстория металлопластики Киевской Руси генетически связана с античным миром и Византией, где она была частью ювелирного производства. Именно в таком виде она получила развитие в средневековой Европе. Однако отсюда вовсе не следует, что развитие медного литья оказалось одним из ближайших следствий христианизации, т.к. самые ранние его образцы могут быть отнесены примерно к середине 11 в. Монголо-татарское нашествие застало художественные ремесла Киева в пору их расцвета. С наступлением лихолетья производство подобных изделий в Киеве, если и не прекратилось совсем, то было сведено к минимуму. Но оно продолжается в иных городах, таких как Новгород, где становятся известными и новые модели крестов, а также привесок-иконок. Но географически локализовать появление даже хорошо датируемых моделей 14-15 вв. весьма трудно. Решение этой задачи осложняет даже не столько малочисленность образцов, сколько их разнохарактерность и даже разнотипность.

Модель не всегда имеет бесспорные признаки, позволяющие разграничить ее с продукцией московских ремесленников того же времени, ориентированных соответственно на местные иконы, в ряде случаев византийского происхождения.

Единственно, в чем можно уже сегодня быть уверенным, так это в том, что старообрядцами была унаследована традиция, идущая от произведений 16-17 вв.

А среди различных аспектов изучения русского медного литья не последнее место занимает функциональный аспект. Условия находок археологического материала и живая традиция показывают, что и в средневековый период, и в новое время иконы были более распространены в домашнем обиходе, чем в церковном, богослужебном. Это утверждение никак не исключает проникновение сюжетного и декоративного медного литья в убранство церковного интерьера.

Захарова С.О. Становление и развитие старообрядческих центров медного литья.

Известно, что одним из первых крупных центров старообрядчества стал Выговский, или Данилов, монастырь, основанный в Поморье (Олонецкая губерния) на р. Выге в 1695 году. Через несколько лет, в 1703 году, выговцам был послан указ Петра I, который предоставил им свободу богослужения по старопечатным книгам, но с условием, чтобы монахи обители приписались к государственным металлургическим заводам на Повенце и отправляли там работы. Поморцы подчинились, первыми среди староверов, решившись на необходимую уступку (хотя их учение содержало пункт о немолении за государя) Такое «политичное» по словам самих выговцев отношение к официальным властям принесло скорые плоды. Указом от 7 сентября 1705 года поморцы получили право самоуправления и свободу от двойного подушного оклада обязательного для старообрядцев

Что касается возникновения литейных мастерских на территории других старообрядческих регионов, например, Урала и Сибири, то эта проблема поставлена, но почти не изучена Собрания медного позднего литья (чаще всего старообрядческого) хотя и имеют почти все музеи области, но эти фонды не классифицированы и не каталогизированы. Уральские искусствоведы предполагают, что при обилии и дешевизне сырья, старообрядческого меднолитейного производства не могло не быть. Однако центры старообрядческого культового литья, их зарождение и развитие, типы и особенности изделий не определены.

Указ Петра I от 1722 года запретил объемные изображения, рельефные лики на металле или дереве в Православной церкви. Возникновение литейных мастерских в старообрядческих поселениях было непосредственно связано с вопросами о сохранении на иконах двуперстного сложения, о титле и о форме древнего креста, а также с запрещением среди староверов молиться на чужие иконы. Необходимость иметь "свою" "правильную" икону при себе постоянно, особенно во время странствий, невозможность открытого поиска и приобретения культовых изделий старого образца (что в те времена было небезопасно), привели к появлению собственных медниц.



Медное литье. Литые кресты и иконы Выговщины

Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова. Медная пластика Выга.

Сайт. Староверы Борисовщины (Материал взят с сайта www.samstar.ru)

В конце XVII - начале XVIII в. на Выгу появились литейные модели - матрицы для отливания икон и створ. Попадали они сюда разными путями. Братья Денисовы, разъезжая по хозяйственным нуждам, приобретали "обменом, покупкой, через подарки" старинные иконы, книги и множество напрестольных крестов.

Все эти кресты, иконы, створы могли послужить образцами для первых собственных литых изделий. Часть матриц заказали московским профессиональным мастерам, другие сделали сами.

Источники поступления металла тоже были весьма разнообразны. Казна пополнялась "большими сборами" от купцов - сторонников "древлего благочестия", от покровителей и сочувствующих. Медь и железо в слитках получали от А.Н. Демидова с Урала и от других горных промышленников.

Новые, городские элементы в Выговской культуре и искусстве первой половины XIX в.

Юхименко Е.М. пишет в своей статье « Новые, городские элементы в Выговской культуре и искусстве первой половины XIX в.», что отдавалось предпочтение цветочным мотивам, причем изображались не стилизованные цветы, а вполне узнаваемые розаны, тюльпаны, крины, незабудки»

Все авторы при обобщении рассмотренного материала по металлопластике утверждали, что у них возникали большие трудности из-за отсутствия хороших справочников по данной тематике, документальных источников, а также «потери» истории экспонатов.

Изучив литературу, мы поняли, что необходима вещественная каталогизация медной пластики. Мы попытались дополнить эту проблему своими исследованиями.

Глава III.I Способы получения информации и методы исследования.

- Поисковый метод (поиск икон для определения образа в фото интернет – ресурсах; источников описания жития Сергия Радонежского; поиск источников информации о медной пластике, поиск источников информации о каталогизации металлических икон)

- Сравнительный анализ (сравнение фотокопий литых икон и образа, изображенного на исследуемой иконе по известным каталогам)

- Коммуникативный метод (диалог): Интернет – переписка, беседы с художниками иконописной мастерской, искусствоведами; встречи со служителями церкви и Епархии, работниками библиотек и музеев города.

- Текстологический метод (анализ литературы и прочих источников)

- Практические методики анализа текстов авторов с целью извлечения и структурирования знаний по исследуемому вопросу по плану:

· Составление "базового" списка литературы для ознакомления с предметной областью.

· Выбор текста для извлечения знаний.

· Первое знакомство с текстом (беглое прочтение). Для определения значения незнакомых слов - консультации со специалистами или привлечение справочной литературы.

· Формирование первой гипотезы о структуре текста.

· Внимательное прочтение текста с выписыванием ключевых слов и выражений.

· Определение связей между ключевыми словами, разработка макроструктуры текста в сжатой форме.

· Формирование поля знаний на основании структуры текста.

В комплекс исследовательской работы по изучению иконы входили:

- искусствоведческий (иконографический) анализ композиции и сюжета иконки
- изучение, библиографических и иконографических сведений;
- натурное обследование иконы;
- исследование основного материала изготовления;
- изучение химического состава;
- изучение конструктивных особенностей.

Глава III.II Собственные исследования

Собственные исследования начали с изучения рекомендованной литературы и интернет - ресурсов по изучаемой теме « Живая история иконы». Кто же изображен на нашей иконе? Как такие иконы называются? Из чего они делались, и из чего сделана наша икона, в частности? К какому времени она относится? И кому могла принадлежать?

Прочитав и проанализировав фото - материалы святых в каталогах интернета и сравнив сюжет нашей иконы с сюжетами деревянных икон, мы были почти уверены, что на нашей иконе изображен преподобный Сергий Радонежский. Только иконы с изображением Сергия Радонежского имели в сюжете святую Троицу. Теперь наш интерес представляло житие святого Сергия Радонежского. В нашем городе есть церковь имени святого. Поэтому мы отправились в Уфимскую Епархию за консультацией, что собой представляет икона и какое отношение имеет святой, изображенный на ней к церкви его имени. Поиск пошел в направлении - выяснить сколько церквей названо именем Сергия Радонежского в нашей Митрополии и почему. (Приложение 3)

Параллельно изучалась литература о литых иконах. Мы все больше находили сведений о нашей иконе. Ее называли ладанка, иконка, образок, плашка. Изготавливали их из меди, бронзы, использовали серебро и золото для украшения. Наша иконка была изготовлена из другого материала. Сведений о нем не находилось. Кроме того, появился интерес выяснить, где на Урале находились мастерские по изготовлению литых икон. Очень хотелось прочитать надписи на иконе - они были на старославянском языке со странными переносами букв и сокращениями.

Чтобы прояснить возникшие вопросы исследования мы оказались в Иконописной мастерской Уфимской Епархии (Уфа, ул. Бехтерева, 1 А). Художники иконописной мастерской Маслов В., Третьякова О., Закарина С. провели первый анализ иконы.

Оказалось, что сделана икона из латуни. Они познакомили нас с правилами письма на иконах и помогли прочитать текст на иконе. Для сокращения слов использован знак -титло над словами. Текст рядом с образом гласил: «Сты Сергiй Ра онежс кй чудо». Выше головы святого изображена Святая Троица. Что подтверждала надпись «стая трц» На свитке в руке святого надпись « Не скорбите…», которую методом сравнения совместно нашли в справочнике для иконописцев. (Приложение 4) Нам интересно было об этом узнать, т.к. в большей части просмотренных нами икон с Сергием Радонежским свиток был свернут. Надпись на свитке еще раз подтверждала, что на иконе образ Сергия Радонежского. Предположили, что икона предназначена для личного пользования, что она использовалась в домашнем иконостасе, т. к. икона имеет приспособление для вставки и не имеет ушко для нательного ношения. Кроме того, икона хорошо сохранилась. Для украшения иконы с двух сторон использована роспись. Художники посоветовали еще раз обратиться к экспертам, чтобы установить время и место изготовления иконы, а также помогли разобраться с литературой по изучению жития Сергия Радонежского.

Мы получили консультацию иконописца Маслова В. о некоторых вопросах истории старообрядчества.

Следующий шаг – визит к эксперту. Оськина Ирина Николаевна подсказала, что икона не здешняя, а завезенная. Это еще раз подтвердило сведения о миграции икон по Руси. Изготовлена иконка из сплава меди по матрицам XVIII века.

Поинтересовались в интернете ( http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-27/51.htm) о металле, из которого сделана наша икона. Оказалось, что латунь это сплав меди и цинка, в котором доля меди колеблется от 60 до 90%. Чем выше доля меди, тем лучше способность к холодной деформируемости. Латунь с низким содержанием меди светло-желтого цвета и изменяет свою окраску с возрастанием доли меди от золотисто-желтого, желто-зеленого, золотисто-красного до типичного красного цвета меди. Латунь твердая, устойчивая к погоде, хорошо режется и в раскаленном состоянии (200 - 300°С) хорошо гнется и плющится. Латунь с большим содержанием цинка применяется для литья. Латунь находит применение для художественных работ. Следовательно, теперь можно было уже сказать, что и наша икона золотисто-желтого цвета относится к меднолитым иконам.

В книге «К вопросу датирования предметов медно-литой мелкой пластики» Смирнова Н.В. (http://www.art-con.ru/node/1751) пишет, что они и на сегодняшний день эти проблемы остаются актуальными. Поэтому Кирилло-Белозерский историко-архитектурный художественный музей-заповедник и Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря в 2002 году приступили к выполнению совместного проекта по изучению, исследованию и реставрации коллекции медно-литой мелкой пластики из фондов музея. Цель проекта не только отреставрировать все экспонаты коллекции, но и попытаться приблизиться к решению проблемы их датирования, дополнив искусствоведческие и архивные изыскания физико-химическими исследованиями. 60 экспонатов подверглись исследованию. Для анализа примесей и следов элементов использовался последовательный спектрометр MICROSPEC. На основе полученных результатов составлена сводная таблица химического состава сплавов основы, в которой все экспонаты размещены в порядке возрастания количества цинка, содержащегося в медном сплаве. Этот способ датировки нашего изделия нам не под силу, тем более общие выводы еще не сделаны.

В списки образцов, исследованных экспертами музея, наш экспонат не входит. Мы только попробовали рассмотреть наш образец через лупу: по бокам рамок видны следы чистки напильником и углубления в металле, верхний слой сплава имеет следы коррозии. Верхний слой иконки на нижней рамке внутри имеет каплю воска. Это еще раз напомнило нам об использовании иконы в доме.

Поэтому следующим этапом был поиск места изготовления таких икон. Нами выбран был следующий путь: найти каталоги с меднолитыми иконами. На поверку оказалось, что их не так много.

1. Уханова И.Н. Изделия старообрядцев-мастеров народного искусства в собрании Государственного Эрмитажа samstar-biblio

В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрми­тажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору па­мятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества. В результате многолетней собирательской деятельности музея была проведена большая по объему выставка «Памятники русской старины». Она не смогла вместить все материалы, собранные экспедициями. Фонд культурного наследия значительно больше, чем смог отразить изданный ка­талог.

В Эрмитаж в 1950-е годы частично попала и коллекция Дружинина и Ф.А. Каликина, первых собирателей медной пластики. Из статьи Понырко Н.В. «Федор Антонович Каликин – собиратель древних рукописей», из сочинения Ф.А. Каликина «Поморское литье и его происхождение» и частично уцелевшей рукописи ДружининаВ.Г., на которую ссылается в своей статье Э.П. Винокурова «Рукопись о поморском литье В.Г.Дружинина» и каталога Эрмитажа мы выяснили, что в фондах Эрмитажа находится только одна икона с образом Святого Сергия Радонежского, с эмалью. Она похожа на наш образец, но наш образец не покрыт эмалью.

2. Альбом «Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье» samstar-biblio, в который вошли уникальные меднолитые изделия - иконы, образки, складни, кресты нательные, наперсные, напрестольные из коллекции Музея имени Андрея Рублева. Эти великолепные образцы российского творчества не только неотъемлемая часть христианской жизни, церковного богослужения, но и явления высокого искусства... Большой каталог медной пластики также включает одну икону с образом Сергея Радонежского отличную от нашего образца.

3. Каталог Карпенко Е.В. Медное художественное литье XII-XX вв. в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Очень интересен для просмотра. Исследование, систематизация и публикация данной коллекции проводятся впервые. Каталог позволяет ввести в научный оборот 395 памятников древнерусской и старообрядческой культуры. На отдельных образцах меднолитой пластики выявлены монограммы и клейма мастеров, уточнено время создания произведений, объединены предметы, близкие по форме и стилистическим особенностям.

4. Каталог. Е.В. Карпенко. Образ литой, старинный. Медное художественное литье XII-XX вв. в собрании Национального художественного музея Республики Беларусьhttp://narod.ru/disk/23283333000/obraz_litoy_2006.zip.html.Описания нашей иконы не оказалось.

5. Нам встретился проект "Русское медное литьё" Дмитрия Остапенко («Каталог » Образы святых XVII-XIX века » Сергий Радонежский, преподобный (R4) » http://mednolit.ru/photo/obrazy_svjatykh_17_19_veka/sergij_radonezhskij_prepodobnyj_r4/405-0-982

Цель данного проекта - представить русское художественное медное литье во всем его великолепии и многоликости.
Дмитрий Остапенко предлагает систематизированную подборку изображений икон. И пишет, что при ее создании постарался представить все известные вариации, учитывая даже незначительные различия по форме оглавия, орнаменту и тому подобному образцы. В последнее время среди коллекционеров часто поднимался вопрос об общей каталогизации всего известного материала по медному литью. На сегодняшний день, это, пожалуй, наиболее полная база данных по русскому медному литью и в ваших силах увеличить ее. Для удобства, в описании предметов введена градация редкости.

В этой коллекции из пяти экземпляров нашего вида не оказалось. Размеры нашего образца тоже не соответствовали. Но мы смогли сравнить надписи на иконах со своим экземпляром, сюжет икон, одеяние изображенного святого; форму и вид орнамента; форму рамок и цвет металла по фотографиям. Наша икона похожа на иконы каталога, но в каталоге не прописан металл, из которого изготовлены иконы, нет места обнаружения или школы изготовления икон такого вида. Это на наш взгляд дает не полную картину описания образца для экспертного определения своих икон. (Приложение 5)

На форуме этого же сайта встретилась икона прп. Сергия Радонежского с украшенным венцом. Там обсуждался вопрос об иконе.

6. Следующие каталоги нашли по продаже изделий медного литья на сайте Молоток.Ру auction.ru.msn.com›ikony-mednaya-plastika-100399… и htt: go.mail.ru/ Рассмотрев все образцы икон прп. Сергия Радонежского, мы сделали вывод, что они имеют различную географию. В просмотренной коллекции наш вид встретился с отличием в обратной стороне иконы. Следовательно, имеющийся у нас образец уникален. Но мы не имеем о нем полной картины. (Приложение 6,7)

Оказалось, что трудности в определении образцов медной пластики испытывают все: и владельцы и покупатели, и работники музеев, искусствоведы, историки. А вопрос медной пластики актуален по сей день. Л. Ю. Самойлов (Москва), который пишет, что основными проблемами изучения медного литья в настоящее время являются: определение времени создания, региона или центра изготовления конкретного предмета – иконы …, во-вторых, формирование и развитие типологии предметов, что предполагает определенность формы и устойчивость иконографических схем и систем орнаментации.

Он также пишет: «Располагая сведениями о химическом составе предметов можно вычленить региональные группы бытования и, возможно, производства медного литья: европейскую, уральскую, сибирскую. Учитывая характерные микроэлементы в составе сплавов, можно сделать привязку к определенной территории, ориентируясь на типический состав находящихся в этом арсенале месторождений». С чем мы не можем согласиться. Так как зная даже, что наша иконка приобретена на Украине и изучая весь имеющийся материал по медной пластике, мы не можем достоверно сказать как она попала на Украину, а наши потомки живя на Урале, могут привязать ее происхождение к Уралу, т.к. Урал поставлял металл для изготовления медных икон, например, в Выгу.

Разработка научного описания - это практический путь создания современного научного аппарата, который позволит распознавать и понимать информацию, заключенную в предмете. Мы же можем только помочь в этом, добавив свой экземпляр в разрабатываемый каталог, внеся свою лепту в общее дело. Э. П. Винокурова (Москва) рассматривает принципы формирования научного каталога в статье «О типологии медной художественной пластики конца XVII - XIX в» пишет «Освоение материала медного литья - многотысячного и многотиражного – возможно только одним путем: нужно вводить памятники в научный оборот, создавать общий банк данных. Одним из надежных средств достижения этой цели и является каталог отдельной коллекции»

7. Следующий шаг в изучении меднолитых икон привел к изучению православной культуры Карелии представленной коллекцией икон из храмов Кижского погоста, а также церквей и часовен Обонежья. Музей(kizhi.karelia.ru), хранит значительное количество «домашних» икон, украшавших красные углы и даже стены в крестьянских избах и горницах. В коллекции 17 таких предметов. Но среди них иконы нашего типа тоже не оказалось. Изучение этого каталога подтвердило лишь предположение, что форма нашей иконы соответствует формам икон домашних иконостасов. Хотя как выглядит такой иконостас для нас осталось загадкой.

8. Следующий этап – анализ каталога Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника (Приложение). http://www.vkoem.kz/catalogs_vkoem/russkaja_melkaja_plastika_iz_medi/article_ru/ikony_svjatye.htm

Фонд мелкой пластики музея – это памятники старообрядческие, они были принадлежностью каждого старообрядческого дома, всегда брались с собой в дорогу. Несмотря на то, что в 1722г. было издано постановление Синода о запрещении культового медного литья, оно широко использовалось и среди остального населения России, особенно на ее Севере. Коллекция медного литья музея значительна, но по качеству и количеству превосходит многие музейные собрания не только Казахстана, но и России.

Выводы, которые мы сделали исходя из описания актов, таковы:

· На медной иконе изображен образ прп. Сергия Радонежского.

· Иконы медной пластики были на всей территории России, они мигрировали с людьми.

· Пользовались медными иконами не только старообрядцы, но и люди православные (христиане), а также других вер (например, самодуровской веры)

· Медные иконы можно было купить в церквях

· При закрытиях церквей служители забирали домой церковную утварь и иконы. Продолжали служить дома и люди ходили молиться к ним каждую субботу или воскресенье. Так иконы попадали в дом к верующим.

· При закрытии церквей иконы терялись. Их находили в реках поблизости с бывшими храмами.

· Привозили медные иконки из уральских мест и наоборот, везли на Урал (упомянут Усть – Катав, Челябинской области и Алтайский край)

В статье о фондах Восточно-Казахстанский областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника мы встретили и ответ на вопрос - зачем и кто отливал иконы с глухим ушком без отверстия? Оказалось, что подлинно старообрядческие памятники XVII-XVIII в. в. имеют ушко с отверстием, что подтверждает их функциональное назначение. Этот признак позволяет отличить подлинные памятники XVIII века от изделий московских старообрядческих мастерских XIX века, отливавшихся с глухими ушками без отверстий. (Отсюда сделали предположение, что наш образок выполнен в 19 веке в московских мастерских). Работник музея также утверждает, что все иконы музея завезены. Что еще раз подтверждает о многотиражности и миграции икон из меди. Меднолитые изделия музея в большинстве случаев безымянны, о них не содержится упоминаний в исторических источниках, они редко имеют надписи, указывающие на их происхождение. Но их исследование даёт большой материал по истории религии и культуры русских старообрядцев, волею судьбы оказавшихся на территории Республики Казахстан.

Сведения и выводы повели нас к изучению поморского литья. Это стало завершающим этапом, т.к. в статье Зотовой Е.Я. «Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в московском регионе» сказано, что поморская пластика – это яркое вещественное воплощение программных положений Выговского общежительства, имевшее определяющее значение для истории старообрядческого медного литья. С начала XVIII в. поморское литье сформировалось как самостоятельное художественное направление, отличающееся технологическими, иконографическими и стилистическими признаками. Опыт поморской литейной школы, разработанные формы икон были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами поморцев, федосеевцев, филипповцев. Следовательно, становление видового, типологического и иконографического ряда медного художественного литья в данном регионе происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства. Творческий подход московских чеканщиков, литейщиков и эмальеров наиболее ярко выразился при создании новых композиций образков и икон, отличавшихся особой широтой и разнообразием ассортимента. К началу XX в. мастера московских «медных заведений» отливали иконы «одновершковые» (6,0×5,0 см), «двухвершковые» (12,0×10,0 см), «трехвершковые» (18,0х14,0 см) и большеформатные, так называемые «семивершковые» (28,0×24,0), иконы, приближавшиеся своими размерами и внешним видом к живописным образам в драгоценных окладах.

Наша иконка по размеру относится к одновершковым иконам. Надо только было подтвердить действительно ли она встречается в образцах выговского производства и мы отправились к каталогу, посвященному 300 – летию Выговского общежительства, где нами были найдены домашний иконостас с вставленными в него иконами, в том числе и иконка Сергия Радонежского очень похожая на нашу, но с эмалью. (Приложение 8) Гипотеза подтвердилась. Если икона и выпущена на московских литейных мастерских, то по образцам выговской школы. Полагаем, что при определенной стабильности жизненных условий среди московских старообрядцев наиболее предпочтительным видом меднолитой пластики для личного молитвенного обихода стала именно икона.

Осталось разобраться почему иконки оказывались у людей с разным вероисповеданием? Выяснилось, что «Иконы медные разделяются на 4 категории: Загарские (Гуслицкие), Никологорские (Никологорского погоста), Старинные или Поморские (для раскольников Поморской секты) и Новые. Новые предназначаются для православных.

Определяющей вехой в истории медного литья стал указ Петра I от 31 января 1723 г. «О запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова». Этот указ поставил под контроль производство, продажу и бытование меднолитых предметов, которые следовало «употребить на церковные нужды». Таким образом, уже в начале XVIII в. была определена политика государственных властей по отношению к медной пластике. Именно в этих условиях, поставивших литейное дело в нелегальное положение, мастера-старообрядцы разных направлений (беспоповцы и поповцы) сумели не только сохранить древнерусские традиции, но и создать новые образцы икон. Так еще раз мы убедились, что иконы с образом Сергия Радонежского могли оказаться и в православном и в старообрядческом доме.

Мы хотим внести нашу лепту в идею национального каталога медной пластики, разослав всем интересующимся проблемами каталогизации образ Сергия Радонежского нашей иконы с описанием (Приложение 9)

Выводы подтвердили нашу гипотезу:

1. На иконке изображен преподобный Сергий Радонежский. 19 век.

2. Каноны прп. Сергия Радонежского встречаются на дереве, на металле и в камне у Свято- Сергиевского монастыря (Приложение 10)

3. Святой Сергий Радонежский почитаем среди людей различных вер.

4. Прп. Сергия Радонежского относится к местночтимым святым

5. Икона относится к редким образцам медной литой пластики 19 века.

6. Икона применялась в домашнем иконостасе

7. Образа, являющиеся обязательной принадлежностью раскольничьих домов и молелен, в значительном количестве имелись и приемлющих официальное православие.

8. Центры литья были во многих местах Русского государства, в том числе и на Урале. Существовала связь всех старообрядческих общин своего согласия на всей территории России

Заключение

Изменилась ли роль иконы за две тысячи лет? «По большому счету – нет» - пишет зав. кафедрой Иконописи ПСТГУ Шеко Е. Д. «Изменился человек. Изменилось восприятие образа. Сейчас икона часто воспринимается как элемент церковного антуража. Раньше икона несла в себе познавательный момент: для человека не знакомого с грамотой иконостас раскрывал Евангелие. Но если не церковному человеку попадается сюжет на иконе, то он может заинтересовать или зацепить. Иногда сам факт изображения сюжета вызывает вопросы: а почему так? И это является толчком к тому, чтобы узнать о сюжете». Так было и с нами. Оказалось, что иконка с образом Сергия Радонежского имеет большое историческое значение. В ней отразилась эпоха становления Русской веры и личность первого подвижника Земли русской. Во время исследования она позволила нам почувствовать дух той эпохи, которой принадлежит.

Образ Сергея Радонежского, великого молитвенника Русской Земли преподобного и богоносного и декоративное оформление меднолитой иконы выговской школы оказалось глубоко символичным. Нарядность, создаваемая орнаментальным рельефом с изображением растительных мотивов и цветов, настраивает на радостное миро - и богоощущение, не затмевая главного сакрального содержания медной иконы.

И по сей день медная литая икона не потеряла своего значения. Например, педагог МБОУ ДЭБЦ Морозова И.М. при совершении Великорецкого крестного хода по святым местам в 2009 году использовала медную литую икону, купленную в Трифоновском монастыре с образом Николая угодника как походную иконку – оберег. А Ежова А.А. до настоящего времени бережно хранит медную литую икону, которой ее благословили при замужестве в 1978 году в селе Преображенка, Самарской области ( Приложение №)

Хочется, чтобы в стране развивался не только экскурсионный туризм, но и исторический туризм в области духовно- религиозного направления. Чтобы люди не только лицезрели красивые памятники старины, но чтили и глубоко изучали свою историю. А экспедиции школьников по духовно- церковному краеведению заняли достойное место в изучении своего края.


Литература.

1. Альбом. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье.samstar-biblio

2. ВинокуроваЭ. П. О типологии медной художественной пластики конца XVII - XIX в. Статья опубликована: Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1 / Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. М., 1993. С. 34–42

3. Васильева О. В.,. Латыпова В. В и др. Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы. – Уфа, 1993.

4. Винокурова Э.П. «Рукопись о поморском литье В.Г.Дружинина»http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick

5. Винокурова Э.П. Медь, согретая руками.Брянск, 1988г)

6. Газета.Уфимские епархиальные ведомости № 1(272) январь 2013.

7. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

8. Егоров П. В., Рудин Л. Г. Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель. М, 2005.

9. Зотова Е.Я. Гуслицкое и загарское медное литьё. Проблема классификацииsamstar-biblio

10. Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионеsamstar-biblio

11. Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в московском регионе. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/38_zotova.htm

12. Карпенко Е.В. Медное художественное литье XII-XX вв. в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь.Каталог
kizhi.karelia.ru, zonapoiska.com

13. Карпенко. Е.В. Образ литой, старинный. Медное художественное литье XII-XX вв. в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Каталог.http://narod.ru/disk/23283333000/obraz_litoy_2006.zip.html.

14. Каталог Восточно-Казахстанского областногоархитектурно-этнографического и природно-ландшафтногомузея-заповедникаhttp://www.vkoem.kz/catalogs_vkoem/russkaja_melkaja_plastika_iz_medi/article_ru/ikony_svjatye.htm

15. КраснопёроваЛ. П. Собиратели. Частное коллекционирование в России. XVIII - XXI век.radmuseumart.ru.

16. Лепахин Валерий.Православие. ru .

17. Молитвенный щит православного христианина

18. Опрышко Н.А. Православные святые. Почитание и прославление. М., Олма – Пресс, 2002

19. Преподобный Сергий Радонежский. Житие, чудотворение, молитвы. М., Олма – Пресс, 2002

20. Понырко Н.В. Федор Антонович Каликин – собиратель древних рукописей http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick

21. ПуцкоВ.Г. Русское медное литье 11-19 вв. в сакральном искусстве
(
Калужский областной художественный музей)

22. СамойловЛ. Ю. Проблемы нормативного описания медного литья* Статья опубликована: Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1 / Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. М., 1993. С. 43–47.

23. Твое православное имя. Святые – небесные покровители. М., Олма – Пресс, 2002

24. Уханова И.Н. Изделия старообрядцев-мастеров народного искусства в собрании Государственного Эрмитажаsamstar-biblio

25. Уфимская Епархия русской православной церкви. Справочник- путеводитель.Под общей редакцией архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, кандидата богослова. Общество сохранения литературного наследия. М., 2005 стр. 100-102,105-106, 273

26. Филатов В.В., Камчатнова Ю.Б. Наименования и надписи на иконных изображениях. Справочник для иконописцев.Изд. 2.-М., Прогресс, 2006.

27. Ширгазин А.Р.Православные храмы Башкирии. Каталог- справочник. Уфа, 1995

28. Юхименко Е.М. Новые, городские элементы в Выговской культуре и искусстве первой половины XIX в.

29. Мелкая пластика старообрядцев Стародубщины

30. inzer.prihod.ru.

31. http://alocvet.narod.ru/gost/serg.html

32. http://епархия-уфа.рф/contacts

33. Молоток.Руauction.ru.msn.com›ikony-mednaya-plastika-100399…

34. http://iconworld.ru/products/112

35. http://ru.wikipedia.org/

36. http://mednolit.ru/photo/obrazy_svjatykh_17_19_veka/sergij_radonezhskij_prepodobnyj_r4/405-0-982"Русское медное литьё" Дмитрия Остапенко («Каталог » Образы святых XVII-XIX века » Сергий Радонежский, преподобный (R4) » D51-002

37. kopatich.ru



Выражаем благодарность за консультации и помощь в написании исследовательской работы

1. Художникам иконописной мастерской Уфимской Епархии: Закариной Светлане, Третьяковой Ольге, Маслову Виталию

2. Искусствоведу, эксперту- консультанту, заслуженному деятелю искусств Республики Башкортостан Оськиной Ирине Николаевне

3. Историку Епархии Егорову Павлу Владимировичу

4. Заведующему канцелярией Епархии и Митрополии О. Дионисию

5. Зав. кабинетом история края национального музея Макаровой Вере Николаевне

6. Хранителю фонда изобразительные источники Зинатуллиной Эльмире Рифгатовне

7. Директору музея М.В. Нестерова Исмагилову Файзрахману Абдрахмановичу

.



РЕЦЕНЗИЯ

Работа «Живая история иконы» является интересным исследованием. Можно отметить особую заинтересованность автора, наличие его личных впечатлений от восприятия памятника медного литья. Работа большая, подробная, сопровождена многочисленными Приложениями, отражает множество найденных автором по теме материалов. Есть собственное исследование, имеется явный результат. В целом представлена основательная работа и весомые результаты. Однако в качестве школьной исследовательской работы, которые рассматриваются на нашем Конкурсе, сей труд должен быть серьезно доработан.

Во-первых, объем превышает все разумные пределы. Представленный материал – это авторские заготовки к теме. Итоговый объем работы не должен превышать 12–15 страниц. Приведем выдержки из Рекомендаций по написанию работ Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе – лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует» URL: http://vernadsky.info/info/to_participants/work_writing/ (дата обращения 1.05.2013). Учитесь различать важное и второстепенное. Собственные исследования автора (раздел III.II) начинаются с 13 страницы (из 24), т.е. с середины труда. Все, что предваряет собственные изыскания, должно занимать (со ссылками) 1,5–2 страницы. Да и из последующего изложения характеристику коллекций икон разных музеев следуют перенести в приложение, а в тексте представить итоги, выводы (возможно, со ссылками на изученные собрания).

Во-вторых, название работы нуждается в конкретизации и уточнении, например: Живая история иконы: литой образ прп. Сергия Радонежского.

В третьих, научное исследование обязывает придерживаться определенной структуры. Работе не хватает оглавления, чтобы читатель мог лучше ориентироваться в тексте. Недопустимо разбивать исследовательский аппарат (цель, задачи, методы и пр.) на части (во введении и главе 3): указание на методологию, анализ научной литературы должны быть представлены во введении. Необходимо структурировать и сам текст: сходную информацию собрать из разных мест в одно, в таком случае Вы избегнете и повторений.

Цель работы отмечена как выяснение того, «какое место в духовной жизни различных эпох занимает русская медная икона». Однако в работе более прослеживается история и типология медного литья. Кстати, если работа посвящена медной пластике, почему, изобразительный ряд представлен скульптурой и миниатюрой? Задача 2-я («узнать о почитании святых») сформулирована очень расплывчато, в такой формулировке это – тема монографии. В качестве гипотезы можно оставить предположение, что на иконе изображен преподобный Сергий Радонежский, а «предположение», что «икона является религиозным аспектом жилища», неуместно и не требует доказательств.

Подробные Приложения – положительная сторона работы. Но не во всех Приложениях (например, №1) даны названия; необходимо привести названия картин М.В. Нестерова; в Приложении 3 трудно понять, где какое изображение, лучше делать надписи к каждому изображению (как в Приложениях 5–10). В Приложения из основного текста работы следует вынести часть уточняющей информации. Отмечайте, какие фотографии сделаны Вами, если таковые есть.

Необходимы некоторые смысловые уточнения. В самом начале работы вы пишете, что «икона является религиозным аспектом жилища…», в других местах часто употребляете слово «оберег» – это более уместно для язычества, а не христианской культуры. Слово «храм» пишется с маленькой буквы, следует добавить слово «преподобный» (чин святости) перед именем Сергия Радонежского. Необходимы смысловые переходы между главами и параграфами, чтобы не создавалось впечатление обрывочности (например, в конце 1 главы). Не всегда обоснованы утверждения, например, вывод о том, почему иконки оказывались у людей с разным вероисповеданием, из текста это не вполне понятно. Память преподобного Сергия Радонежского празднуется не один раз, а дважды в год, а еще – в Соборах Владимирских, Московских, Радонежских и Ростовских святых.

Представленный список литературы следует уточнить, встречаются повторяющиеся пункты (№ 10, 11). Посмотрите, как правильно следует оформлять выходные данные, в том числе электронных ресурсов. Например: Винокурова Э.П. Медь, согретая руками. Брянск, 1988; Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионе. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/193-1-0-684 (дата обращения 20.02.13). Кстати, действительно ли Вам удалось изучить все представленные в списке работы? С другой стороны, некоторые отмеченные в тексте источники не упомянуты в списке; например, археологический журнал «Родная старина». Можно ли дополнить список работами последних лет? Ссылки на газеты даются по типу: Автор. Название // Уфимские епархиальные ведомости. № 1(272). Январь 2013 г. При указании интернет-ресурсов также необходимы автор и название статьи, а не только адрес.

В работе нет ссылочного аппарата, он поможет не только существенно сократить работу, но и ярче выявит самобытный характер работы, подчеркнет обилие проработанных материалов. Номер сноски должен быть после каждого цитирования, а выходные данные – перенесены из текста в постраничную сноску; заимствованные фрагменты должны быть отмечены кавычками.

Наконец, работа небрежно отформатирована: много следов таблиц и копирования из интернета, разные по размеру шрифты, спонтанные выделения жирным шрифтом, повторные пробелы. Есть ошибки и неточности технического характера: не всегда проставлены точки, запятые. Нужны пробелы после указания года и перед «г.» (2013 г.); века не всегда обозначены римскими цифрами, не следует путать дефис и тире. Попросите проверить работу на предмет ошибок. Встречаются опечатки, кавычки должны быть одного формата («_» или “ ”). Имя и отчество в тексте лучше писать перед фамилией и везде единообразно (например, сокращенно, а у Вас – где полностью, где сокращенно, где до фамилии, где после). В общем, в учебно-научной работе нет ничего неважного, и следует вырабатывать внимание ко всем сторонам (в том числе – к оформлению) работы.

С пожеланиями дальнейших успехов на таком благородном поприще,

Перова Екатерина Юрьевна, кандидат культурологии







© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру