Сам себе на радость никто не живет

Программа факультатива для начальной школы «Русь святая в пословицах и поговорках»

Цели и задачи урока:

1) показать необходимость добрых дел;
2) способствовать развитию милосердия, сострадания;
3) способствовать формированию умения пересказывать рассказ, анализировать   стихотворение.

Оборудование:

1) магнитофон, запись песни «Если добрый ты…»;
2) иллюстрации, на которых изображены чудеса Господа Иисуса Христа;
3) тексты рассказа «Зло».

Ход урока:

Учитель: Включает магнитофон (песня «Если добрый ты…»).

Знаете, из какого мультфильма эта песня? О чем она? Подходит ли она к тому рассказу, который вы читали дома?

Дети: Эта песня из мультфильма «Кот Леопольд» о том, что необходимо быть добрым. Она подходит к рассказу, потому что в нем говорится о добром деле, которое сделала девочка в день своих именин.

У.: Проверяет домашнее задание (просит некоторых учеников прочитать сочинений, задает вопросы по рассказу).

Тема нашего сегодняшнего урока: «Сам себе на радость никто не живет» (записать на доске и в тетрадях). Что значит эта пословица?

Д.: Что мы всегда должны стараться жить не только для себя, делать другим добро.

У.: Вспомните, какие из заповедей говорят нам о добром отношении к ближнему?

Д.: Вспоминают заповеди.

У.: Теперь вспомните темы наших прошлых уроков, которые учили нас делать добро.

Д.: «Жизнь дана на добрые дела», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Как аукнется, так и откликнется»…

У.: А помните, что говорил Спаситель о необходимости делать добро, как повелел поступать?

Д.: Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

У.: Правильно, ведь нам всем хочется, чтобы нам было хорошо. Сейчас зима, на улице холодно. Хорошо оказаться в такой холодный вечер в теплой комнате, рядом с мамой. Послушайте стихотворение о таком зимнем вечере:

Зимний вечер

Хорошо вам, детки,
Зимним вечерком:
В комнате уютной
Сели вы рядком;
Пламя от камина
Освещает вас;
Слушаете жадно
Мамы вы рассказ.
Радость, любопытство
На лице у всех;
Часто прерывает
Маму звонкий смех.
Но не всем такое
Счастье Бог дает:
Есть на свете много
Бедных и сирот.
У одних – могила
Рано мать взяла;
У других — нет в зиму
Теплого угла.
Если приведется
Встретить вам таких,
Вы, как братьев, детки,
Приголубьте их.

                      А. Плещеев

О чем это стихотворение? Что делают дети?

Д.: Пересказывают стихотворение.

У.: О ком еще говорит автор? Что он советует детям?

Д.: О бедных и сиротах. Автор советует детям пожалеть их.

У.: Кто такие сироты?

Д.: Это дети, у которых нет родителей. Послушайте рассказ «Сирота Ваня»:

Сироткой остался Ваня, сиротой круглым. Некому сиротиночку кормить – поить, некому сиротиночку  обуть – одеть. У сиротки голова нечесана; у сиротки рубашка невымытая. Кто его, бедного приголубит, кто его на ночь перекрестит, в теплую постельку уложит? Кто его, малого, от худа укроет, уму-разуму научит?

Почему Ване тяжело? Что бы вы сделали для Вани?

Д.: Отвечают на вопросы.

У.: А если мы не встретим Ваню, кому из окружающих нас людей и чем мы можем помочь?

Д.: Родителям, бабушке, друзьям, учителям и т. д.

Записывают в тетрадь, затем читают.

У.: Теперь послушайте рассказ о человеке, который очень хотел делать людям добро.

Три сестрицы

В давние-давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод. И всё ему казалось, что он мало добра людям делает. Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:

— Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:

— Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может оно и так, но что бы мне ещё такое сделать?»

И на следующую ночь опять стал молиться:

— Господи, что бы мне сделать такое, чтобы и людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:

— Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими — и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

«Может, оно и действительно так, но что бы мне ещё такое-эдакое сделать?»

И опять стал молиться прежде, чем лечь:

— Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами: Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно.

И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:

— Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.

Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:

— Да как же это такое сделать-то можно?

Улыбнулся ему Ангел и говорит:

— А тебе в этом две сестрицы помогут. А ту, что ты сотворишь, — будет третья сестрица.. да и улетел к себе на небеса!

Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» — думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.

— Эка! — осенило его.— Может, это те две сестрицы самые и есть?

И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».

Стал он размышлять дальше: «да и похожи они, хоть роза — растение, а пчела —     насекомое. И похожи вот как: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки, похожие на крылышки! Роза пахнет сладко как мёд. А мёд благоухает, словно роза».

Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже и в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну чем не две сестрицы! — решил хороший человек.— Но как же им третью-то сотворить? да так, чтобы она на своих сестер была похожа. Была тонкая и длинная как стебель розы. Была трудолюбивая как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на          лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»

Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал носку и сотворил свечу. Она получилась длинная, тонкая и прямая как стебель розы. Он зажёг её и пламя свечи было похоже и на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит! И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь. И так же, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жар ком горении, что сгорает дотла.

Вот и вам, двум сестрицам,— пчеле и розе,— третья сестрица — свеча!

Пошел хороший человек в церковь и всем свечки поставил: перед иконой Пресвятой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.

Вы спросите меня, а что такое мёртвое как живое? А вы зажгите свечку перед иконой. Посмотри те на её огонек.

Разве он не живой?

Живой!

И как он молится вместе с нами Господу и Богородице!

И людям хорошо, и Богу приятно!..

У.: Как вы думаете, почему пасечник очень хотел делать доброе людям и приятное Богу?

Д.: Потому что он всех любил.

У.: Значит, если мы будем любить Бога и людей, то непременно будем делать только добрые дела. А почему мы их должны делать?

Д.: Ведь так заповедал нам Господь.

У.: Но не только заповедал, но и Сам, когда жил на земле, так поступал. Вспомните, что Он делал?

Д.: Вспоминают урок «Жить – Богу служить».

У.: Видите, главное – любить людей. Спаситель любит всех нас. Поэтому, когда Он жил на земле, совершал добрые дела, которые вы вспомнили. Любви друг к другу Господь хочет и от нас. Послушайте, что говорит Он об этом в Евангелии: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин. 14: 12-14). Как важна любовь! Если мы любим друг друга, то Сам Господь называет нас Своими друзьями. Если мы имеем в сердце любовь, то будем делать только добрые дела.

У.: Русские люди всегда помнили о добрых делах Спасителя и о том, что Он повелел поступать также со всеми. Поэтому они сложили много пословиц о добре. Давайте вспомним те, которые знаем и запишем новые.

Д.: Вспоминают пословицы:

Худо тому, кто добра не делает никому

Кто добро творит, тому Бог отплатит

Добро не умрет, а зло пропадет

Доброму человеку Бог прибавит веку

У.: Диктует пословицы:

Болезному милость творить – с Господом Богом говорить.

Добро творить – себя веселить.

Кто сирых питает, того Бог не забывает

А каким делает человека доброта?


Д.: Красивым; человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Вы видите, что люди понимали: делая добро, самому легче жить. Помните песенку кота Леопольда? «Если добрый ты, то всегда легко» – запишите эти слова в свои тетради.

Д.: Записывают.

У.: Но помните, что делать добро нужно тоже очень осторожно, потому что, если мы будем поступать хорошо для того, чтобы нас похвалили, то будет не легко, а, наоборот, очень тяжело. Об этом дома вы прочитаете рассказ.

Домашнее задание:

1. Прочитать рассказ «Зло».
2. Нарисовать трех сестриц из рассказа про пасечника - как с их помощью можно доставить радость людям.

ЗЛО

Однажды папа вернулся из города и рассказал за столом, что Люсю положили в больницу. Ей будут делать операцию, чтобы исправить ножку (одна ножка у Люси немного короче другой и она хромает). Лизе стало жалко Люсю и она воскликнула: «Бедная Люся, я пошлю ей в больницу свои игрушки!»  Потом она отобрала Мишку и утёнка, которых не очень любила, и отдала их для Люси. Все похвалили Лизу за это. Лизе очень нравилось, когда её хвалили.

В следующий раз она нарочно, для того, чтобы говорили: «Какая Лиза хорошая», отдала Феде половину конфет, которые подарили. После этого Лиза сама стала считать себя хорошей. И чем больше она так думала, тем хуже казались все остальные ребята.

«Почему ты не играешь с Женей и другими детьми?» — спросил как-то папа.

(У хозяев дачи были два мальчика-близнеца, а Женя был их приятель - он приходил с соседнего участка).

«Вот ещё, — подумала Лиза, а вслух сказала: — он очень грубый, и все они грубые, ничего не умеют и не знают, а меня дразнят и зовут Лизкой, я не хочу с ними водиться».

«А может быть, ты сама виновата в том, что они тебя дразнят?» – спросил папа.

Ребята действительно не ладили с Лизой и говорили про неё, что она «задаётся». Лиза тоже не любила их, особенно некрасивого Женю, который хоть ничего ей и не сделал, но смотрел на неё как-то насмешливо. Жене было девять лет, а двум другим мальчикам - восемь. Играла Лиза с Федей, когда он приезжал, хотя Федя был на год младше, а когда Федя уезжал – возилась со своими грядками. У Лизы было две грядки, кольцом окружавшие куст пионов. Папа вскопал землю, и сам помог Лизе посадить цветы, а полола, поливала грядки и ухаживала за цветами Лиза.

У Лизы росли разноцветные бархатные анютины глазки, львиный зев, душистая метиола, левкои и крупные садовые незабудки. Но лучше всех был куст бело-розовых пионов: он рос здесь уже много лет, но теперь считался тоже Лизиным. Лиза гордилась даже этими пионами, как будто сама их вырастила.

«За этот месяц, — сказала как-то тётя Лия; — нашу Лизу не узнать — опять она отдала свои леденцы Феде и, кажется, ещё ни разу не была наказана — даже странно».

«Это ещё что! — ответила Лиза. — Я могу даже отдать все шоколадки — я очень добрая. На то у меня и есть Ангел-Хранитель! Один раз я даже его чуть-чуть не увидела — почти совсем, совсем увидела!»

Лиза ожидала, что всем понравятся эти слова, но мама с тётей Аней как-то странно посмотрели на неё и так долго не сводили с неё глаз, что Лиза под конец покраснела.

«Знаешь, Лиза, — сказала мама, — мне ещё никогда не было так стыдно за тебя, как сейчас. Как ты осмелилась упоминать об Ангеле и выдумывать, что ты его почти увидела? Неужели тебе не совестно? Обо всём святом можно говорить только изредка, самым близким людям, в великие минуты, от полноты сердца. Навсегда запомни это. А хвастаться тем, что ты добрая?! Какой стыд! Да ты совсем и не добрая, раз ты даёшь для того, чтобы тебя хвалили! И откуда взяли, что ты стала лучше? Ты теперь гораздо хуже, чем тогда, когда приходилось тебя наказывать!»

Лиза молчала, но сильно рассердилась на маму и пошла в сад в очень плохом настроении. Уходя, она сильно нарочно хлопнула дверью. 

«Сейчас же отдай мою тачку. — закричала Лиза злым голосом, встретив Витю, одного из мальчиков, который катил тачку. - Не смей её трогать он моя».

«Убирайся сама, - ответил тот, -  а тачка не твоя, а общая».

Прибежал Колька, другой брат, и они оба стали тянуть к себе тачку и ссориться с Лизой. Ей так и не удалось отнять у них тачку. «Ну и оставайтесь со своей тачкой, — сказала Лиза, уходя. — У вас есть тачка, а у меня зато лейка, лопатка и цветы, а у вас их нет, и велосипеда тоже нет и не будет, а если будет, я его сломаю!..»

Про велосипед она сказала, потому что Коле с Витей их отец обещал купить велосипед, если они будут хорошо себя вести, но так всё не покупал. Он был очень строгим и, когда приезжал с работы усталым, бил ремнём своих детей, если они плохо себя вели, и кто-нибудь на них жаловался. Злой дух,  который овладел Лизой, передался от нее Вите и Коле, как это всегда бывает. Пожар, который не потушили сразу, пошел разгораться дальше.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру