Русь святая в пословицах и поговорках

Программа факультатива для начальной школы

Пояснительная записка

В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы. Например, в книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» выделяется 179 рубрик. В них есть пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости, и мотовстве и т.д. (Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО Пресс, 2000). Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа. Каждая пословица с пристальным интересом рассматривает то или иное явление.

В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Но сказать так - это значит не сказать ничего, потому что пословицы и поговорки русского народа - это удивительный и восхитительный по своей образности, точности мысли, выразительности средств элемент живой речи.

В. И. Даль называл пословицы «цветом народного ума», а М. А. Шолохов  «сгустком разума» и «крылатой мудростью». Мы с детства привыкли слышать их, и сами часто используем в своей речи. В чем же успех функционирования пословиц в языке, почему они живут в речи многие века?

Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания. Нравоучения и философские обобщения,  суждения и  просто советы. В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней - «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова – Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»

Как видно из предыдущего, пословицы - это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь и из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад - прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.

Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по – горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к Православной культуре.

Но может быть, в русском человеке не осталось ничего живого, может, в нем не осталось души? Верно, указывал протоиерей Сергий Четвериков (1867–1947): «Произошло большое несчастье в русской жизни – порвалось духовное единство народа» (Протоиерей Сергий Четвериков. Бог в русской душе. – М.: Крутицкое Патриаршие Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998).

Цель факультатива «Русь святая в пословицах и поговорках» – способствовать восстановлению утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства посредством возрождения православной культурной традиции, народной мудрости. Показать детям как Православие, основная культурообразующая религия России, повлияло на духовный облик русской нации, как нравственные законы и событийность священного Писания, преломляясь через опыт суровой жизни руссов, отразились в пословицах и поговорках, каждая из которых – короткая притча о русской душе. Именно целостность слова и поступка формировала положительный образ, следование которому создало в столетиях «загадочную русскую душу». Священное Писание и Предание формировали не только религиозное, но и обыденное сознание, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи, греха и праведности.

Исходя из тех позиций, что образование, адресованное детям через слово, должно нести не только информацию, а и возгревать в юных сердцах устремленность к Истине, подлинное нравственное чувство любви к ближнему, к своему Отечеству, его истории и культуре, разрабатывается предлагаемая программа.

На занятиях по данному курсу акцент делается на три составляющих процесса становления духовно-нравственной личности: воспитательный, образовательный и мировоззренческий.

Воспитательная работа ведется с учетом того, что жизнь христоцентрична, что заповеди – это ступеньки восхождения к Добру, что проявлениям зла в сердце надо сопротивляться, что морально-нравственные принципы «не лги», «не завидуй», «чти отца и матерь…» только тогда будут понятны, когда мы на деле, а не только словом будем их выполнять.

Образовательный элемент дает понятие детям не только о богатстве такого пласта жизни, как устное народное творчество, но и приучает быть осторожным со словом, видеть его симфонию, которая звучит в контексте Евангельского повествования – гармонично, проникновенно, спасительно.

Мировоззренческая ступень в понимании слова позволяет ребенку задуматься о своем месте в жизни, о желании помочь ближнему, возлюбить всем сердцем, всей душой Господа; помогает раскрыть смысл высших нравственных ценностей Православия.

Принципы отбора материала

В основу занятий факультатива «Русь Святая в пословицах и поговорках» легли идеи религиозно-нравственной ориентации в деле воспитания, образования и формирования мировоззренчески устойчивой личности.

Основным материалом, вокруг которого строится курс, являются народные пословицы и поговорки. Благодаря образности и краткости, завершенности мысли, пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, что помогает решать поставленные задачи. Их использование позволяет без нравоучительных наставлений содействовать развитию нравственных и патриотических качеств. Кроме того, поучения, заключенные в пословицах, легко воспринимаются и укладываются в памяти, и у детей возникает желание использовать их в речи.
В содержание введены сведения о святынях России, чудотворных иконах, монастырях, храмах.

В связи с необходимостью решения задачи формирования патриотизма на уроках курса за основу многих из них избраны жития святых России, которые обладают уникальным культурно-нравственным и историко-патриотическим потенциалом.

Введение в содержание уроков рассказов и стихотворений отечественных авторов, использование сказок и былин должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

В программе нашли место уроки – праздники, объединяющие всех участников. Это создает почву для дальнейшего общения, атмосферу доверия и радости.
 
Отобранный материал помогает ребенку, школьнику, понять и принять идеи моральной чистоты, жертвенного служения ближним, Отечеству, понятия долга, совести, воспитывает детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции.

Цели и задачи курса

Основная цель программы: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение отечественных пословиц и поговорок.
Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:

1. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры.
2. Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия.
3. Способствовать их укоренению в детском уме и сердце.
4. Выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости.
5. Дать детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
6. Способствовать восприятию интереса к отечественной истории.
7. Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.
8. Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.
9. Способствовать изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.
10. Создавать почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Структура

Представленная методическая разработка включает программу курса, пояснительную записку к ней, тематическое планирование, разработки уроков, а также методические материалы и рекомендации к ним.

Методы и приемы

При решении главной цели курса основным приемом стало использование пословиц и поговорок русского народа. В основу каждого урока положена пословица или поговорка, отражающая тот или иной нравственный принцип или ценность, вокруг которых строится урок. Выразительность пословицы усиливается необычайной лаконичностью и четкостью оформления, поэтому она в наилучшей, наиболее выразительной и доступной детскому восприятию форме, передает основную мысль урока. В целом уроки имеют общую структуру, которая включает в себя:
1. Введение с обоснованием понятия.
2. Фрагмент Священного Писания.
3. События православного праздника или пример из жития святых.
4. Текст или рисунок для записи в тетради.

При таком построении урока необходимо по возможности более точное соответствие темы урока, избранного за основу сюжета, художественного образа, предлагаемого в качестве наглядного пособия. Темы уроков часто созвучны отмечаемому в ближайшее время православному празднику, что находит наибольший эмоциональный отклик у детей.

Методы по освоению курса подбираются также  в соответствии с возрастными особенностями младших школьников Свойственные им эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенным теоретическими знаниями делают начальную школу тем важным звеном, в котором возможно наиболее успешно реализовать поставленные задачи. Детям младшего школьного возраста присуще уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет на уроках курса одновременно знакомить учащихся с православной культурой и традициями русского народа и осуществлять их нравственное воспитание.

Указанные особенности учащихся младшего школьного возраста определили следующие особенности методики:
- использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию (к ним можно отнести все события Ветхого и Нового Завета, жития святых, евангельские притчи);
- широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих излагаемые события и родную природу, икон, фотографий храмов и монастырей) для опоры на наглядно-образное мышление школьников;
- использование методов беседы и анализа текста, обусловленные тем, что дети могут строить логические связи, например, детям очень хорошо удаются ответы на такие вопросы, как: «Что побудило этого человека так поступить? К чему это привело? Что бы случилось, если бы он поступил иначе?»
- зарисовки в течение урока и домашнее задание в форме рисунков, обеспечивающих практическую деятельность учащихся;
- игровые методы, способствующие повышению интереса к предмету детей и их активизации;
- большое количество устных и письменных заданий, связанных с необходимостью построения и формулирования выводов обусловлено необходимостью развития словесно-логического мышления и развития творческих способностей детей, а также тем, что выводы, сделанные ребенком самостоятельно в процессе выполнения подобных заданий, усваиваются им лучше.

Система уроков предполагает творческие работы учащихся, как на уроке, так и дома.
В целях комплексного подхода, программа курса предполагает определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам: Традиции православной духовности – основа полноценного образования воспитания российских школьников.
1. Об ответственности родителей за воспитание детей.
2. О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности.

С родителями проводятся праздники:
1. Рождественская елка.
2. Пасха красная.
3. Неделя святых жен-мироносиц.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру