24.02.2014

Проблема возраста Земли и Вселенной – взгляд современного католицизма

Посвящается светлой памяти убиенного православного миссионера иерея Даниила Сысоева.

Дискуссия между православными креационистами и теистическими эволюционистами происходит по поводу нескольких вопросов, связанных с происхождением мира.

Одним из спорных пунктов является проблема библейской хронологии. Если православные креационисты утверждают, что миру около 7,5 тысяч лет[1,2], то для представителей теистического эволюционизма, придерживающихся точки зрения о миллиардах лет, истекших с момента появления мира, эта цифра оказывается абсолютно неприемлемой.

Указанная цифра вытекает, согласно [1], с одной стороны из представления о том, что дни творения – календарные дни и с другой стороны из времени, протекшего с момента сотворения Адама, которое вычисляется на основе родословной Иисуса Христа[1, СС.62-65.]. Осуществление возможности такого вывода обусловлено истинностью, как первого утверждения, так и из временного интервала, который протек, согласно Библии (Лк.3,23-38) от момента сотворения Адама, до Рождества Христова.

Безусловно признавая адекватность подхода православных креационистов, отметим, что в их трудах проблема библейского датирования до сих пор остается недостаточно полно освященной [1,2,3]. Дополнением к уже осуществленному было бы отыскание в Св.Предании Православия непосредственных указаний на возраст Земли и Вселенной. В том случае, если бы такая задача была решена, православные креационисты имели бы дополнительную аргументацию в пользу своей позиции. Непосредственное установление возраста Земли и Вселенной имеет важные апологетические следствия. Если Земля - молода (~7,5 тыс. лет), то из этого непосредственно вытекает, с одной стороны, невозможность биологической эволюции (строго говоря, т.н. макроэволюции) в ее материалистическом (в частности дарвинистском) варианте, а также сама собою отпадает гипотеза истолкования дней Творения в качестве долгих периодов времени, распространенная в среде теистических эволюционистов.

В нашу задачу входило выявление сведений, содержащихся в Cвященном Предании, говорящих непосредственно о возрасте Земли и Вселенной. Далее мы будем приводить выдержки из творений Св.Отцов и обратимся к постановлениям Вселенских Соборов, отображенным в их Деяниях.

1. Согласные суждения Св.Отцов.

Приводим ряд цитат из творений Св.Отцов, признаваемых Православной Церковью, в которых указывается возраст Земли и Вселенной.

Св. Ипполит Римский (ск. в 235 г.) «Возможно кто-то скажет: «Как вы доказываете то, что Спаситель родился в 5500–ом году?». О человек, выслушай простое объяснение. Поскольку давно при Моисее в пустыне были показаны символы и изображения духовных тайн, связанные со скинией, изображавшие это число, которое явилось с появлением полноты истины во Христе, то ты можешь постичь то, что было изображено. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.(Исх.25, 10-11). Эти цифры сложенные вместе составляют пять с половиной локтей, и показывают пять с половиной тысяч лет - то время в которое явился от Девы Спаситель, когда он принес в жертву миру Ковчег- свое собственное тело, обложенное чистым золотом – изнутри Словом, а со вне – Св.Духом, и таким образом истина открывается и (тайна) Ковчега становится явной»[ 4, кн.4, гл.24, 1-3].

2). Священномуч. Ириней Лионский (115-202гг.). «Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: "И совершилось небо и земля все украшение их. И совершил Бог в шестой день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмой почил от всех дел Своих, которые создал" (Быт. 2, 1 – 2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господний как тысяча лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год» [5, кн.5,гл.28, п.3, С.515].

Свт.Ириней, как мы видим, признает дни творения, соответствующими тысячелетиям существования мира, и на основе этого предсказывает год конца света , что уже выходит за рамки учения Св.Писания (Мф.24,36) и составляет его частное и ошибочное богословское суждение. Тем не менее, возраст Земли и Вселенной оценивался им точно также, как и Св.Ипполитом, составляющим не более 6 тысячелетий.

3). Свт.Феофил Антиохийский (III век н.э.).

« От сотворения же мира все время слагается так: от сотворения мира до потопа прошло 2242 года, от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, 1036 лет, от Исаака, сына Авраама, до странствования народа, с Моисеем в пустыне - 660 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства Иисусом Навином, до смерти Давида патриарха - 498 лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю вавилонскую - 518 лет, 6 месяцев и 10 дней. От царствования Аира до смерти императора Аврелия Вера 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями» [ 6, кн.3, п.28].

Снова находим искомую датировку возраста мира.

4). Блаженный Августин Иппонийский (353-430гг). «Согласно Священным писаниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и полных шести тысяч лет»[7, кн.12, гл.11]. Бл.Августин признавал и календарный характер дней творения: «И бысть вечер, и бысть утро: день един. — В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: И нарече Бог свет день, а так, как, напр., мы говорим: "30 дней составляют месяц"; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, т. е. один день; так что один день [считается] от начала дня до начала [другого] дня, т. е. от утра до утра, каковые дни, как я сказал, мы называем со включением ночей. Но каким образом явились вечер и утро? Разве не создал ли Бог свет и не разделил ли свет от тьмы в такое пространство времени, какое продолжается светлая часть дня, т. е. без включения ночи?»[8, гл.7].

Соотнеся это его высказывание и предыдущее, делаем вывод о признании бл.Августином возраста Земли, не превышающим 6000 лет.

5). Преп.Исаак Сирин (VI век): «Если кто не прекословитъ помысламъ, тайно всѣваемымъ въ насъ врагомъ, но молитвою къ Богу отсѣкаетъ бесѣду съ ними, то это служитъ признакомъ, что умъ его обрѣлъ по благодати премудрость, что отъ ногихъ дѣлъ освободило его истинное его вѣдѣніе, и что обрѣтеніемъ краткой стези, которой достигъ, пресѣкъ онъ долговременное пареніе на длинномъ пути, потому что не во всякое время имѣемъ мы силу такъ оспрекословить всѣмъ сопротивнымъ помысламъ, чтобы прекратить ихъ; напротивъ же того, нерѣдко получаемъ отъ нихъ язву, долгое время неисцѣляемую. Ибо ты выходишь учить тѣхъ (бесов), кому уже шесть тысячъ лѣтъ. А это служитъ для нихъ оружіемъ, которымъ возмогутъ они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразуміе» [9, слово 30, С.116].

Таким образом, время, истекшее с момента появления (сотворения) духов, оценивалось преп.Исааком, как составляющее 6000 лет. Мир невидимый, считался преп.Исааком сотворенным ранее мира видимого, а дни творения – обычными днями: «Въ первый день сотворено девять духовныхъ природъ въ молчаніи, и одна природа — словомъ; и это — свѣтъ. Во второй день сотворена твердь. Въ третій день произвелъ Богъ собраніе водъ и прозябеніе злаковъ; въ четвертый — отдѣленіе свѣта; въ пятый — птицъ, пресмыкающихся и рыбъ: въ шестый — животныхъ и человѣка» [9, слово 18, С.65].

Таким образом, время истекшее с начала творения, согласно преп.Исааку составляет около 6 тыс. лет.

6). Блаженный Феофилакт Болгарский (XI век).

В своем толковании на слова Апостола Иоанна Богослова: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (I Иоан.2,18), он писал: «Если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году), то все следующее за сим время, без всякого спора, может быть названо последним. И как порядок тысячелетий в пришествие Господне переступил за середину, то все последующее за сим время прилично может быть названо последним. Истинность такого объяснения принимает и Иоанн Златоуст» [10, С.249].

Может возникнуть вопрос о том от какого момента ведется отсчет времени бл. Феофилактом. Не упоминая об общецерковной традиции вести счет от сотворения мира, принятой во время бл. Феофилакта, обратим внимание на то, что блаженный указывает нам буквально на 5500 год. Из буквального понимания его слов вытекает то, что он имел в виду датировку от сотворения мира. Поскольку слова Св.Отцов, мы должны понимать, в соответствии с общим правилом понимания святоотеческих текстов, существующим в Православии - они должны пониматься в соответствие с лингвистической нормой или, в случае употребления специальной терминологии, в соответствии со святоотеческими разъяснениями этой терминологии слова бл.Феофилакта мы обязаны в этом фрагменте понимать буквально. И возраст мира, согласно бл. Феофилакту, т.о. в его время составлял около 6600 лет. (Легко видеть что при ином подходе – т.е. в том случае, если слова Св.Отцов могут обозначать что-то иное, отличное от того, что они означают в соответствии с лингвистической нормой или в соответствии со специальными расшифровками их значений, сделанными самими Св.Отцами, мы вынуждены будем расстаться со Св. Преданием Православия в том виде, как оно существует на сегодня. Если мы не можем понимать слова Св.Отцов указанным образом, то необходим некоторый дополнительный источник их истолкования, но такой вариант отрицается учением Церкви, которая голосами Отцов III и IV Вселенского Соборов одобрившая текст Послания к Несторию Свт. Кирилла Александрийского, свидетельствует: “И если теперь так много смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности – благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово тем, которые ищут истины. Для этого самым правильным нашим делом будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себе, аще в вере есмы , наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями”[ 28, С.145]. Итак по слову преп.Иоанн Дамаскина: «Будем стоять, братия на камне веры и предания Церкви, не преступая пределов, положенных святыми Отцами нашими, не попуская вводить новости и разорять здания святой Соборной и Апостольской Церкви Божией» [ 29, С.155].)

7). Свт.Димитрий Ростовский (XVIII век). Не обременяя читателя приведением цитат, укажем, что вся книга святителя «Летопись», в которой излагаются события от сотворения мира и далее по ходу священной истории, была написана в соответствии с известной уже нам традиционной для Cв.Отцов датировкой[11].

8). Свт.Игнатий Брянчанинов (XIX век) в своем известном произведении «Приношение современному монашеству» в гл. «Первый образ борьбы с падшими ангелами» приводит цитату из 30-го слова преп.Исаака Сирина в собственном переводе, полностью соглашаясь с ее содержанием. «Ты выходишь на поединок с борцами, укрепленными шеститысячелетнею опытностью! Твое собеседование с ними доставит им возможность обдуманно нанести тебе поражение, превысшее меры премудрости и разума твоих» [12, С.340]. И так же, как и преп.Исаак Сирин, святитель признавал сотворение мира в течение 6 календарных дней и также как он признавал то, что ангелы cозданы до сотворения видимого мира. «Мироздание совершилось в шесть дней; завершилось оно сотворением человека» [13, С.20]. «К невидимому миру мы причисляем ангелов и ту часть вселенной, которая служит жительством для них. Бытописатель ничего не говорит о сотворении ангелов, но из Священного Писания видно, что они сотворены прежде видимого мира» [13, С.19].

Таким образом, из его суждений легко сделать вывод о том, что и он придерживался представлений о молодости видимой нами Вселенной.

Перед лицом очевидного согласия Св.Отцов по вопросу о датировке возраста Земли и Вселенной православному человеку ничего не остается, как признать молодость мира. И другая точка зрения, если она противопоставляется этому явному согласию Св.Отцов, в этой ситуации выходит за те рамки, при которых православный человек может уповать получить спасение. ("Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за его, ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем" – так провозглашает Православная Церковь во всеуслышание в Неделю Торжества Православия[14].)

И поскольку согласное учение Св.Отцов, есть безусловный и никем не оспариваемый из православных элемент Св.Предания, те, кто пытаются следовать своим разумениям, вопреки учению Св.Отцов о возрасте мира, очевидно попадают под вышеприведенную анафематизму.

Укажем для незнающих, что означает слово анафема. Так об этом писал Свт.Игнатий Брянчанинов: «Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православною Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною»[15, п.14, С.79].

2. Определения Вселенских Соборов.

Несмотря на то, что вопрос о возрасте Земли и Вселенной на Вселенских Соборах специально не решался, в текстах их Деяний содержится по крайней мере одно небольшое, но весьма важное высказывание по этому вопросу.

На Седьмом Вселенском Соборе, решавшем, как всем известно, вопрос об иконопочитании, был рассмотрен текст, написанный в опровержение постановлений лжесобора иконоборцев, озаглавленный «Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения» [Деян.6]. В первом томе этого сочинения читаем: «Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям»[16, С.212]. Поскольку никаких указаний на момент начала отсчета времени нет, мы должны принимать значение этого высказывания буквально – т.е. как указание на дату пришествия Христа от начала, т.е. от сотворения мира.

Текст «Опровержения...» был единодушно одобрен Отцами Собора [16, С.206]. В силу этого мы можем считать, что указанная дата возраста Земли есть безусловная истина, провозглашенная Вселенской Церковью устами Отцов VII Вселенского Собора.

Следует отметить, что этот важный факт долго был предан забвению и лишь в начале 2009 года на него обратил должное внимание мученически скончавшийся иерей Даниил Сысоев, осуществивший это небольшое по объему, но весьма важное богословское открытие[17]. Богословской науке до этого момента, по нашим данным, этот факт был неизвестен.

(Человек, не признающий молодости Земли, упорно отстаивающий ее возраст в миллионы-миллиарды лет, противопоставляя себя голосу Вселенских Соборов – голосу Вселенской Церкви, спасения наследовать не может. Об этом – еще одна анафематизма, которую мы все слышим вслух в Неделю Торжества Православия «Отвергающим Соборы святых отцов и их Предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые православно-кафолическою Церковью: анафема»[14].)

И здесь не спасут ссылки на то, что научный эстеблишмент придерживался других дат... Но все же, как же быть с данными современной науки на этот счет? Интересующихся отсылаем к двум публикациям, обозревающим научные данные последних лет [18, 19]. Не вдаваясь в подробности скажем, что на сегодня окончательное научное решение вопроса о возрасте Земли и Вселенной по крайней мере далеко не очевидно. На сегодня мы имеем слишком много научных фактов соответствующих церковному (святоотеческому) взгляду, согласно которому Земля и Вселенная – молоды, чтобы определенно говорить, что наука «давно доказала миллионы лет существования» и т.п.

3.Чехарда папских благословений по поводу проблемы сотворение/эволюция

У нас, когда решают многие современные вопросы, относящиеся к науке, да и не только к науке, - даже к богословию, почему–то смотрят «на Запад». По причине того, что «Запад нам поможет», что ли?...

Интересно, что же там, на Западе думают по поводу проблем библейской хронологии? Что, например, сейчас в связи с этим думает наиболее традиционное и наиболее многочисленное католичество? Для незнающих сообщим, что рядовой католик вообще ничего не думает по поводу вопросов, связанных с верой – за него думает Римский Понтифик (папа Римский), возглашающий ex caphedra (официально) все то, как должен думать католик о вере и благочестии.

Кто считает, что мы преувеличиваем – пожалуйте прочитать выдержку из документа, принятого на I Ватиканском Соборе. «Он (папа Римский) через Божественную помощь, обещаемую ему в лице блаженного

Петра, обладает тою непогрешимостью (infallibilitate), которою Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь, для определения учения относительно веры и нравственности, и что поэтому такого рода определения римского первосвященника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны (ex sese, non autem ex consensui ecclesiae irreformabiles). Если же бы кто дерзнул противоречить этому нашему определению, от чего да хранит Господь, то да будет анафема»(цит. по[21, С.70]).

(Не было обращено внимание на эту мысль Отцов VII Вселенского Собора в том числе и западными богословами. По поводу материалов Вселенских Соборов, относящихся к проблеме Сотворения, Роберт Бредшоу, автор фундаментальной богословской монографии на тему Сотворения писал в связи со Вселенскими Соборами следующее: «Most of these Councils were concerned with some aspect of the Godhead, Christology or church polity and none discussed the doctrine of creation. The creeds produced by the Councils of Nicaea I and Constantinople I refer only to God as the “...maker of all things visible and invisible..” and “..maker of heaven and earth, of all things visible and invisible...” respectively. The Ecumenical Councils, therefore, are of no direct help to us in our present study as far as the doctrine of creation is concerned»[20,ch.8].)

При этом католиками утверждается, что папы могут иметь и частные суждения, которые, по мнению католиков, могут быть неверными, но как отличить суждения ex caphedra от частных – никто толком не знает, эти богословские тонкости, всякий раз решает курия своим авторитетом (см. подробнее [21, С.70-73]).

А что делать, если один папа говорил одно, а другой другое по одному и тому же вопросу, что и было множество раз в истории католичества? Тогда в ход идет спасительное признание того, что то или иное ошибочное мнение предыдущего папы было его ошибочным частым мнением, а не суждением ex caphedra. При этом мнения ныне здравствующего Понтифика всегда обладают преимуществом, они-то всегда ex caphedra! «Командир всегда прав» – живому идолу по ряду причин сопротивляться всегда труднее, чем умершему (см. подробнее [21, С.70-73]). А когда на смену придет другой, все можно поменять при необходимости...

Ну, а теперь о взгляде католиков на Сотворение и на библейскую хронологию в частности. Мы рассмотрим некоторые события и суждения римских Понтификов в связи с этими вопросами, имевшие место в последние годы, не делая поправок на «словеса лукавствия», относящие произвольно те или иные высказывания пап то к частным суждениям, то к официальным и т.п., а так, как все это выглядит непосредственно. Заметим, что любое папское благословение на тот или иной взгляд, тем более на ту или иную деятельность в ограде Церкви, вряд ли можно оценивать иначе, чем официальное решение (ex caphedra), а не частное. (Впрочем, возможно, что мы недооцениваем способности курии превращать белое в черное и наоборот.)

Современные позиции католиков по вопросам, как и где должны искаться ответы на вопросы о происхождении мира вроде бы адекватны. Они признают в частности согласные суждения Св.Отцов, в частности в связи с толкованиями библейских текстов. («И Тридентский Собор, и Первый Ватиканский Собор, постановили, что никому не разрешают интерпретировать Священное Писание «вопреки единодушному мнению святых Отцов»» - пишет Хью Оуен, директор католического «Центра по Изучению Сотворения»[22]).

Поэтому аргументация, изложенная нами в первом разделе нашей статьи, должна была бы быть для них приемлема (по крайней мере, это очевидно для высказываний Св.Отцов, живших до Великой Схизмы 1054г.). К этому еще надо добавить, что католики признают за Св.Отцов еще некоторых учителей, живших во время Неразделенной Церкви, которых Православие, хотя и не причислило к лику святых, однако относится с глубоким уважением к их писаниям (Иларий Пиктавийский, Гауденций Бриксийский). Все эти учителя и ряд других древних католических святых были также сторонниками молодой Земли[20, ch.3]. Вследствие этого для католиков-креационистов вопрос об определении возраста Земли – богословски решен и давно [22].

Признаются католиками за безусловную истину и решения Вселенских Соборов. Директор католического «Центра по Изучению Сотворения» Хью Оуен писал: «В отношении учений Вселенских Соборов, Первый Ватиканский Собор постановляет, что они должны быть сохранены в том же самом виде, в котором были написаны и что терминология Отцов Собора не должна быть изменена. Оба эти правила поддержаны римским папой Пием XII в его энциклике Humani Generis и римским папой Иоанном Павлом II в Fides et Ratio» [22].

А если так, то признаваться должны и слова о молодости Земле, присутствующие в тексте Деяний VII Вселенского Собора, на которые, на сколько нам известно, впервые обратил внимание о. Даниил Сысоев.

Итак, по этим вопросам, вроде бы все должно быть в порядке. Католической Церковью (стало быть, с благословения папы) был основан в США «Центр по Изучению Сотворения» (Kolbe Center for the Study of Creation, Вудсток, Вирджиния), для обеспечения форума католических богословов, философов и ученых естественных наук, поддерживающих традиционное учение Церкви о Сотворении. Центр, стоявший на позициях креационизма («молодой Земли») работал, люди получали зарплату... Вот и фотография директора этого Института католика-креациониста Хью Оуена, берущего у Иоанна Павла II благословение. (Заметим, что беотификация Иоанна Павла II – первая ступень к причислению к лику святых в Католической Церкви, уже произошла).

Собирался новый папа обсуждать вопрос об эволюции/сотворении, выслушивая разные мнения - дело серьезное, нужное... Но за пол года до начала конференции в Ватикане, на которую должны были съехаться католики-креационисты, прозвучало следующее: «Представитель Католической Церкви, глава папского совета по культуре архиепископ

Жанфранко Равази заявил, что эволюционная теория Чарльза Дарвина не противоречит библейской версии сотворения мира и живых организмов. Архиепископ уточнил, что эволюционные идеи можно найти в текстах Фомы Аквинского и Святого Августина. "На самом деле, говоря об эволюции, мы говорим о мире в таком виде, как его создал Бог", — добавил Равази.

Представитель Ватикана также опроверг предположения о том, что понтифик Бенедикт XVI планирует в ближайшее время выступить с заявлением в поддержку теории разумного творения. Она даже была исключена из тем организованной при поддержке папского совета по культуре конференции, приуроченной к 150-летию публикации знаменитой книги Дарвина "Происхождение видов". Причиной исключения послужила слабость теории "как в научном, так и в теологическом плане". Теория разумного творения будет рассматриваться только как культурный феномен, а не как научная теория. В других источниках указывается, что речь идет не о теории разумного творения, а о теории креационизма. Хотя эти понятия и схожи, между ними существуют различия.

Равази подчеркнул, что Католическая Церковь никогда официально не порицала теорию эволюции. В 1950 году Папа Пиус XII заявил, что она представляет собой обоснованный научный подход к объяснению развития человека. В 1996 году понтифик Иоанн Павел II назвал эволюцию "больше чем гипотезой"»[25].

Заявление сделано официальным представителем Ватикана, т.е. ex caphedra, от лица «непогрешимого» ex caphedra Понтифика.

Конференция ученых-католиков, сторонников традиционного (креационного) взгляда на Сотворение под заглавием «Научная несостоятельность эволюции» (The Scientific Impossibility of Evolution) таки действительно в Ватикане состоялась [24]. И надо отдать должное мужеству ее организаторов и участников, которые решили продолжать свидетельствовать об истине, не смотря на оскорбительные формулировки в заявлении ex caphedra.

Объявление на весь мир ex caphedra о научной некомпетентности («слабость теории в научном плане») организаторов и участников упомянутой конференции, видных представителей мировой науки, признанных специалистов в научных областях, имеющих к проблеме эволюция/сотворение самое прямое отношение - все это вызывает только недоумение... А среди них известнейшие люди в мировой науке – Ги Берто (Guy Berthault), ученый, основавший и возглавивший новое направление в геологической науке – экспериментальную седиментологию, Дин Кеньон, молекулярный биолог, едва ли не самый знаменитый на весь мир специалист в области абиогенеза после академика Опарина [26].

Как пел в свое время А.Галич: «И полетели головы, и это была весьма весомая примета, что новые настали времена». Костры инквизиции для католиков-креационистов в Риме пока не зажгли, и даже в еретики их (пока) не записали, пока – только в диссиденты [27].

Относительно предыдущего папы Иоанна Павла II в официальном папском заявлении , как мы видим, есть интересная информация – если верить представителю Бенедикта XVI- получается, что у предыдущего Понтифика была двойная бухгалтерия (буквально)– и «против» эволюции и «за». «И Богу свечка и черту кочерга» - но всякий раз все было непогрешимо, все ex caphedra. Но в то же время креационная точка зрения, которую Иоанн Павел II поддерживал, благословляя Центр в Вудстоке, по мнению нового папы, в «плане теологическом» слабая, т.е. неверная, но в итоге – беотификация Иоанна Павла II при новом папе. В общем, по-русски говоря, – сумасшедший дом. Вот такая она жизнь – католическая...

Если Католической Церковью в лице ее нового ex caphedra «непогрещимого» Понтифика, отрицается разумный замысел как таковой, и принимается эволюционная теория, да еще в дарвиновском варианте – то не остается ничего другого как признавать долгие эпохи развития Земли и жизни на ее поверхности, поскольку дарвиновская эволюция в иных временных рамках не работает. А концепция возраста Земли и Вселенной в миллионы-миллиарды лет, как мы видели, абсолютно не соответствует ни учению Св.Отцов, ни учению Вселенских Соборов, ни учению Католической Церкви, ни предыдущим папским благословениям. Но католический «командир всегда прав», и поэтому креационистам-католикам на Западе сейчас лучше помалкивать, если не хотят испортить свои отношения с Ватиканом. Нам же надо помнить слова Апостола Павла: Итак, братия, стойте и держите предания (2Фесс.2,15) и кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1,9). и заветы Св.Отцов о Св.Предании. Так, например, писал бл. Феофилакт Болгарский: "Мы должны признавать достоверным церковное предание. Есть предание, больше и не ищи ничего" [30, толк. на 2 Сол.2,15, С.474-475]. Дословно тоже самое читаем и у Свт.Иоанна Златоуста в толковании на то же место Св.Писания [31]. И надо нам крепко не забывать о том, что папы и по сей день выступают в своем традиционном амплуа – «непогрещимости» ex caphedra.

Закончим словами Св.Иоанна Златоуста из 26-ой Беседы на Первое послание к Коринфянам – « Верующий, как должно, и твердый в вере не нуждается ни в доказательстве, ни в причине того, что заповедуется ему, а довольствуется одним преданием; но немощный, узнав и причину, с большим усердием соблюдает сказанное и повинуется с большей преданностью» [31].

Литература

1.Прот. Константин Буфеев. Православное вероучение и теория эволюции, М., 2003 – 495с. 2. Колчуринский Н. Мир- Божие творение, М., 2004 – 192с. 3.Иер.Даниил Сысоев. Кто как Бог? М., 2003 -224с.

4. Hippolytus of Rome: Commentary on Daniel. 2010 T.C. Schmidt 1st Edition www.chronicon.net

5.Свт.Ириней Лионский. Против ересей. СПб., 2008.

6. Свт.Феофил, епископ Антиохийский. Послания к Автолику -М. Русская историко-филологическая школа "Слово", 2000. http://pagez.ru/lsn/0119.php

7. Блаженный Августин Иппонийский . О граде Божьем, http://azbyka.ru/?otechnik/Avrelij_Avgustin/o_grade=12_10

8. Блаженный Августин Иппонийский. О книге Бытия буквально (книга неоконченная), М., 1997. http://www.orthedu.ru/uchposob/sv-pisanie/1864- 10.html

9.Преп.Исаак Сирин. Слова подвижнические, ТСЛ., 1911.

10. Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на Деяния и Соборные послания Св. Апостолов, М., 1993.

11. Свт.Димитрий Ростовский. Летопись, Сочинения, ч.4, М., 1847 – 274с.

12. Свт. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству, Сочинения, т. 5 - СПб., 1905.

13. Свт.Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке, СПб., 1995.

14. Последование в неделю Православия. 15. Свт.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 4 - СПб., 1905.

16. Деяния Вселенских Соборов, т.7, Казань, 1909.

17. Иер.Даниил Сысоев. Догмат Творения видимого мiра в учении Вселенских Соборов. В сб. «Православное осмысление творения мира», вып.5, М., 2009.

18. Дон Бэттен. Возраст земли. 101 свидетельство в пользу молодого возраста Земли и Вселенной www.scienceandapologetics.com.

19. Божественное откровение и современная наука. Вып.3, М., 2011 – 260с.

20. Robert Bradshaw. Creationism and the Early Church (http://www.robibrad.demon.co.uk/.htm)

21. Оглицкий Д.П., иер.Максим Козлов. Православие и западное христианство. М., 1999.

22. Хью Оуэн. Повторное открытие Сотворения: свершающаяся реставрация Католической церкви. В сб. «Православное осмысление творения мира», вып.1, М., 2005.

23. Хью Оуэн. Повторное открытие Сотворения: свершающаяся реставрация Католической церкви. В альм. «Соворение», вып.2, (компакт-диск), М., 2004

24.Ученые опровергают теорию Дарвина. «Седмица» — Православные новости за неделю, Выпуск No410, 2 ноября 2009 г. http://www.sedmica.orthodoxy.ru.

25. Католики признали теорию Дарвина. «Седмица» — Православные новости за неделю, Выпуск No377, 23 февраля 2009 г. http://www.sedmica.orthodoxy.ru

26. А.Н.Лунный. Профессор Дин Кеньон, ведущий мировой исследователь абиогенеза и происхождения жизни, стал сторонником «разумного замысла». – В альм. «Божественное откровение и современная наука», вып.3, М., 2011.

27. Johnston G.S. Are Catholics Creationists?

http://www.catholiceducation.org/articles/science/sc0110.htm 28. Деяния Вселенских Соборов. Том I. // Казань, Изд. Казанской духовной Академии. 1910.

29. Преп.Иоанн Дамаскин. О святых иконах (Из третьяго слова). - в кн." Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной"// М., 1900.

30. Бл. Феофилакт Болгарский. Толкования на послания Св. Апостола Павла, М., 1993. 31. Собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

http://www.ispovednik.ru/zlatoust/index.htm

Публикация альманаха  " «Божественное откровение и современная наука», выпуск 4


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру