04.09.2012

Древние шумеры у колыбели медицины

С головокружительной быстротой современная наука открывает все новые горизонты. Человечество перестает удивляться новому, легко ниспровергает то, что вчера вызывало восторг и трепет и предсказывает фантастическое будущее тому, что завтра отбросит как несостоятельное.

Однако наблюдательный взгляд просматривает в этом потоке свободной человеческой мысли повторяющиеся и узнаваемые черты далеких достижений и открытий, совершенных нашими далекими предшественниками. Древние цивилизации неожиданно, и порой практически одновременно генерировали целые серии идей, которые кардинально меняли образ мыслей и уровень жизни общества. Историки, археологи и лингвисты не устают поражать мир новыми открытиями из жизни древних, давно забытых народов, получают и оспаривают новые аргументы в пользу того, кому именно принадлежит первенство тех или иных открытий, кто поистине заслужил право называться «колыбелью цивилизации».

Достижения древней цивилизации

Споры в этой области длятся веками, и очевидным выводом из них является только одно – цивилизаций-первооткрывателей было несколько, и пока не представляется возможным твердо закрепить за какой-то одной из них самый первый номер. Но группу этих первых выдающихся цивилизаций мы знаем уже сегодня.

Загадочный народ, который называли «черноголовыми», создал высокую культуру, которую с полным правом называют колыбелью цивилизации человечества. Шумеры, имени которых европейцы не знали до середины девятнадцатого века, внесли гигантский вклад в сокровищницу знаний последующих поколений. До сих пор неизвестно, откуда они пришли, к какой этнической группе относятся, запутаны и неясны многие моменты их истории, хотя в последнем веке обнаружилось гигантское количество материальных свидетельств их культуры.

Хронология также чрезвычайно противоречива, поскольку на территории Месопотамии, где возникло и расцвело царство шумеров, сменяя друг друга, существовали различные города-государства, которые вели летописи в соответствии с принятой для них датировкой. Постоянная миграция народов, войны, периоды упадка, ренессанса, национального подъема и ассимиляции – все это причины, по которым свидетельства о шумерах датируют в гигантском временном диапазоне - от девятого до первого тысячелетия до н.э.

Несмотря на то, что такие древние цивилизации, как Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, спорят друг с другом за приоритеты в тех или иных достижениях, шумеров все-таки называют прародителями современных цивилизаций в силу величины их культурного вклада. Наивысшего расцвета это государство возникло в 4-3 тысячелетии до н. э. и оставило громадное культурное наследие своим преемникам.

Причины мощного культурно-технического взрыва до сих пор вызывают споры специалистов, но ряд авторитетных специалистов по шумерологии перечисляет, как минимум, 3-4 десятка предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Среди них технические устройства для облегчения физического труда (колесо, гончарный круг), достижения в области культуры и просвещения (письменность, школы, отраслевые альманахи и каталоги, первый сборник афоризмов и пословиц), политические преобразования (двухпалатный парламент, система налогов, социальные реформы), формирование системы единых денежных отношений (введение серебряного шекеля в виде «слитков на вес» в качестве денежных единиц).

У истоков медицины

Естественно, что разносторонние прогрессивные нововведения не могли не затронуть область здоровья людей и его охраны. Шумерская медицина начала формироваться и развиваться по традиционным для того исторического периода стадиям. Вначале неразрывно связанная с религиозными представлениями и жреческими ритуалами, на определенном этапе она перестает быть частью магии и прерогативой жреческого сословия. По имеющимся данным о состоянии медицины специалисты-историки делают диаметрально противоположные заключения об ее уровне – то рассматривают ее как зависимую и неразвитую часть культа, то превозносят ее чуть ли не до уровня современных медицинских достижений.

Вероятнее всего, истина, как это часто бывает, находится между этими противоположными точками зрения. Шумерская медицина прошла сложный путь становления, взлетов, ошибок, открытий и временного регресса. Однако, этот путь интересен и поучителен как отражение движения развивающейся человеческой мысли наших предков. Медицина древних цивилизаций всегда неразрывно связана с религиозными воззрениями общества. Шумеры опирались на представления о сосуществовании богов и людей. Боги обитали в некой разновидности рая, наслаждаясь всеми возможными радостями бытия, и создали людей для того, чтобы они служили им. Человеческая жизнь была «юдолью плача», да и посмертная участь не лучше. После смерти все люди попали в ад – пустынное пространство между землей и первозданным океаном, который был населен тенями умерших и демонов.

Боги вели себя как люди, были неблагодарны, коварны, непоследовательны, они управляли стихиями – землей, водой, воздухом и пр. Поэтому людям надо было постараться добиться их благосклонности, договориться с ними о материальных милостях – воде, урожае, здоровье. С этой целью создавались специальные жреческие ритуалы, предназначенные упросить, умилостивить богов с помощью специальных заклинаний и обращений.

Из жречества вырастала медицина, которая использовала более широкий арсенал средств защиты жизни и здоровья человека, обогащенный реальными способами избавления человека от болезни. Полусерьезно можно сказать, что наиболее архаичным элементом полумагического-полумедицинского характера было использование амулетов. Можно назвать их инструментами, предназначенными для получения защиты, охраны жизни и здоровья, обладающими огромным психотерапевтическим эффектом.

В 26-25 вв. до н.э. амулеты в Шумере использовались повсеместно, как впрочем, и в других государствах Месопотамии. Самые древние шумерские амулеты выполнены как скульптурные изображения животных. Символами плодородия, крепкого здоровья, мужской силы и плодовитости были лягушка, бык, овца, свинья, лошадь. Победу над врагом, здоровье и выносливость в сражениях приносили фигурки львов. Интересно, что позже, в ассирийской традиции, центральной защитительной фигурой становится собака. Считалось, что если по периметру дома закопать десять разноцветных фигурок собак – злые духи не нарушат границу надежно охраняемой территории. Быть может этимология нашего расхожего выражения «вот где собака зарыта» уходит корнями в Месопотамскую культуру.

Медицина Шумера была тесно связана с астрологией, которая зачастую была единственным критерием оценки прогноза болезни.

«Ашипу» и «асу»


По мнению большинства исследователей, первыми врачами Шумера были жрецы. Впоследствии из их среды возникли два направления, «специализации». Первых называли прорицателями, заклинателями или представителями научного направления («ашипу», по-шумерски). Вторых – целителями или практиками, «асу», что по-шумерски означало «ведающий водой». «Ашипу» знали и применяли не только заклинания, но и прогностические предсказания, при этом использовали и лекарственные препараты. «Асу» - врачи-практики, были знатоками лечебных трав и снадобий. В различные периоды жизни Шумера поочередно главенствующую роль занимали то одни то другие медики, при этом они дополняли арсенал своих знаний методами и приемами представителей другой группы, и не враждовали.

Врачи-заклинатели рассматривали симптомы болезни как знаки, которые определяли исход болезни и выбор магических приемов против нее. Они тщательно осматривали больного, в нескольких местах проверяли температуру тела, изучали состояние кровеносных сосудов. Измеряя пульс больного, заклинатель рассматривал его не как симптом заболевания, а как знак, означающий судьбу больного. По выявленным знакам заклинатель определял, как долго будет продолжаться болезнь, насколько она серьезна, выживет больной или умрет. Дополнительной информацией для заклинателя являлись обстоятельства болезни - время, день, число, время года и пр.

Как и чем конкретно лечили заклинали, можно сказать приблизительно. В письменной традиции сохранились таблички школы заклинателей серии, получившей название по начальным словам: «Если заклинатель, идя в дом больного…» Магические элементы лечения состояли из специальных заклинаний, соблюдении магии чисел (например, семь капель жидкости). Применялись определенные символические акты - завязывались узлы, лепились и уничтожались фигурки злых духов-виновников болезни. Строго соблюдалась определенная последовательность магических действий и приготовления лекарств, часто с применением помощи определенных лиц – ребенка, девственницы.

Отличительной чертой обоих медицинских направлений, как заклинательного, так и практического, является взаимопроникновение их методов и полное отсутствие антагонизма. Интересно то, что практическое направление медицины после периода наивысшего подъема начало деградировать, уступая первенство заклинателям. С определенной степенью уверенности об этом можно сказать на основе анализа состава и количества медицинских литературных источников в большом количестве сохранившихся в библиотеках более позднего периода Месопотамии. Возможно, что новые открытия скорректируют эту точку зрения, но вполне вероятно, что в ослабленном нашествиями, а потом и полностью ассимилированном Шумере, усилилось преобладание магических тенденций, привнесенных другими цивилизациями.

Не следует сбрасывать со счетов, что на медицину воздействовали не только социально-экономические факторы, но и факторы дворцовой моды. Похоже, что врачи-практики потеряли свое значение, а заклинатели, взяв на вооружение практические методы лечения, приблизились ко двору в качестве целителей-магов. В таком качестве специальность врача приобрела гораздо более высокий статус, целители наблюдали за здоровьем правителя, его семьи, слуг, выезжали ко двору дружественных царей, чтобы еще больше укрепить дружеские отношения и утвердить высокий престиж своего владыки. Видимо, дипломатия того времени предпочитала врачей-заклинателей и магов, что вовсе не означает полную утерю практических методов лечения.

Считается, что у шумеров не было бога-покровителя медицины. Богиню Гулу называли великой врачевательницей, но первоначально это была богиня смерти, которая играла активную роль в культе, но не была покровительницей врачей. Она ведала свойствами растений и считалась «госпожой ядов». Правда, известна шумерская табличка, сохранившая оттиск печати врача Ур-лугалединна, который был придворным медиком правителя. На печати изображено бородатое божество в длинных одеждах, в руке у которого по всей вероятности таблетки. Кто это, пока неизвестно.

Традиции целителей-практиков

Как работали врачи-практики в Шумере в период его расцвета? Большинство текстов, которые представляют это направление медицинской школы, составлено по единому образцу. Каждая табличка состоит из ряда последовательных записей. Как правило они начинаются стандартными формулировками двух типов – «Если человек болен (и у него такие-то симптомы)..» или «Если человек страдает от (такой-то и такой-то) боли в голове (или других частях тела)…»

Далее дается подробное перечисление симптомов, которое использует устойчивую терминологию или описание субъективных ощущений больного и объективных симптомов. Это описание сопровождается детальными инструкциями врачу как, из чего готовить лекарства, с какой последовательности давать их больному и какими дополнительными процедурами сопровождать. Каждая запись заканчивается своеобразным заключением: «Он поправится…», но иногда и предупреждением, что не стоит рассчитывать на благополучный исход болезни.

В различных текстах делает упор то на детальный диагноз заболевания, то на анализ причин его возникновения, в числе которых называются грехи или вредоносная магия. Несмотря на некоторые отклонения, структура записей различного периода отличается определенной последовательностью и использованием широкого набора медицинских терминов.

Практические врачи знали и применяли массаж, клизмы, припарки и компрессы, рекомендовали покой, отдых или специальную диету. Медицинские инструменты упоминаются редко, речь идет лишь о шпателях, металлических трубках, ланцетах. Тексты еще не проанализированы во всей полноте с точки зрения точной хронологии, очевидно, нас ждут весьма интересные открытия в этих своеобразных медицинских учебниках.

Однако сегодня можно с уверенностью заключить, что шумерская и последующая месопотамская медицина была медициной народной. Лекарства, которые использовались, приготовлялись главным образом из местных трав и некоторых животных продуктов – жиров, крови, молока, кости и небольшого количества минеральных веществ. Нет упоминания о привозных и экзотических материалах, так же как и не отдается явного предпочтения ни одному способу применения лекарств. Использовались травы, корни, стебли, плоды растений, как в свежем, так и сухом, растертом виде. Их размачивали или разваривали в жидкостях, смешивали с водой, пивом, уксусом, медом или твердым жиром.

Некоторые лекарства глотали, некоторые были приготовлены как свечи или вводились с помощью клизмы, третьи втирались в кожу в виде лосьонов и мазей. Очевидно, что шумерам прекрасно были известны растения с послабляющим эффектом, диуретики, противокашлевые. Тема лекарственных препаратов заслуживает отдельного рассмотрения, так как в настоящее время имеется много информации, свидетельствующей об искусстве траволечения в шумерский и последующие периоды. Исследователи установили, что народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Учитывая, что «медицина» и «зелень», т.е. травы, у шумеров обозначались одним словом, можно представить направленность их знаний.

В заключение следует сказать, что шумеры имели санитарно-гигиенические традиции. Страна характеризовалась наличием смертоносной фауны, было известно около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Сохранилось большое количество текстов специальных заговоров против укусов, а также рецепты лечебных трав.

Коллективный опыт свидетельствовал о том, что нельзя пить из нечистой посуды, переедать, необходимо соблюдать чистоту тела. Жрецы не имели права простирать к богам немытые руки, обязаны были быть чисто вымытыми и выбритыми. Скорее всего, врачи тоже брили головы.

Сохранились шумерские таблички с описанием способа приготовления мыла – варили древесную золу с растительными маслами. Многочисленны рецепты приготовления лекарств на основе пива. Шумеры знали его с незапамятных времен, найденные таблички свидетельствуют о том, что пивоварение было очень развитой отраслью. Ремесло это считалось весьма достойным, часто им занимались женщины, вкусы пива сильно различались в зависимости от приправ и трав – от сладкого и темного до светлого и горького. Мужчин-пивоваров даже освобождали от воинской обязанности, известно несколько десятков сортов пива, которое умели варить шумеры. У них была даже богиня- покровительница пивоварения, которую звали Нинкаси, что означает «Ты, которая так щедро напоила меня». Рецепты приготовления пива широко распространялись, но древние люди знали и опасность неумеренного употребления пива. Высеченная на камне надпись гласит: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…»

Умеренное потребление пива допускалось во всех слоях общества, как уже было отмечено выше, оно являлось компонентом многих лекарств. В частности, шумеры часто использовали его как средство против зубной боли. Следует также заметить, что Шумер знал вино, его целительные свойства, а также и наркотические препараты, которые использовал по специальному назначению, как правило, для лечения психических заболеваний. В древних культурах наркотические средства, с помощью которых достигали «рая» и входили в состояние транса, как правило, были привилегией жреческого сословия. Рецепты приготовления наркотиков хранились в тайне, благодаря чему древние народы были защищены от самоуничтожения.

В распоряжении ученых имеются несколько тысяч клинописных табличек, которые дают представление о многих сторонах жизни Шумера – начиная от списков богов, которым они поклонялись и до многочисленных хозяйственных документов – расписок, обязательств, указов и законодательных актов. Расшифровано и осмыслено еще далеко не все. Самостоятельный интерес представляет группа документов, связанных с шумерской фармакологией и фармакопеей. Она заслуживает отдельного рассмотрения в силу своей значительности и многообразия.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру