Программа курса “Общая биология” для 10 – 11-х классов

Основы экологии (17 часов)

Живые организмы и среда их обитания. Экологические факторы. Абиотические факторы: свет, температура, влажность, солёность среды, кислород. Приспособление к сезонному ритму. Фотопериодизм. Раздражимость и движение организмов. Формы проявления раздражимости у организмов, не имеющих нервной системы: таксисы, тропизмы, настии, нутации. Биотические факторы. Экологическая ниша. Правило Гаузе. Различные формы биотических связей: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз, синойкия, комменсализм, мутуализм. Антропогенные факторы. Ограничивающие факторы. Оптимальные факторы. Колебания численности и гомеостаз популяции.

Пищевые взаимоотношения организмов. Гетеротрофы и автотрофы. Цепи питания: цепь выедания, цепь разложения. Правило экологической пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Примеры цепей питания.

Экосистемы. Биоценоз. Биогеоценоз, его структура, характерные параметры (видовое разнообразие, плотность видовых популяций, биомасса, биологическая продуктивность – первичная, вторичная), примеры (биогеоценоз хвойного леса, биогеоценоз широколиственного леса, пресноводного водоёма, болота, луга). Саморегуляция биогеоценоза. Смена биогеоценозов. Сукцессии.

Искусственные биогеоценозы: лесопарки, сады. Фитоценозы. Агробиоценоз. Отличия агроценозов от биогеоценозов. Формы охраны природы: заповедники, биосферные заповедники, заказники (ботанические, охотничьи), памятники природы.

Демонстрационный материал: схемы цепей питания, иллюстративный материал.

Лабораторно-практические работы:

№1. Тема: приспособленность организмов к среде обитания.
№2. Тема: определение загрязнённости воздуха или воды.
№3. Тема: формы сохранности организмов.

Учение о биосфере (15 часов)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Функции живого вещества биосферы: газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная. Свойства живого вещества: давление жизни, плотность жизни, напор жизни.

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Краткая характеристика.

Биомасса поверхности суши. Биомасса почвы. Биомасса Мирового океана. Сравнительная характеристика.

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов. Минерализация и аккумуляция. Глобальные биогенные круговороты. Круговорот воды, углерода, кислорода, азота, фосфора.

Биосфера и превращение энергии. Солнечная энергия. Радиоактивная энергия.

Понятия о ноосфере и техносфере. Современное антропогенное изменение климата. Аридизация. Парниковый эффект. Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем.

Демонстрационный материал: схемы круговоротов воды, углерода, кислорода, азота, фосфора.


Темы, вынесенные в качестве возможного факультативного материала

Из раздела "основы цитологии":

Методы изучения клетки: световая микроскопия, электронная микроскопия, дифференциальное ультрацентрифугирование, рентгеноструктурный анализ.
Типы биологических аккумуляторов: АТФ, ГТФ, НАДФ Н, НАД Н, ФАД.
Жизнь и второй закон термодинамики. Критерии живой материи. Свойства живых систем, обеспечивающих снижение энтропии. Уровни регуляции морфогенетических процессов в живых системах.

Из раздела "основы биохимии":

Понятие о фотодыхании. С4 – путь фотосинтеза. Особенности строения С4 – растений. Пути повышения продуктивности с/х растений.
Типы брожения. Спиртовое, молочнокислое, пропионовокислое брожение.

Из раздела "размножение и индивидуальное развитие организмов":

Типы гаструляции в онтогенезе животных.
Партеногенез в природе.

Из раздела "основы генетики":

Понятия о пенетрантности и экспрессивности.
Принципы составления генетических карт. Основные сведения о международной программе "Геном человека".

Репарация молекулы ДНК: фоторепарация, эксцизионная репарация, дорепликативная репарация, пострепликативная, репликативная репарации.

Составление и анализ родословных как основа генеалогического метода.

Из раздела "основы селекции":

Явление гетерозиса. Гипотезы, объясняющие гетерозис.
Онтогенетический метод у растений: метод предварительного вегетативного сближения, метод посредника, метод направленного воспитания сеянцев, метод опыления смесью пыльцы.
Применение генно-инженерных методов в растениеводстве. Схема получения трансгенных растений с встроенной биологической защитой против насекомых-вредителей.
Биотехнология в животноводстве: получение соматотропинов генно-инженерным способом, получение трансгенных животных, клонирование, ксенотрансплантация.

Из раздела "эволюционное учение":

Развитие эволюционной идеи до 19 века. Фалес, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Анаксагор, Платон, Аристотель, Парацельс, Лейбниц, Бонне, Линней, Бюффон, Эразм Дарвин.
Генетика популяций. Стабилизирующее скрещивание. Закон Харди-Вайнберга. Дрейф генов. Популяционные волны.
Плата за отбор. Генетический груз: мутационный груз, сегрегационный груз, субституционный груз.
Пути и способы видообразования: аллотропическое, симпатрическое, дивергентное, филитическое, гибридогенное видообразования.

Из раздела "основы экологии":

Раздражимость и движение организмов. Формы проявления раздражимости у организмов, не имеющих нервной системы: таксисы, тропизмы, настии, нутации.
Экологическая ниша. Правило Гаузе.

Из раздела "учения о биосфере":

Понятия о ноосфере и техносфере. Современное антропогенное изменение климата. Аридизация. Парниковый эффект. Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем.

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру