23.11.2013

Реалии и перспективы. Научно-образовательный потенциал высшей школы России

Выступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литература — культурный ресурс солидарного общества»

Чтобы нам сохранить на годы вперед свой статус великой евразийской державы, власти России должны брать сегодня пример с властей как самой мощной азиатской державы, так и самой мощной державы Запада.

Потому что количество, например, научно-образовательных учреждений в области культуры и общественных наук, существующих в КНР — совершенно необъяснимо с точки зрения нынешнего Министерства образования и всего Кабинета министров РФ.

Однако Император Востока — Председатель КПК — прекрасно понимает, зачем его стране нужно тратить деньги на гуманитарные исследования, от которых ей не будет никакой денежной выгоды ни завтра, ни послезавтра.

И Император Запада — президент США — также понимает, зачем Соединенным Штатам нужно финансировать исследования в области античной (греко-римской и византийской) истории и культуры, классической филологии; зачем при этом нужно вкладываться в археологические исследования — причем в нашей, а не их, античной ойкумене. (Собственно американская история — совсем не археологична: там просто нечего копать! Но страна, притязающая на статус мировой империи, очевидно, просто обязана изучать имперский опыт Рима.)

Для справки:

В США сегодня полторы сотни колледжей предлагают — каждый: от 2 до 10 различных курсов обучения классическим (древним) языкам — греческому и латыни. (У нас же в России едва насчитывается 2 десятка соответствующих кафедр и других подобных институций.) 169 американских университетов и колледжей предлагают программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры по античной истории и классической филологии. В примерно сотне высших учебных заведений США проводятся научные исследования в этой области. В стране действуют три десятка ассоциаций и организаций, объединяющих специалистов в этой области.

В 2012 году, например, крупнейшая из них — Американская филологическая ассоциация — получила от Национального фонда гуманитарных исследований 650 тыс. долларов на программу развития античной истории и классической филологии в 21 веке — для выдачи исследовательских грантов. Это — в дополнение 2 млн. 600 тыс. долларов, полученным от 1200 других спонсоров, начиная с 2005 года.

Историки прекрасно помнят, какими семимильными шагами развивалась на рубеже XIX-XX веков вновь созданная Германская империя. Но далеко не случайно одновременно с экономикой и естественнонаучным знанием в этой Империи развивалось и гуманитарное знание — та же классическая филология и история античности, например, или философия.

И в Российской империи на пике ее развития — сто лет назад — также получали необходимые инвестиции не только промышленность и естественные науки, но и история, юриспруденция, философия, филология.

Если сегодня мы намерены развиваться ускоренными темпами — нам придется инвестировать не только в транспортную или промышленную инфраструктуру, не только в сельское хозяйство и прикладную науку. Нам придется все больше средств вкладывать и в культуру, в гуманитарное знание и в народное просвещение.

Нам невозможно притязать на создание большого геополитического и геоэкономического проекта без соответствующего политического, общественно-научного, гуманитарного сопровождения.

Как известно, исключительно экономические соображения далеко не всегда определяют даже, казалось бы, чисто экономические решения.

Например, строительство тоннеля под Ла-Маншем экономически невозможно было оправдать, и он в ближайшей перспективе нескольких десятилетий просто не может окупиться. Решение о его строительстве было чисто политическим. (Надо сказать, что тот бизнес, который строил тоннель, конечно, заработал на нем. Но вот тот бизнес, что занимался паромным сообщением между Британскими островами и континентом — явно проиграл.)

Сегодняшняя Россия не сможет предложить своим евразийским партнерам собственный образовательный проект, привлекательный для них, если она предварительно не выработает соответствующих времени и месту подходов к развитию своего интеллектуального, научно-образовательного потенциала.

Присно поминаемый «Болонский процесс» — не может служить для нашего образования, нашей высшей школы проводником по пути евразийской интеграции, ибо «болонская» идеология и методология выстроены под другой геополитический проект — проект Евросоюза.

А как США не могут видеть в нынешней Европе образец для подражания, так и Россия не должна этого делать — даже если кому-то из высокопоставленных функционеров оттого очень хочется.

Поэтому, вне зависимости от желания или нежелания нынешнего министра Ливанова, нашему Министерству образования придется вновь становиться Министерством народного просвещения: так оно звалось в царское время. Потому что термин «просвещение» несет в себе не только функцию собственно образования, но и не менее важную функцию воспитания.

Министерству этому в ближайшее время придется резко обновляться и браться за разработку нового — собственно российского и евразийского — образовательного и просветительного проекта.

Такого проекта, который способен стать основой и поводом для создания единого пространства образования и просвещения для стран Таможенного союза, а в перспективе — и для Союза Евразийского.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру