25.11.2012

Константин I, митрополит Киевский

КОНСТАНТИН I († 1159), митрополит Киевский (1156—1158), грек.

Рукоположен в митрополиты киевские в Константинополе не позднее осени 1155 г. — скорее всего, по просьбе великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Сменил на кафедре непризнанного в Византии митрополита Климента Смолятича, который незадолго до вступления Юрия в Киев (20 марта 1155) бежал во Владимир-Волынский.

Еще до своего поставления на кафедру Константин получил известность как опытный и знающий богослов. 26 января 1156 г. он выступил на заседании патриаршего синода с речью о жертвоприношении нераздельной Троице во время евхаристии; эта речь была признана основополагающей по данному вопросу.

Вскоре после этого отправился к месту своего пастырского служения. Известие о том, что «уже пошел есть митрополит», на Руси получили еще в марте 1156 г., однако до Киева Константин добрался лишь к лету (или даже осенью) того же года. Здесь его встречали «с честью» великий князь Юрий Владимирович и епископы Мануил Смоленский и Косьма Полоцкий (новгородский епископ Нифонт умер в Киеве 21 апреля того же года, так и не дождавшись приезда митрополита).

По прибытии в Киев Константин принял самые жесткие меры против своего соперника Климента Смолятича. Вместе с названными епископами он «испровергъши Климову службу и ставления и створивше божественую службу и благословиша князя Дюргя (Юрия. — А. К.) Володимирича, а потом и дьяконом ставление отда, иже бе Клим ставил митрополит, писаша бо к нему рукописание на Клима». Иными словами, были дезавуированы все действия Климента Смолятича как митрополита, объявлены недействительными все посвящения им в священнический и диаконский сан, и только после письменного осуждения Климента («рукописания») диаконы и священники могли быть утверждены в своих должностях. В течение нескольких ближайших лет были смещены со своих кафедр все епископы — сторонники прежнего митрополита. Церковному проклятию подвергся не только сам Климент Смолятич, но и его покойный покровитель, великий князь Киевский Изяслав Мстиславич († в ноябре 1154). Последняя мера сыграла роковую роль в судьбе митрополита Константина и в конце концов стоила ему кафедры — сын покойного, энергичный владимиро-волынский князь Мстислав Изяславич, так и не простит проклятия своего отца и станет непримиримым врагом митрополита-грека.

Константину не удалось преодолеть раскол в Русской церкви. Как и его соперник Климент, он мог опираться лишь на поддержку князей — прежде всего Юрия Долгорукого и черниговских князей Изяслава Давыдовича († 1161) и Святослава Ольговича († 1164). В тех областях Руси, которые находились под властью Мстислава Изяславича (прежде всего на Волыни), митрополитом по-прежнему считали Климента Смолятича.

Зимой 1156/57 г. Константин вызывает в Киев ростовского епископа Нестора и лишает его кафедры. (Причины этого неизвестны; по свидетельству позднего летописца, Нестор был оклеветан «своими домашними».) В начале 1157 г. вместе со «всеми игуменами» митрополит выступает ходатаем перед Юрием за находящегося в заточении князя-изгоя Ивана Ростиславича Берладника: Юрий повелел привести его в оковах из Суздаля и выдать его непримиримому врагу, своему зятю, галицкому князю Ярославу Владимирковичу Осмомыслу. Летопись приводит слова митрополита, обращенные к Юрию: «Грех ти есть, целовавши к нему хрест держиши в толице нужи, а и еще хощеши выдати на убиство». Обращение иерархов возымело действие, и Юрий вернул Берладника «опять Суждалю окована».

Смерть Юрия Долгорукого (15 мая 1157) и переход великого княжения к Изяславу Давыдовичу (19 мая) не отразились на судьбе Константина. В том же году он ставит на переяславскую кафедру епископа Василия, а на галицкую — Косьму. Последний, возможно, был первым галицким епископом; в таком случае открытие новой епархии в Галиче (ранее подчинявшемся в церковном отношении Владимиру-Волынскому) имело целью ослабление позиций находящегося во Владимире Климента Смолятича. В следующем, 1158 г. Константин ставит на ростовскую кафедру епископа-грека Леона, а 10 августа того же года рукополагает в Киеве новгородского епископа Аркадия (избранного на кафедру в Новгороде еще в 1156 г.). По-видимому, в это же время или ранее им был поставлен новый черниговский епископ — грек Антоний.

По свидетельству поздней Никоновской летописи (XVI в.), в 1157 г. митрополит Константин оправдал ростовского епископа Нестора и возвратил его на ростовскую кафедру. Согласно «Сказанию о праздновании Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери» 1 августа, митрополит Константин вместе с великим князем Суздальским Андреем Юрьевичем Боголюбским (1157—1174) и епископом Нестором стал одним из учредителей этого нового для Руси празднества. (Правда, здесь, кажется, какая-то ошибка, ибо само это празднование, по другим источникам, было установлено в 1164 г., т. е. уже после кончины Константина I; возможно, речь идет о митрополите Константине II.)

22 декабря 1158 г., после неудачи Изяслава Давыдовича у Белгорода, в Киев вступает князь Мстислав Изяславич, и Константину приходится, «Мстислава деля», бежать в Чернигов, к черниговскому князю Святославу Ольговичу. Между тем, исполняя обещание, данное своему дяде, смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу († 1167), Мстислав приглашает того занять киевский престол. Начинаются долгие переговоры между князьями, причем главным камнем преткновения становится вопрос о том, кто займет митрополичью кафедру: Мстислав настаивает на кандидатуре Климента («не будет Костянтин в митропольи, зане клял ми отца»), а Ростислав, напротив, готов признать только Константина, «иже бяше священ патриархом и великим сбором». Наконец, после долгих препирательств, князья договариваются на том, что ни Клименту, ни Константину «не сести… на столе митрополитьстемь», но «иного митрополита привести им ис Царягорода», и 12 апреля 1159 г., на Пасху, Ростислав садится на княжение в Киев.

В том же году митрополит Константин умирает в Чернигове. Летопись рассказывает о необычной просьбе, высказанной им перед смертью: «яко умираючи ему, призва к собе епископа черниговьского Антонья, заклятъ и, глаголя сице: “Яко по умерьтвии моем не погребешь тела моего, но ужемь (веревкой. — А. К.) поверзше за нозе мои, извлечете мя из града и поверзете мя псом на расхытанье”». Епископ Антоний исполнил данное митрополиту обещание, и тело митрополита было брошено на съедением псам; «народи же вси дивишася о смерти его». На следующий день черниговский князь Святослав Ольгович, «здумав с мужи своими и с епископомь, вземше тело его и похорониша в церкви у Святаго Спаса Чернигове».

В летописях XV—XVI вв. рассказывается о необычных знамениях, случившихся в Киеве в те четыре дня, когда тело митрополита пребывало в Чернигове в ожидании погребения: «…и в те во все четыре дни в Киеве возста знамениа страшна, яко не видети солнечных лучь, но бысть тма, точию молниам блистающим, и громная шибениа и тресканиа страшна зело, и ветри, и бури, и вихри силни зело, и многи храмины от основаниа преложи, и двор княжь разби, и многих человек изби… Во граде же Чрънигове бысть в те четыре дни ведро, и воздух благорастворен, и кротко, и тихо, и светлость велиа зело». Это было расценено всеми как явное свидетельство святости почившего иерарха.

Известна печать митрополита Константина I с изображением Божьей Матери и греческой надписью: «Печать проедра Росии Константина».

Митрополит Константин причтен Церковью к лику святых. В XVII в.
в Киеве было известно его Житие (на него есть ссылки в Густынской летописи). Память святителя Константина празднуется 5 июня.

Источники:

Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего извода, Воскресенская, Никоновская, Московский летописный свод конца XV века.

Литература:

Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. Киев, 1913 С. 91—95; Толочко О. Смерть митрополита Константина // Medievalia Ucrainica. Т. 2. Киев, 1992; Толочко П. П. Страсти по митрополитам киевским // ANTIDWPON. К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции: Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI — начала XIII в. М., 2010.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру