Город мастеров
Ролевая игра конкурсного типа
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации городов и различных слоях средневековых ремесленников, подвести их к выводу о значительной роли городов в экономической жизни Западной Европы XII–XIII вв. Путем исполнения ролей горожан и участвуя в решении проблем ремесленников того времени, продолжить развитие образных и логических умений - рассуждать, анализировать, объяснять понятия, аргументировать позицию от лица участников событий.
Опережающее задание: класс разбивается на 5-6 групп по специальностям городских ремесленников. Внутри группы выбирается мастер - руководитель, подмастерья и ученики. Они выполняют предварительные задания: готовят вывеску- эмблему цеха, адрес своей мастерской, девиз и приветствие командам других ремесленников, изучают дополнительную литературу.
Список дополнительной литературы:
1. Басовская Н.И. Средневековый город // Книга для чтения по истории Средних веков / Под ред. Н.И. Запорожец. М., 1986.
2. Брандт М.Ю. История Средних веков. М., 2000.
3. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / Сост. О.В. Волобуев, С.А. Секеринский. М., 1965.
4. История Средних веков. Книга для чтения / Под ред. В.П. Будановой. М., 1999.
5. Миллард Э. История от Средних веков до 1914 года. М., 1996.
6. Сванидзе А.А. Ученик ювелира // Рассказы по истории Средних веков. М., 1996.
7. Слезкина О. Оловянная рука. М., 1956.
8. Эпштейн А.Д. Средневековый город. Средневековые ремесленники // Книга для чтения по истории Средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1969.
9.Хрестоматия по истории Средних веков / Сост. Е.В. Степанова, А.В. Шевеленко. Ч 1. М., 1988.
Вводная часть игры. Учитель отмечает, что сегодня в нашем городе собрались мастера со своими учениками, которые примут участие в необычном соревновании-состязании между ремесленниками различных специальностей. Мы узнаем, кто из них знает лучше средневековый город, цех и ремесло. Жюри из почетных членов городского патрициата и членов городского Совета будет судить выступления.
Выбирается жюри из 4-5 человек. В начале игры ребята рассаживаются по своим "мастерским" под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле. Например, могут быть такие: пекарня, портные, золотых дел мастера, пивовары, оружейники, сапожники.
Учителю следует обратить внимание учеников на то, что тогда люди не умели читать, поэтому вывески должны быть без подписей. Можно изображать свое ремесло с помощью рисунков и знаков.
Каждая команда приветствует других, называет свой адрес и девиз, объясняет профиль мастерской. Например, адрес мастерской может быть таким: " Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа". Девиз пекарей: "Хлеб - всему голова".
Основное содержание и ход игры. Она начинается со сдачи всех присутствующими "профессионального экзамена", который должен подтвердить знание ими основ цехового ремесла и причастность к средневековому ремеслу.
Примерные вопросы экзамена:
Задание 1. Из какого средневекового города приехали мастера данной команды?( В названии города обязательно должен быть слог, означающий "порт", "мост", "замок", "холм", "святой"). Выбрав какой-либо город, каждая команда должна будет назвать как можно больше городов с вышеобозначенной приставкой или корнем, которая есть в названном городе. Например, команда 1 называет своим родным городом Франкфурт - свободный брод. Они должны придумать как можно больше городов со словом "фурт" - брод (Оксфорд, Эрфурт и др.) Команда 2 называет Страсбург (крепость на дороге). Добавляют: Магдебург, Гамбург, Эдинбург и др.
Задание 2. Командам необходимо объяснить крылатые выражения, высказывания и часто употребляемые в средневековом городе слова: а) "вечные подмастерья" - невозможность пробиться в мастера; б) "голубой понедельник" - дополнительный выходной день, за который боролись мастера; в) цех – по-немецки пирушка; г) "заповедная миля" - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю; д) "аттестат о добром поведении" - требования к подмастерьям; е) "городской воздух делает свободным!" - человек, проживший в городе один день, получал свободу; ж) "улица одного человека" - очень узкие улицы города (такая улица существовала и посей день существует в Брюсселе); з) хронист Ричард Девизский: "Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства!" - о городской коммуне; и) "ремесло - наш общий источник пропитания" - средневековая пословица.
Задание 3. Определить, какие из цехов (мастерских), вами представляемых, были самыми богатыми, какие менее. Вот перечень "старших" (т.е. богатых) и "младших" цехов по мере их общественного статуса и богатства:
золотых дел мастера
пекари
мясники
оружейники
портные и сапожники
строители и гончары
(Сведения заимствованы из статьи Г.П. Мельникова о городе в кн: Книга для чтения по истории Средних веков. М., 1999.)
Дополнительное задание: Почему именно в понедельник подмастерья добивались выходного дня? (Многие из них жили в пригородах и возвращались после выходных в город. Жилье они арендовали только на одну неделю. В каждый новый понедельник подмастерья стремились на рынок, где хотели наняться подороже и поменять себе хозяина).
После сдачи экзамена начинаются конкурсы.
1 конкурс. Сочините "похвальное слово" своему городу или своему ремеслу.
Зачитывается отрывок из "Похвального слова городу Нюрнбергу":
Уставы, стражи и законы
В сем граде создают препоны
Для всяких злостных покусительств,
И лучшие из всех правительств -
Наш магистрат - ценим вельми
Любого звания людьми.
2 конкурс. Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой "мастерской".
В рассказ должны войти следующие сведения:
Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.
Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, давить на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается "вечного подмастерья". Чтобы ему стать мастером, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.
Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.
Жюри оценивает "лучшие" истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.
В заключение конкурса зачитывается средневековое стихотворение о средневековом мастере и ремесленнике:
Красильщик, плотник, шапочник и ткач
Обойщик с ними - не пускались вскачь,
Но с важностью, с сознанием богатства,
В одежде пышной цехового братства
Могучего, молясь все время Богу,
Особняком держались всю дорогу.
Сукно добротное, ножи в оправе -
Не модной, а серебряной. Кто равен
Богатством, мудростью таким мужам
Совета и почтенным старшинам,
Привыкнувшим к труду, довольству, холе?
(Дж. Чосер, XV в.)
"Мастерским" предлагается подтвердить цитатами, что мастер являлся уважаемым лицом в средневековом городе.
Конкурс 3. Хозяин мастерской должен зачитать договор о найме ученика. Учащиеся всех групп принимают участие в обсуждении формы и содержания договора с точки зрения их соответствия историческим условиям.
Пример: "Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тениса для изучения ремесла в Кельне. Тенис обязан служить верою 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф".
Конкурс 4. Командам надо рассказать кратко о процессе изготовления изделий в своем цехе (операциях) и дать описание ассортимента товаров (подробная информация содержится в "Книге для чтения по истории Средних веков / Под ред. Сказкина). Далее представляются и обсуждаются шедевры команд. Затем разбирается документ "Из устава ювелиров города Любека":
"Желающий занять положение самостоятельного мастера в цехе должен сделать золотое колечко ажурной работы, английское запястье, даримое при обручении, гравированное и черненое, и кольцо для рукоятки кинжала".
Задание: Подумайте, трудно ли было сделать шедевр? Почему подмастерья должны были сделать шедевр за свой счет?
Конкурс 5. Каждая "мастерская" должна представить устав своего цеха. Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков
защиту тайны своего ремесла
определение четких условий покупки сырья
установление условий производства и сбыта продукции
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены
установление количества работников
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Принципиальные правила устава всех цехов предлагаются в кн: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. М.,1997. С. 85.
1. Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
3. Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.
6. Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
В заключительной части урока обсуждается проблема роли цехов в развитии ремесла. Анализируется документ 1412 года:
"Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии".
Учащимся предлагается найти доводы для обратного утверждения: "Цехи способствовали развитию ремесла".
Домашнее задание: напишите сочинение от имени мастера, подмастерья или ученика о своем ремесле, труде и жизни.
Страница
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |
1
|
След. | Конец
| По стр.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru