Город мастеров
Ролевая игра конкурсного типа
2 конкурс. Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой "мастерской".
В рассказ должны войти следующие сведения:
Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.
Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, давить на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается "вечного подмастерья". Чтобы ему стать мастером, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.
Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.
Жюри оценивает "лучшие" истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.
В заключение конкурса зачитывается средневековое стихотворение о средневековом мастере и ремесленнике:
Красильщик, плотник, шапочник и ткач
Обойщик с ними - не пускались вскачь,
Но с важностью, с сознанием богатства,
В одежде пышной цехового братства
Могучего, молясь все время Богу,
Особняком держались всю дорогу.
Сукно добротное, ножи в оправе -
Не модной, а серебряной. Кто равен
Богатством, мудростью таким мужам
Совета и почтенным старшинам,
Привыкнувшим к труду, довольству, холе?
(Дж. Чосер, XV в.)
"Мастерским" предлагается подтвердить цитатами, что мастер являлся уважаемым лицом в средневековом городе.
Конкурс 3. Хозяин мастерской должен зачитать договор о найме ученика. Учащиеся всех групп принимают участие в обсуждении формы и содержания договора с точки зрения их соответствия историческим условиям.
Пример: "Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тениса для изучения ремесла в Кельне. Тенис обязан служить верою 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф".
Конкурс 4. Командам надо рассказать кратко о процессе изготовления изделий в своем цехе (операциях) и дать описание ассортимента товаров (подробная информация содержится в "Книге для чтения по истории Средних веков / Под ред. Сказкина). Далее представляются и обсуждаются шедевры команд. Затем разбирается документ "Из устава ювелиров города Любека":
"Желающий занять положение самостоятельного мастера в цехе должен сделать золотое колечко ажурной работы, английское запястье, даримое при обручении, гравированное и черненое, и кольцо для рукоятки кинжала".
Задание: Подумайте, трудно ли было сделать шедевр? Почему подмастерья должны были сделать шедевр за свой счет?
Конкурс 5. Каждая "мастерская" должна представить устав своего цеха. Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков
защиту тайны своего ремесла
определение четких условий покупки сырья
установление условий производства и сбыта продукции
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены
установление количества работников
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Принципиальные правила устава всех цехов предлагаются в кн: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. М.,1997. С. 85.
1. Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
3. Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.
6. Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
В заключительной части урока обсуждается проблема роли цехов в развитии ремесла. Анализируется документ 1412 года:
"Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии".
Учащимся предлагается найти доводы для обратного утверждения: "Цехи способствовали развитию ремесла".
Домашнее задание: напишите сочинение от имени мастера, подмастерья или ученика о своем ремесле, труде и жизни.
Страница
2 - 2 из 2
Начало
|
Пред.
|
1
2
|
След. | Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru