"В рай со святой милостыней входят"

Рассказ о Покровском монастыре

Известный русский историк Василий Ключевский верно подметил: "Сила русской благотворительности заключается не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием…"

 

От равноапостольного князя Владимира и до последнего из рода Романовых святого императора Николая II лелеялась на Руси традиция благотворения. Как точно выражались наши прадеды и деды — "в рай со святой милостыней входят". Русские самодержцы первыми жертвовали деньги на храмы Божьи, нищих, калек и убогих, подавая достойный пример милосердия всем гражданам Отечества.

 

Основатели первого русского монастыря преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские заботились не только о духовном воспитании жителей Киева, хотя и считали его своей главной задачей. Киево-Печерский монастырь — это и первая отечественная больница, и первая странноприимница. В основе монашеской жизни отцы-основатели заложили "три добродетели: молитву, смирение и благотворительность".

 

Щедрым благотворителем по праву считался царь Михаил Федорович Романов. В 1635 году он пожертвовал землю в пяти верстах от Москвы для нового Покровского мужского монастыря. Причин для основания монастыря в честь Покрова Божией Матери было сразу три: первая — отец монарха Филарет Никитич скончался в праздник Покрова; вторая — с постройкой новой обители как бы восстанавливался древний Покровский монастырь, сгоревший в Москве во время пожара при Иване Ш. Ну а третья причина — в особенности месторасположения новой обители: Покровский монастырь строился там, где прежде ютились так называемые Убогие дома.

 

В самом начале XVII века здесь, где ныне в десяти минутах ходьбы сверкает вечерними огнями Таганская площадь, находилась "скудельница", т.е. последнее пристанище для московских нищих и бездомных.

 

Убогие дома походили на сараи с ямами, куда опускали тела неимущих странников, умерших внезапно или насильственной смертью, и не успевших перед кончиною исповедать грехи и принять Святых Тайн Христовых. Если не объявлялись родственники умерших, то их тела оставляли в ледниковых ямах без погребения до седьмого четверга после Пасхи или до Покрова Божьей Матери. И только уж тогда, с соблюдением всех необходимых обрядов, священник отпевал христиан православных.

 

Патриарх Филарет в 1619 году постановил хоронить в Убогих домах без отпевания тех, "которые вина обопьются, или зарежутся, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят…"

 

На месте монастыря с начала XVII века стоял в открытом поле Покровский храм. Над живыми и покинувшими этот мир (у Бога мертвых нет, потому как Он "не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38)) Пресвятая Владычица Небесная распростерла Свой благодатный покров, укрывая им всех нуждающихся в Ее защите.

 

Стараниями царя Алексея Михайловича вместо ветхого Покровского храма построили каменный с приделами святых апостолов Петра и Павла, святителей Николая Чудотворца и Ионы митрополита Московского, преподобных Иллариона Великого и Нила Столобенского. Однако и его в 1806 году полностью обновили.

 

Под Покровской церковью погребены: грузинский митрополит Иона (ум. 1821), дети грузинского царя Георгия XII — царевичи Илия (ум. 1854), Окропир (ум. 1857), Ираклий (ум. 1859), дочь имеретинского царя Соломона царевна Дарья (ум. 1827). На монастырском кладбище похоронены выдающиеся миссионеры Русской Церкви, один из них — епископ Дионисий (ум. 1896) — основатель Якутской епархии, переложил на якутский язык Новый Завет и Богослужебные книги, составил якутско-русского словаря.

 

После страшной московской чумы 1770–1772 годов долгое время лишь двум монастырям — Андроникову и Покровскому — позволялось хоронить усопших на своих кладбищах. Поэтому место для погребения в обители весьма почиталось. Родственники умерших христиан жертвовали монастырю богатые вклады на вечное поминовение, а святая обитель, в свою очередь, еще более расширяла благотворительность: открыла в стенах Духовную Семинарию, школу для мальчиков и богадельню для женщин, лазарет для раненых солдат.

 

В 1812 году настоятель Покровского монастыря архимандрит Иона — с ним беседовал однажды в келье император Александр I — вывез все ценное монастырское имущество в Вологду…

 

3 сентября в Покровский монастырь вошли войска Наполеона.

 

Французский генерал велел отвести коней в опустевший храм. А бравые солдаты, мало чем отличавшиеся от "просвещенного" начальника, не найдя в монастыре золота и серебра, бросали в костер иконы, вбивали гвозди в лики святых, обедали на святых престолах и жертвенниках…

 

До неузнаваемости обезобразили Покровский монастырь в ХХ столетии "проклятьем заклейменные". Сначала взорвали колокольню, построенную в последний год XVIII века. Затем, словно прожорливые термиты, "съели" северную и восточную крепостные стены. На древнем кладбище поставили эстраду, детские аттракционы и открыли парк культуры и отдыха. Воскресенский храм, возведенный на монастырской земле в 1854–1855 годах, по их злой воле превратился в спортивный зал, а в Покровской церкви поселились редакция и типография Моссовета…

 

О днях минувших напоминает уцелевшая на треть монастырская стена, разрушенный некрополь, восстанавливаемый храм Вознесения.

 

Началом возрождения Покровского монастыря считается 24 ноября 1994 года. Именно в тот день синодальное постановление утвердило в Москве четвертый женский монастырь.

 

В 1996 году из Ниловой пустыни с озера Селигер привезена в монастырь частица мощей преподобного Нила Столобенского (1). А еще через год монастырь освятила икона святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частицей его мощей (2).

 

8 марта 1998 года случилось долгожданное и радостное событие — на Даниловском кладбище обретены нетленными мощи блаженной старицы Матроны. 1 мая гроб со святыми мощами торжественно перенесли в Покровский монастырь, а еще через год, 2 мая 1999 года, блаженную Матрону причислили к лику святых.

 

Поистине, блаженная Матрона — народная святая! Не кончается живая очередь к ее усыпальнице. Сбываются пророческие слова, сказанные незадолго до смерти Матронушкой: "Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, а я буду вас видеть, и слышать и помогать вам".

 

Встанем и мы в очередь к мощам блаженной Матроны. Час, а то и два пройдет, прежде, чем коснуться наши губы, усыпанной живыми цветами, серебряной гробницы с мощами Матронушки. За это время вся жизнь промелькнет перед глазами, многие поступки переосмыслятся.

 

 

***

Попробуй, дорогой читатель, на минуту сомкнуть веки. Если сон не придет к тебе, глаза хочется вновь открыть — так радостно видеть солнечный свет, голубые небеса, хлопочущую на кухне маму… А ведь есть на земле люди, никогда света Божьего не видевшие — они родились слепыми. Слепой появилась на свет 9 ноября 1881 года в многодетной крестьянской семье в селе Себино Тульской губернии и Матронушка (3). Родители Матронушки — Дмитрий и Наталья Никоновы — жили в бедности. И потому, когда уже немолодая мать будущей святой ощутила в себе новую жизнь, тяжелые мысли начали посещать ее. Но развеялись они после вещего сна.

 

Однажды увидела Наталья белую птицу на своей правой руке. Птица та была с человеческим лицом и закрытыми глазами. Когда родилась слепая дочь, вспомнила матушка пророческий сон.

 

Господь иногда избирает Себе служителей еще до их рождения. "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя", — говорил Всеведущий Бог святому пророку Иеремии. Вот и Матронушку избрал Господь для особого служения, возложив на нее тяжелый крест. Его смиренно и терпеливо несла она всю жизнь.

 

Во время таинства крещения Матронушки купель заблагоухала.

 

— Я много крестил, но такое вижу в первый раз, — удивлялся священник. А затем пророчески произнес: "Младенец этот будет свят".

 

Матронушка, едва научившись ходить, по ночам пробиралась в красный угол избы, снимала с полки иконы и, разложив святые образа на столе, точно с куклами, тихо играла с ними.

 

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Но Господь подарил ей духовное зрение.

 

— Я сейчас уйду, а завтра будет пожар. Но ты не сгоришь", — предупредила она однажды матушку. И, действительно, утром разыгрался в селе пожар — чуть ли не все дома погорели. Но, почти подобравшись к дому Никоновых, пожар вдруг остановился, и переменившийся ветер развернул огонь.

 

По молитве Матронушки люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. Возле дома Никоновых часто останавливались телеги с больными из окрестных сел. Желая отблагодарить Матронушку, крестьяне вручали ее родителям подарки и продукты. Слепая девочка стала главной кормилицей семьи.

 

Дочь местного помещика милостиво приглашала Матронушку в дальние паломнические поездки. В одной из них святой и праведный настоятель Андреевского собора в Кронштадте старец Иоанн благословил Матрону и пророчески произнес: "Вот идет моя смена — восьмой столп России!"

 

Все это, конечно, удивительно. Слепая, неграмотная, а к семнадцати годам лишенная возможности ходить (у Матроны отказали ноги), заслужила такой дар от Бога… Впрочем, и совсем юного Иоанна Кронштадтского уважали в родном селе Сура. Мальчика часто просили помолиться о больных селянах…

 

Видимо, причину необычайных способностей блаженной Матронушки нужно искать в необыкновенной чистоте ее сердца. Ведь только "чистые сердцем Бога узрят" (Мф. 5,8). С самых ранних пор она искала утешение в молитве. Про нее говорили, что она выросла в храме, не пропуская ни одной службы в приходской церкви.

 

После революции Матронушка в 1925 году перебралась в Москву. В родном селе ей стало жить опасно, впрочем, также как и тем, кто искал у нее помощи. Опасность ждала ее и от родных братьев, Михаила и Ивана, активных сельских коммунистов, принявших участие в раскулачивание крестьян…

 

А ведь еще совсем недавно матушка, жалея слепую Матрону, говорила: "Дитя ты мое несчастное!" А девочка отвечала ей: "Я-то несчастная! У тебя Ваня несчастный да Миша". Как в воду глядела Матронушка.

 

Постоянного угла у блаженной в Москве не было. Жила Матронушка, где придется, всегда предугадывая готовящиеся неприятности. Накануне прихода милиции она успевала покинуть место ночлега, и себя оберегая от неволи, и приютивших ее хозяев.

 

Однажды милиционер все-таки подкараулил Матрону. А блаженная и говорит ему: "Иди, иди скорей! У тебя несчастье в доме! Слепая никуда не денется".

 

Милиционер тотчас поехал домой. И надо же — супругу его обожгла керосиновая горелка! Схватил милиционер несчастную женушку и — в больницу.

 

На другой день сослуживцы спрашивают милиционера: "Ну что, забрал слепую?"

 

А он и отвечает:

 

— Слепую я забирать никогда не буду. Она вчера супругу мою спасла от смерти.

 

Еще в начале 1941 года Матронушка предсказала войну. Но как только война началась, она не сомневалась в победе:

 

— Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо.

 

Матронушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые веточки. Она очищала их от коры и молилась. Часто пальцы ее были в крови. Матрона говорила, что духовно находится на полях сражений, помогая нашим воинам.

 

Блаженная старица велела всем передать, что немцы Тулу не возьмут. Так оно и случилось.

 

Лицо Матронушки — необычайно доброе и светлое. А голос — спокойный и ласковый. Людей, приходящих к ней, она часто гладила по голове, осеняя крестным знамением. Иногда шутила, а порой — обличала и наставляла. Но всегда была терпима к человеческим немощам, сострадательна и радостна, никогда не жалуясь на свои болезни и переживания. А ведь иногда приходилось в Москве Матронушке жить в страшных условиях — в едва отапливаемых фанерных домиках, где волосы от холода примерзали к стене, так что отодрать их было невозможно.

 

В дни, когда по Москве шествовали демонстрации мимо "усыпальницы" атеистическому вождю (4), Матрона советовала никому из ближних не выходить на улицу, закрывала окна, форточки, двери.

 

— Народ под гипнозом, сам не свой, — говорила она. — Страшная сила вступила в действие… Эта сила — в воздухе, проникает везде. Раньше в болотах и в лесах дремучих обитала она, потому что люди ходили в храмы, носили крест и дома оберегались образами и лампадами. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога.

 

3 мая 1952 года в Троице-Сергиевой Лавре на панихиду пришла записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны.

 

— Кто подал записку? — взволнованно спросил служащий иеромонах. — Что, она умерла?

 

Многие иноки Лавры хорошо знали и почитали Матрону.

 

И тогда старушка, приехавшая в Лавру с дочерью, подтвердила, что накануне, 2 мая, матушка, исповедовавшись и причастившись, скончалась…

 

Матрону погребли, по ее желанию, на Даниловском кладбище. "После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие. А когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них Господу Богу. И я всем буду помогать и всех услышу", — предсказывала блаженная.

 

Святость всегда удивительна. Подвиг Матронушки особенно ценен, что пришелся на наше, потонувшее в суете и заботах время. Не увидев света дневного, она учила людей духовному зрению. Потеряв возможность ходить, Матронушка помогла многим соотечественникам пройти трудным путем спасения.

 

Память блаженной Матроны празднуется 19 апреля (2 мая).

 

…А очередь к мощам блаженной Матроны в Покровскую церковь не исчезает, наоборот — к вечеру увеличилась. Кого здесь только нет: священнослужители из дальних епархий, сердобольные бабушки с присмиревшими внучатами и даже солдаты в военной форме… Всем помогает Матронушка. Лишь бы обращение наше к ней было искренним и покаянным.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Преподобный Нил Столобенский (ум. 1554) — новгородский чудотворец, основатель Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер, 26 лет провел в подвигах безмолвия.

 

2. Святитель Иннокентий, митрополит Московский — в XIX веке проповедовал Христа на далекой Аляске и Алеутских островах. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1977 году.

 

3. 9 ноября Православная Церковь вспоминает преподобную Матрону Константнопольскую — греческую подвижницу V века. В честь нее и назвали девочку.

 

4. Как только построили Мавзолей у Кремлевской стены, его затопило канализацией. Святой Патриарх Тихон пошутил по этому поводу: "По мощам и елей".


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру