Крепость Духа

Рассказ о Донском монастыре

Если пройти от станции метро "Шаболовская" по одноименной улице метров сто, а затем повернуть на Первый Донской проезд, взору откроется величественная картина — на невысоком холме за шелестящими на ветру ветвями берез, тополей и кленов возвышаются громадные стены Донского монастыря. За ними темнеют тяжелые купола главного монастырского собора, осененные золотыми крестами.

 

Да, русские монастыри не только были призваны духовно оберегать Москву и страну Российскую, но могли, в случае угрозы, постоять за себя. Попробуй, сходу возьми эту цитадель Духа и русской мощи! Любой враг о такие громадные неприступные стены зубы пообломает.

 

На стене Западных врат, что находятся под церковью праведных Захарии и Елисаветы в колокольне, возведенной в 1730–1732 годах, Архангел Михаил держит свиток: "Простираю меч мой на приходящих в чистый дом Божий с нечистыми сердцами"...

 

Осеним себя крестным знамением и войдем с покаянным сердцем в святую обитель, которую, по слову Христову, не одолеют врата ада.

 

Приходилось ли тебе, дорогой читатель, видеть в монастырях танки, бронетранспортеры, зенитки? Думаю, что нет. А вот в Донском монастыре замерли возле входа бронемашины времен Великой Отечественной войны. Зачем они здесь, от кого монахи обороняться собрались?

 

На каждой грозной машине красными буквами начертано — "Дмитрий Донской". В годы Великой войны, когда немецкие войска вторглись в наши земли, Русская Православная Церковь, несмотря на двадцать предшествующих лет страшных гонений, поднялась на защиту Отечества. По всей стране в уцелевших православных храмах зазвучали молебны о даровании победы над фашистами. В приходах по копеечке собирались деньги для армии, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.

 

В то суровое время православные священники, миряне, оставшиеся в тылу, живя в холоде и впроголодь, собрали по всей стране восемь миллионов рублей на вооружение танковой колонны. И назвали непобедимую колонну "Дмитрий Донской".

 

В Большом соборе Донской Божьей Матери, с правой стороны от центрального входа, находится икона святого и благоверного князя Дмитрия Донского. Вглядываясь в иконописный лик, вспомним о благочестивой и праведной жизни Великого князя Дмитрия — славного защитника Отечества, чье светлое имя во все века вдохновляло наш народ на жертвенные подвиги во славу России.

 

***

Недолго жил на белом свете Великий князь Иоанн, прозванный в народе Кротким. В ноябре 1359 года на тридцать третьем году жизни простилась незлобивая его душа с этим миром. Последние минуты Иоанн посвятил небу и умер монахом.

 

Осталось у Иоанна от брака с княгиней Александрой двое сыновей. Старшего, девятилетнего, звали Дмитрием.

 

Осиротевшую княжескую семью приголубил митрополит Московский Алексий — добрый и мудрый пастырь, слава о котором разлетелась не только по всей земле Русской, но и далеко за ее пределами.

 

Когда Дмитрий избрал себе нареченную супругу Евдокию, митрополит Алексий назначил им духовника — игумена Феодора из Симонова монастыря, приходившегося племянником настоятелю Троицкого монастыря — преподобному Сергию Радонежскому.

 

Святой Радонежский чудотворец крестил детей Великого князя...

 

В 1377 году татары дерзнули в очередной раз напасть на новгородские и рязанские земли. Но Русь уже не была такой, как прежде. За Московским князем к берегам реки Вожи навстречу злобным кочевникам вышли владимирцы и новгородцы, тверичи и ярославцы, суздальцы, переяславцы, звенигородцы... Неслыханное дело! Русские подняли меч на непобедимых воинов хана, словно забыли о столетнем унижении и рабстве!

 

И то была первая победа над погаными.

 

— Отступило время от них. Господь же с нами! — сдержанно ликовал Великий князь Московский, оглядев вокруг брошенные шатры, юрты, телеги и тысячи тел татарских воинов — распростертых, заколотых, порубленных.

 

А страшный хан Мамай, бешеной злобою и яростью съедаемый, рвал из бороды своей смоляные волосья и грозил кулаком в сторону Москвы: "Отомщу-у! В крови утоплю-уу…"

 

В конце июля 1380 года на княжеский двор влетел взмыленный конь. Гонец, отряхивая с одежды дорожную пыль, побежал в палаты к Великому князю. Привез гонец недобрую весть — Мамай собрал огромное войско из ордынцев, половцев, черкасов, фрягов и идет на Москву.

 

Москва приняла этот вызов. Пришло время обнажить меч и постоять за родную землю.

 

Великий грохот и звон стоял над Москвой. Уходили под Коломну закованные в доспехи русские воины. Тяжело и грозно гудел набатный колокол, ободряя людей на страшную битву.

 

Но перед тем как обрушиться на врага, следует хорошенько помолиться и благословение на бой испросить. У кого же просить? Умер святой митрополит Алексий и есть ли теперь другой такой человек на Руси, которому можно доверить сие великое дело?

 

Конечно, есть! Не перевелись на Руси святые молитвенники. Но тот, к кому отправился Дмитрий Иванович, был великим из великих. Ему вся Русь верила. К святому игумену Троицкого монастыря, молитвеннику и чудотворцу старцу Сергию прискакал Московский князь с отборной дружиною вечером 15 августа.

 

Отзвенела в монастыре преподобного короткая августовская ночь. Отлетели в небеса заключительные слова молитв ранней Литургии. На монастырском дворе фыркали и трясли гривами запряженные кони, готовые умчать хоть на край света своих удалых седоков.

 

— Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти помощник и заступник! — воскликнул игумен Радонежский с крыльца Троицкого храма.

 

Святой водою окропил он и осенил крестом широкоплечих воинов. А потом, обращаясь к Великому князю, святой Сергий тихо произнес:

 

— Сумеешь победить супостатов, как и подобает тебе.

 

Неслыханным благословением одарил тридцатилетнего князя преподобный игумен. Двух детей своих духовных — схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю — отдал святой Сергий на священную войну Добра со злом, Света с тьмою.

 

Два высоких мужественных инока вышли из-за спины Радонежского чудотворца, облаченные в черные монашеские одежды с вышитыми белыми крестами. И, взглянув в их глаза и глубокие проницательные очи Сергия, сердцем почувствовал князь — все будет по слову преподобного.

 

На берегу реки Непрядвы, на широком поле Куликовом, 8 сентября 1380 года готовилась знаменитая битва. За день до ее начала Великий князь получил из Троицкого монастыря просфору и послание:

 

— Не медли, князь, — узнал тотчас Дмитрий почерк святого игумена. — Иди на неверных, и победа будет за тобою.

 

Ах, как вовремя принес инок Нектарий письмо от Сергия Радонежского! Коварные литовцы, ведомые князем Ягайло, спешили навстречу Мамаю, чтобы объединиться против русских.

 

— Братья мои! — за мгновение до кровавой сечи прокричал Великий князь. — Примем, братья, время брани нашей! Настал праздник Рождества Богородицы, Заступницы нашей, и преподобный Сергий благословляет нас в сей день на святую битву! А если смерть нам суждена, то не без пользы, не без смысла для нас эта смерть, но в жизнь вечную!

 

На помощь Московскому князю подоспели и донские казаки. Привезли они с собою на Куликово поле икону Богородицы из Благовещенской церкви городка Сипотина.

 

Образ Матери Божьей укрепили казаки на древке, словно хоругвь, осеняя им перед боем русские полки.

 

Икона эта вскоре стала одной из самых чтимых святынь на Руси и получила название Донской.

 

Соскочил Великий князь с удалого коня, снял с себя сверкающую кольчугу и алый плащ и облачился в доспехи простого воина.

 

— Опомнись, князь, что ты делаешь? — обратились к нему бояре. — Не следует тебе во главе войска сражаться, — предупреждали Дмитрия воеводы. Но отступили под его грозным взором.

 

Перед началом битвы выехал на вороном коне из татарского войска великан Челубей. Шириной он был в сажень, а масляная круглая рожа его наводила страх даже на лошадей — кони вокруг Челубея приседали и пятились.

 

— Эй, вы! Выходи против меня! Любого прибью, смерды вонючие! — хохотал татарин.

 

Князь Дмитрий, рассвирепев от такой наглости, сам уж хотел выйти на бой. Но вдруг видит — на белом коне, облаченный в монашескую схиму, мчится к нему Александр Пересвет.

 

— Этот печенег ищет себе подобного. Я хочу с ним силой помериться! Отцы и братья, помолитесь за меня, грешного! — молвил Пересвет.

 

— С Богом! — ответил князь.

 

Хлестнули коней поединщики. На полном скаку вонзили друг в друга тяжелые копья. Толстое копье Пересвета насквозь продырявило брюхо татарина. Однако и русский богатырь, хотя и удержался в седле, был смертельно в той схватке ранен.

 

Всю битву, будто рядом с Куликовым полем стоял, видел преподобный старец Сергий. То и дело в деревянном храме на Маковце, тяжко вздыхая и проливая слезы, называл он инокам имена павших князей, бояр, воевод… И они молились за каждого, пока не возвестил падающий от усталости седой игумен, что покарал наконец Господь нечестивых ордынцев.

 

— О, великая Бога христианская! — тем временем стонал от горя и злобы Мамай. Черными ногтями царапал хан свою бритую башку, видя с высокого холма, как бежит от русской лавины его непобедимое войско.

 

Вскочил Мамай на коротконогую рыжую кобылу и впереди войска помчался на восток, назад в Орду, проклиная последний поход.

 

Да, великую победу одержали русичи. Не сплотись они тогда в единый кулак, пропала бы Москва, а с нею и земля русская. Из каждых десяти лишь восемь воинов вернулись домой. Остальные остались навечно в раздольном Куликовом поле. Честь им и слава!

 

Двух врагов одолел на Куликовом поле князь Дмитрий. Войско Ягайло, стоявшее в 30 верстах от Мамая, после победы русских припустилось в Литву. Да так скоро, что его не могли догнать самые легкие наши отряды.

 

Господь сохранил для Отечества драгоценную жизнь Дмитрия Ивановича. Поздно вечером, когда вязкий синий сумрак медленно обволакивал землю, нашли бояре отважного князя. Лежал он, придавленный мертвым конем. Тело его распухло от ран, но ни стрела, ни сабля не пробили доспехи.

 

За эту победу народ назвал князя Дмитрия Донским.

 

 

Через девять лет после битвы на Непрядве Великий князь скончался. Тяжелыми были раны Куликовской битвы. Страшным оказалось дыхание степного дракона, который в 1382 году дотянулся-таки до Москвы и спалил ее. Это хан Тохтамыш отомстил русичам за поражение на Куликовом поле. Но, даже сделавшись на время пустыней, Москва не поклонилась Орде. Быстро отстроила церковки с золотыми маковками, княжеские терема, посадские дворы, обновила каменные стены Кремлевские.

 

И только Великому князю не суждено налюбоваться воскресшей из пепла Москвой, пройтись вдоль мощных Кремлевских стен и башен. Оставил он супругу Евдокию вдовой и детей — сиротами.

 

Перед смертью Дмитрий Донской завещал сыновьям:

 

"Вы, дети мои, — заодно. А матери своей слушайтесь во всем. Если кто из сыновей моих умрет, то княгиня наделит его уделом остальных сыновей: кому что даст она, то тому и есть; дети мои из воли ее да не выйдут. Который сын не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения..."

 

Слабеющей рукой Дмитрий Донской благословил сына Василия на царство, назвал ему надежных советников и вельмож, обнял Евдокию, каждого из сыновей и едва слышно промолвил: "Бог мира да будет с вами!" Сложил руки на груди крестом и мирно скончался.

 

Трапезундский митрополит Феогност, гостивший в то время в Москве, отпел народного любимца и победителя татар в соборе Архангела Михаила. Там же и погребли Великого князя. Проститься с Дмитрием Донским пришел из Троицкого монастыря игумен Сергий.

 

Память благоверного Великого князя Дмитрия Донского Церковь отмечает 1 июня (19 мая).

 

***

Велик главный собор Донского монастыря, освященный в 1698 году после пятнадцати лет строительных работ. Не в каждом храме встретишь иконостас в восемь рядов. А здесь Ветхозаветные, Пророческие, Праздничные, Деисусные ряды образуют грандиозную иконописную стену, отделяющую храм от его Святая Святых — алтаря, где ежедневно совершается Таинство Евхаристии.

 

В местном ряду иконостаса, справа от Царских врат, накрытая позолоченной сенью, украшенная со всех сторон живыми цветами, под стеклом хранится Донская икона Божьей Матери. Икона эта — чтимый список (написан в середине XVI века) с чудотворного образа Матери Божьей Донской, во все века хранившейся в Благовещенском соборе Кремля.

 

Именно Донская икона Богородицы вдохновляла русских ратников во главе с князем Дмитрием в Куликовской битве.

 

Донская икона — велика по размеру, принадлежит к иконографическому типу икон "Умиление". Многим схож этот дивный образ с Владимирской иконой. Матерь Божья нежно прижимает к щеке Богомладенца Христа. Все та же в глазах Богородицы просветленная печаль. Предчувствует Пресвятая Дева, какие страдания ожидают Ее Сына, пришедшего в мир ради спасения людей.

 

Чудный образ… Поговорим о нем подробнее.

 

***

Минуло больше двух столетий с тех пор, как Донская икона прославилась на поле Куликовом. Многое изменилось в Москве и в государстве Российском. А что осталось прежним — так это ненависть иных иноземных держав ко Святой Руси и Православию.

 

В 1591 году вторглись в русские земли крымские татары. Хан Казы-Гирей привел татарские полки к Москве в то время, когда многие наши воины находились под Новгородом, отбивая атаки шведов.

 

Татары уже поили коней своих в реке Котлы, что возле Воробьевых гор, расставили пестрые шатры, готовясь к решающему сражению за Кремль.

 

В то время царствовал на Руси сын Ивана Грозного — тихий и набожный Федор Иоаннович.

 

— Пусть патриарх и митрополиты обнесут с Крестным ходом городские стены Донским образом Матери Божьей, — отдал приказ царь Федор, уповая больше не на силу оружия, а на заступничество Царицы Небесной. — А когда начнется битва, чудотворную икону поместите среди войска.

 

— Да будет по слову твоему, государь, — отвечали бояре. — Донская икона на Куликовом поле пособила Великому князю Димитрию одолеть сыроедцев.

 

Помолчав минуту-другую, царь проговорил:

 

"Ночью мне после усердной молитвы голос был. Матерь Божья обещала Свою помощь…"

 

Всю ночь накануне битвы царь молился перед Донской иконой.

 

Начался бой.

 

И тут случилось невероятное — татары, численно превосходившие русских в несколько раз, дрогнули. Бросая в панике оружие и раненых, вдруг метнулись они наутек, точно их какая сила неведомая погнала.

 

Знали русские — в чем тут дело и кто за Москву заступился.

 

В память о чудесно дарованной победе царь Федор Иоаннович велел в том же 1591 году основать монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богородицы во время битвы.

 

По имени иконы монастырь назвали Донским.

 

Снова неймется врагам России. В 1646 году крымские царевичи Калга и Нурадын вторглись в Русские земли. Царь Алексей Михайлович, чтобы отвратить надвигающуюся на Москву угрозу, молился перед образом Донской Божьей Матери в Благовещенском храме Кремля. А затем с Крестным ходом отправился вместе с чудотворной иконой к Донскому монастырю.

 

Татар разбили в том же месяце на Курской земле.

 

Предполагают, что Донская икона, находящаяся в московском монастыре, написана иконописцем Феофаном Греком, учителем преподобного Андрея Рублева. На обратной ее стороне изображено Успение Пресвятой Богородицы.

 

Церковь установила празднование Донской иконе 19 августа (1 сентября).

 

***

В Большом соборе Донского монастыря покоятся нетленные мощи Святейшего патриарха Тихона (зимой они переносятся в Малый храм). Последние годы жизни святитель Тихон провел в Донском монастыре, где и нашел вечное упокоение после великих трудов во славу Церкви Христовой.

 

Святой Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в городке Торопце в семье священника. В Духовной Семинарии студенты за кроткий нрав, рассудительность и склонность к созерцанию прозвали его "патриархом". По окончании Петербургской Духовной Академии Василия направили преподавать Богословие в Псковскую Семинарию.

 

Вскоре он принял монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. А в тридцать три года стал епископом Алеутской и Аляскинской епархии. Святитель Тихон из Сан-Франциско перенес кафедру в Нью-Йорк, где вскоре, благодаря его трудам, вырос в центре города, на севере Манхеттена, на пересечении улиц 97-й и Медиссон, Свято-Николаевский собор.

 

Строил святитель в Канаде и США храмы Божьи, переводил на английский для своих новых прихожан Божественную Литургию. А в Пенсильвании будущий патриарх основал Свято-Тихоновский монастырь, где и поныне находится Духовная Семинария.

 

В 1907 году святителя Тихона перевели в Россию. Пройдет всего десять лет и 21 ноября 1917 года он возглавит Церковь в один из самых драматичных моментов ее истории.

 

6 мая 1922 года святителя арестовала дорвавшаяся до власти свора грабителей и палачей. Конечно, нелегко им было выслушивать слова, брошенные с амвона патриархом: "Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую борьбу… Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха…"

 

Власть разжигала разногласия и расширяла внутренний раскол в Православной Церкви, встав на сторону обновленцев. Раскольникам позволялось открывать духовные школы, печатать собственные газеты и журналы, им даже был отдан Храм Христа Спасителя, где весной 1923 года они провели лжесобор. После этого епископы-обновленцы принесли заключенному патриарху постановление о лишении его "сана и звания патриарха", а также о лишении его монашества.

 

Патриарх Тихон написал на постановлении: "Прочел. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решения признать не могу…"

 

Безбожная власть предложила патриарху Тихону выехать за границу на постоянное жительство.

 

— Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела, — отвечал святой патриарх.

 

Многие епископы, введенные в заблуждение раскольниками-обновленцами, вскоре поняли свою ошибку и каялись перед патриархом. В Малом соборе монастыря, построенном в 1591-1593 годах, в августе 1923 года принес публичное покаяние в грехе против Церкви будущий первосвятитель Сергий Страгородский.

 

Простой же народ всегда оставался верен патриарху Тихону.

 

7 апреля 1925 года святой Тихон отошел в блаженную вечность. Перед кончиной он трижды произнес: "Слава Тебе, Господи!" Дважды слабеющей рукой перекрестил себя. А для третьего крестного знамения уже не хватило сил…

 

В Вербное воскресенье 1925 года Москва хоронила своего патриарха. Весь громадный двор Донского монастыря заполнил народ, стоявший так тесно, словно в многолюдном храме в Пасхальную ночь. Монастырские стены, башни, крыши соседних домов, деревья, памятники — все было усыпано людьми…

 

Погребли патриарха в Малом Донском соборе, куда допустили лишь немногих архиереев.

 

Через два года обитель закрыли. Поползли слухи, что мощи патриарха вывезли из монастыря и сожгли. И это могло случиться. Но мудрые пастыри Церкви так похоронили Святейшего, что чекисты не смогли найти его гроба.

 

И вот 19 февраля 1991 года через два года после прославления святителя Тихона к лику святых, мощи его обнаружили в Малом храме, в глубоко замаскированном склепе.

 

Святые мощи патриарха Тихона, пролежав в земле 67 лет, почти не подверглись тлению. На его груди превратилась в пыль одетая в серебро костяная Панагия (1). Однако мощи самого святителя смерть не разрушила.

 

Святитель Тихон — третий русский патриарх, прославленный в ликах святых, вслед за Иовом и Ермогеном.

 

Медленно ступая по дорожкам древнего Донского кладбища, набрел я на могилу писателя Ивана Шмелева. Умерший и погребенный во Франции, автор "Лета Господня", "Неупиваемой чаши" в начале XXI века вернулся на родину.

 

Безумная русская вьюга отбушевала, утихомирилась. Должно же, наконец, и над нашей землею "не мертвое солнце" взойти…(2) Возвращение в Россию Ивана Шмелева вселяет такую надежду.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Панагия — икона, носимая архиереями на груди. Панагией также называют освященную просфору, возносимую в честь Пресвятой Богородицы.

 

2. Иван Сергеевич Шмелев посвятил повесть "Солнце мертвых" расстрелянному во время революции сыну.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру