Крепость Духа

Рассказ о Донском монастыре

Через девять лет после битвы на Непрядве Великий князь скончался. Тяжелыми были раны Куликовской битвы. Страшным оказалось дыхание степного дракона, который в 1382 году дотянулся-таки до Москвы и спалил ее. Это хан Тохтамыш отомстил русичам за поражение на Куликовом поле. Но, даже сделавшись на время пустыней, Москва не поклонилась Орде. Быстро отстроила церковки с золотыми маковками, княжеские терема, посадские дворы, обновила каменные стены Кремлевские.

 

И только Великому князю не суждено налюбоваться воскресшей из пепла Москвой, пройтись вдоль мощных Кремлевских стен и башен. Оставил он супругу Евдокию вдовой и детей — сиротами.

 

Перед смертью Дмитрий Донской завещал сыновьям:

 

"Вы, дети мои, — заодно. А матери своей слушайтесь во всем. Если кто из сыновей моих умрет, то княгиня наделит его уделом остальных сыновей: кому что даст она, то тому и есть; дети мои из воли ее да не выйдут. Который сын не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения..."

 

Слабеющей рукой Дмитрий Донской благословил сына Василия на царство, назвал ему надежных советников и вельмож, обнял Евдокию, каждого из сыновей и едва слышно промолвил: "Бог мира да будет с вами!" Сложил руки на груди крестом и мирно скончался.

 

Трапезундский митрополит Феогност, гостивший в то время в Москве, отпел народного любимца и победителя татар в соборе Архангела Михаила. Там же и погребли Великого князя. Проститься с Дмитрием Донским пришел из Троицкого монастыря игумен Сергий.

 

Память благоверного Великого князя Дмитрия Донского Церковь отмечает 1 июня (19 мая).

 

***

Велик главный собор Донского монастыря, освященный в 1698 году после пятнадцати лет строительных работ. Не в каждом храме встретишь иконостас в восемь рядов. А здесь Ветхозаветные, Пророческие, Праздничные, Деисусные ряды образуют грандиозную иконописную стену, отделяющую храм от его Святая Святых — алтаря, где ежедневно совершается Таинство Евхаристии.

 

В местном ряду иконостаса, справа от Царских врат, накрытая позолоченной сенью, украшенная со всех сторон живыми цветами, под стеклом хранится Донская икона Божьей Матери. Икона эта — чтимый список (написан в середине XVI века) с чудотворного образа Матери Божьей Донской, во все века хранившейся в Благовещенском соборе Кремля.

 

Именно Донская икона Богородицы вдохновляла русских ратников во главе с князем Дмитрием в Куликовской битве.

 

Донская икона — велика по размеру, принадлежит к иконографическому типу икон "Умиление". Многим схож этот дивный образ с Владимирской иконой. Матерь Божья нежно прижимает к щеке Богомладенца Христа. Все та же в глазах Богородицы просветленная печаль. Предчувствует Пресвятая Дева, какие страдания ожидают Ее Сына, пришедшего в мир ради спасения людей.

 

Чудный образ… Поговорим о нем подробнее.

 

***

Минуло больше двух столетий с тех пор, как Донская икона прославилась на поле Куликовом. Многое изменилось в Москве и в государстве Российском. А что осталось прежним — так это ненависть иных иноземных держав ко Святой Руси и Православию.

 

В 1591 году вторглись в русские земли крымские татары. Хан Казы-Гирей привел татарские полки к Москве в то время, когда многие наши воины находились под Новгородом, отбивая атаки шведов.

 

Татары уже поили коней своих в реке Котлы, что возле Воробьевых гор, расставили пестрые шатры, готовясь к решающему сражению за Кремль.

 

В то время царствовал на Руси сын Ивана Грозного — тихий и набожный Федор Иоаннович.

 

— Пусть патриарх и митрополиты обнесут с Крестным ходом городские стены Донским образом Матери Божьей, — отдал приказ царь Федор, уповая больше не на силу оружия, а на заступничество Царицы Небесной. — А когда начнется битва, чудотворную икону поместите среди войска.

 

— Да будет по слову твоему, государь, — отвечали бояре. — Донская икона на Куликовом поле пособила Великому князю Димитрию одолеть сыроедцев.

 

Помолчав минуту-другую, царь проговорил:

 

"Ночью мне после усердной молитвы голос был. Матерь Божья обещала Свою помощь…"

 

Всю ночь накануне битвы царь молился перед Донской иконой.

 

Начался бой.

 

И тут случилось невероятное — татары, численно превосходившие русских в несколько раз, дрогнули. Бросая в панике оружие и раненых, вдруг метнулись они наутек, точно их какая сила неведомая погнала.

 

Знали русские — в чем тут дело и кто за Москву заступился.

 

В память о чудесно дарованной победе царь Федор Иоаннович велел в том же 1591 году основать монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богородицы во время битвы.

 

По имени иконы монастырь назвали Донским.

 

Снова неймется врагам России. В 1646 году крымские царевичи Калга и Нурадын вторглись в Русские земли. Царь Алексей Михайлович, чтобы отвратить надвигающуюся на Москву угрозу, молился перед образом Донской Божьей Матери в Благовещенском храме Кремля. А затем с Крестным ходом отправился вместе с чудотворной иконой к Донскому монастырю.

 

Татар разбили в том же месяце на Курской земле.

 

Предполагают, что Донская икона, находящаяся в московском монастыре, написана иконописцем Феофаном Греком, учителем преподобного Андрея Рублева. На обратной ее стороне изображено Успение Пресвятой Богородицы.

 

Церковь установила празднование Донской иконе 19 августа (1 сентября).

 

***

В Большом соборе Донского монастыря покоятся нетленные мощи Святейшего патриарха Тихона (зимой они переносятся в Малый храм). Последние годы жизни святитель Тихон провел в Донском монастыре, где и нашел вечное упокоение после великих трудов во славу Церкви Христовой.

 

Святой Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в городке Торопце в семье священника. В Духовной Семинарии студенты за кроткий нрав, рассудительность и склонность к созерцанию прозвали его "патриархом". По окончании Петербургской Духовной Академии Василия направили преподавать Богословие в Псковскую Семинарию.

 

Вскоре он принял монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. А в тридцать три года стал епископом Алеутской и Аляскинской епархии. Святитель Тихон из Сан-Франциско перенес кафедру в Нью-Йорк, где вскоре, благодаря его трудам, вырос в центре города, на севере Манхеттена, на пересечении улиц 97-й и Медиссон, Свято-Николаевский собор.

 

Строил святитель в Канаде и США храмы Божьи, переводил на английский для своих новых прихожан Божественную Литургию. А в Пенсильвании будущий патриарх основал Свято-Тихоновский монастырь, где и поныне находится Духовная Семинария.

 

В 1907 году святителя Тихона перевели в Россию. Пройдет всего десять лет и 21 ноября 1917 года он возглавит Церковь в один из самых драматичных моментов ее истории.

 

6 мая 1922 года святителя арестовала дорвавшаяся до власти свора грабителей и палачей. Конечно, нелегко им было выслушивать слова, брошенные с амвона патриархом: "Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую борьбу… Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха…"

 

Власть разжигала разногласия и расширяла внутренний раскол в Православной Церкви, встав на сторону обновленцев. Раскольникам позволялось открывать духовные школы, печатать собственные газеты и журналы, им даже был отдан Храм Христа Спасителя, где весной 1923 года они провели лжесобор. После этого епископы-обновленцы принесли заключенному патриарху постановление о лишении его "сана и звания патриарха", а также о лишении его монашества.

 

Патриарх Тихон написал на постановлении: "Прочел. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решения признать не могу…"

 

Безбожная власть предложила патриарху Тихону выехать за границу на постоянное жительство.

 

— Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела, — отвечал святой патриарх.

 

Многие епископы, введенные в заблуждение раскольниками-обновленцами, вскоре поняли свою ошибку и каялись перед патриархом. В Малом соборе монастыря, построенном в 1591-1593 годах, в августе 1923 года принес публичное покаяние в грехе против Церкви будущий первосвятитель Сергий Страгородский.

 

Простой же народ всегда оставался верен патриарху Тихону.

 

7 апреля 1925 года святой Тихон отошел в блаженную вечность. Перед кончиной он трижды произнес: "Слава Тебе, Господи!" Дважды слабеющей рукой перекрестил себя. А для третьего крестного знамения уже не хватило сил…

 

В Вербное воскресенье 1925 года Москва хоронила своего патриарха. Весь громадный двор Донского монастыря заполнил народ, стоявший так тесно, словно в многолюдном храме в Пасхальную ночь. Монастырские стены, башни, крыши соседних домов, деревья, памятники — все было усыпано людьми…

 

Погребли патриарха в Малом Донском соборе, куда допустили лишь немногих архиереев.

 

Через два года обитель закрыли. Поползли слухи, что мощи патриарха вывезли из монастыря и сожгли. И это могло случиться. Но мудрые пастыри Церкви так похоронили Святейшего, что чекисты не смогли найти его гроба.

 

И вот 19 февраля 1991 года через два года после прославления святителя Тихона к лику святых, мощи его обнаружили в Малом храме, в глубоко замаскированном склепе.

 

Святые мощи патриарха Тихона, пролежав в земле 67 лет, почти не подверглись тлению. На его груди превратилась в пыль одетая в серебро костяная Панагия (1). Однако мощи самого святителя смерть не разрушила.

 

Святитель Тихон — третий русский патриарх, прославленный в ликах святых, вслед за Иовом и Ермогеном.

 

Медленно ступая по дорожкам древнего Донского кладбища, набрел я на могилу писателя Ивана Шмелева. Умерший и погребенный во Франции, автор "Лета Господня", "Неупиваемой чаши" в начале XXI века вернулся на родину.

 

Безумная русская вьюга отбушевала, утихомирилась. Должно же, наконец, и над нашей землею "не мертвое солнце" взойти…(2) Возвращение в Россию Ивана Шмелева вселяет такую надежду.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Панагия — икона, носимая архиереями на груди. Панагией также называют освященную просфору, возносимую в честь Пресвятой Богородицы.

 

2. Иван Сергеевич Шмелев посвятил повесть "Солнце мертвых" расстрелянному во время революции сыну.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру