Патриарх всея Руси

Рассказ о житии святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

Различными путями приходят люди к духовному совершенству... Иные уходят от мира, становятся отшельниками, другие несут возложенный на них крест в миру. Каждому, человеку открывает Господь свой путь к спасению…

 

Мы знаем из Евангелия, как на дороге в Дамаск явился Господь злому гонителю христиан Савлу, и Савл превратился в апостола Павла... Известны из Житий явления Святых, Богородицы, и даже Самой Пресвятой Троицы…

 

Это знаки особого избранничества, особого предназначения, которое должен исполнить святой в своей земной жизни…

 

И казанский священник Ермолай, хотя он по-прежнему продолжал служить в Никольской церкви, уже нес, как это видно из составленной им молитвы, печать такого избранничества. Избран он был самой Чудотворной иконой Божией Матери Казанской, и с этой иконой и предстояло ему совершить великий подвиг спасения России.

 

После кончины своей супруги Ермолай принимает монашеский постриг и становится Гермогеном.

 

Весь путь начального монашеского послушания и делания он прошел, еще находясь в миру, и сразу после пострига Гермогена избирают архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

 

Монастырь в 1579 году сильно пострадал от пожара…

 

Новопоставленному архимандриту предстояло восстановить его. Надо было отстроить сгоревшие здания, чтобы продолжить дело первосвятителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа.

 

"И мне недостойному, — скажет потом святитель Гермоген, — случилось в той святой обители быть пятому по нем(2) стоять на месте его и жезл его держать в руке своей".

 

С миссией этой Гермоген справился.

 

Три года провел он в неусыпных трудах по восстановлению обители, а затем 13 мая 1589 года был возведен на Казанскую кафедру…

 

Однако прежде, чем перейти к рассказу о святительской деятельности Гермогена, отметим сколь знаменательным было избрание его архимандритом сгоревшей в пожаре 1587 года обители.

 

Мы говорили, что иерей Ермолай был избран для своего святительского подвига самой Чудотворной иконой Божьей Матери Казанской…

 

И разве не символично, что, принимая в 1587 году постриг и становясь архимандритом сгоревшего монастыря, он словно бы переносится по времени назад на семь лет, на руины пожара, в котором и был обретен Чудотворный образ?

 

Это знаменательное совпадение, как бы подтвердило, что именно с того момента, когда поднял он Чудотворный образ Казанской Божией Матери и начало отсчитываться время его иноческого служения…

 

4.

Семнадцать лет занимал митрополит Гермоген Казанскую кафедру.

 

Отметим еще одно знаменательное совпадение.

 

Святительское служение Гермогена началось в 1589 году. Этот год памятен в истории Русской Православной Церкви введением патриаршества. 25 января в Успенском соборе Кремля был посвящен в этот сан первый русский патриарх Иов.

 

Царица Ирина сказала тогда: "Отныне возвеличением митрополита Руси в сан Патриарший умножилась слава Российского царства по всей вселенной. Этого давно желали князья русские и этого, наконец, достигли"…

 

Ну, а к следующему 1590 году относятся долгожданные успехи в войне со шведами. После осады Нарвы шведы запросили перемирия. Россия вернула себе Ям, Копорье, Иван-Город и все побережье между Невой и Нарвой…

 

Казалось бы, наконец-то, обретает страна то, к чему стремилась, то, ради чего шла на бесконечные жертвы. Сколько было пролито крови московскими князьями и царями, сколько совершено предательств и жестокостей, чтобы выкорчевать, выжечь из сознания русских людей удельную психологию, и вот — результат. Страна обретала могучую и неодолимую силу.

 

В 1591 году не ведавшие об этом крымские татары прошли к Москве по Серпуховской дороге, но здесь путь им заслонили русские полки. В бою татары были разбиты наголову, а на месте битвы, там, где стояла палатка с иконой Донской Божией Матери, вырос Донской монастырь.

 

Беда подкралась там, где ее не ждали…

 

За полтора месяца до разгрома татар на Серпуховской дороге, в Угличе убили царевича Димитрия…

 

Болью отозвалась по всей Руси эта весть, хотя тогда еще никто и не догадывался, сколь трагичными окажутся последствия угличской трагедии.

 

И в 1598 году, когда умер, не оставив наследника, царь Федор Иоаннович, и вместе с ним пресеклась династия московских государей, еще надеялись избежать беды. Собравшийся в Москве Земский Собор избрал тогда на царство Бориса Годунова.

 

Несчастливым для страны оказалось правление родоначальника новой династии.

 

Год за годом шли неурожаи.

 

Только в Москве погибло тогда от голода полмиллиона жителей…

 

И заполыхала крестьянскими восстаниями Русь, а потом в неверных отсветах пожарищ возникла и грозная тень убитого в Угличе царевича… В 1603 году в Польше объявился самозванец, выдававший себя за царевича Димитрия.

 

Был это — Григорий Отрепьев…

 

Сын галицкого сына боярского Богдана Отрепьева Григорий находился в услужении у бояр Романовых. Был он невысокого роста, но широкоплечим и мускулистым… Простоватое лицо его украшала бородавка…

 

Когда Борис Годунов разгромил усадьбы Романовых, Отрепьев спрятался в Чудовом монастыре.

 

Темный и неясный пронесся тогда слух, будто Богородица не велела молиться за Годунова. Жарко стало тогда на московских улицах, заходила, заколотилась в жилах кровь…

 

В этой жаркой духоте и очнулся из исторического небытия монах Григорий. Жарко было в голове, стучала в висках кровь…Дьявол подсказал ему план — выдать себя за наследника русского престола…

 

Далеко не обо всех московских событиях знал на заре святительского служения Гермогена, но читаешь начертанные тогда его рукою слова: "Как бесполезно перо писца без пишущего, как неподвижна и требует делателя стрела без стрелка, налагающего ее на тетиву, или как бездельна и бесполезна цевница без ударяющего по ее струнам, так и мы — если не напишем повесть об этих святых, об обретении честных и чудотворных мощей их и о множестве чудес, то праздными будем и бездельными и окажемся вместе с ленивым рабом, восприняв такое же наказание... Много бо раз вспоминал я [грехи свои] и слезы проливал, зная свое недостоинство. Однако же и то мне в ум пришло, что было бы неправедно погружать в глубину забвения Божии тайны и неизреченные и многомилостивые к нам дарования" — и кажется, что не только о казанских святителях пишет тут митрополит Гермоген, но и о том, что происходит по всей Руси, о той великой повести наказания и спасения земли Русской, что творится по Воле Божией, и окончания которой не может еще знать в конце шестнадцатого века смертный человек, но страницы которой, как будто уже открыты глазам Святителя.

 

5.

Говоря о начале святительского служения Гермогена, не лишним будет напомнить, что Казанская епархия включала присоединенные к России земли, и православие еще не успело укорениться здесь повсеместно.

 

Главной заботой митрополита Казанского и Астраханского Гермогена было продолжение дела, начатого его предшественниками Гурием, Варсонофием, Германом.

 

Печальная картина открылась ему, когда взошел он на святительскую кафедру. Повсюду совершалось утеснение православных. Новообращенные инородцы не ходили в церкви, детей не крестили, кроме жен заводили наложниц… Еще прискорбнее, что многие из русских, живя у зажиточных магометан, тоже отпадали от православия. Повсюду росли мечети…

 

Стремясь выправить положение, Гермоген добился царского указа, по которому казанские власти должны были собрать новокрещенных в особую слободу, наделив их землею. Мечети здесь было запрещено строить, а старые, поставленные по недосмотру властей, приказали разобрать.

 

Гермоген лучше других понимал, что укрепление православия в его епархии, дело не только церковное, но и государственное. Прозревая грядущие испытания, он стремится, как можно прочнее соединить Казанское и Астраханское царства с Россией. Путь к этому был один — усиление православного просвещения и главными помощниками Гермогена в этом деле становились первосвятители казанские(3).

 

И разве не чудесно, что, словно бы услышав зов Гермогена, являются чудотворцы казанским жителям, чтобы помочь своему преемнику в деле православного просвещения…

 

В 1595 году при перестройке Казанского Спасо-Преображенского монастыря удалось обнаружить гробы чудотворцев Гурия и Варсонофия. Прибыв сюда со всем освященным Собором, митрополит Гермоген вскрыл их.

 

Тела угодников Божиих оказались нетленными.

 

Так были обретены их святые мощи.

 

Святитель Гермоген переложил их в ковчеги и поставил над землей для поклонения.

 

Еще в 1592 году святой Гермоген сообщил патриарху Иову, что до сих пор не совершается особого поминовения православных воинов, на костях которых встала христианская и русская Казань.

 

Тогда патриархом Иовом было установлено совершать панихиду по всем убиенным под Казанью православным воинам в первую субботу после Покрова Пресвятой Богородицы. Имена их были вписаны в большой Синодик, читаемый в Неделю Торжества православия.

 

Ну, а самым первым шагом на митрополичьем служении, были хлопоты Гермогена об устройстве каменного храма на месте явления Казанской иконы Божией Матери. Еще находясь в Москве при поставлении в сан митрополита, Гермоген лично ходатайствовал об этом перед царем Феодором Иоанновичем.

 

27 октября 1595 года на месте явления Чудотворного образа был освящен храм с двумя приделами — Успения Богородицы и святого Александра Невского.

 

 


Страница 2 - 2 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру