Святительская любовь

Рассказ о житии святителя Стефана Пермского

6.

Уже в самолете я достал фотографию, которую сделал отец Варнава, пока мы беседовали с игуменом Питиримом.

 

Я подарил игумену свою книжку о святителе Стефане Великопермском, он рассказал о монастырских делах.

 

Я говорил о святительском подвиге, о том, что возрождаемый монастырь - продолжение дела святого Стефана. Игумен Питирим больше рассказывал о братии, о коровах, которых держат на ферме, о предстоящих летом строительных работах, о паломнической поездке на Соловки, в которой монастырские монахи собираются сопровождать православных скаутов, об исправлении, пусть и медленном, местных нравов…

 

— Мало, что изменилось… - вздохнул игумен. - Но теперь, слава Богу, никто уже не забегает, как вначале, с топором в церковь…

 

О истории тоже поговорили. О тех семи уцелевших монахах, что вернулись после закрытия после закрытия монастыря в Ульяново и сберегали – тайно и негласно! – монастырскую службу и устав, пока и их не посадили…

 

И хотя, отвечая на мои вопросы, говорил игумен Питирим о самых разных, зачастую предельно заземленных проблемах монастыря, все время говорил он о главном, о том, что и составляет суть монастырской жизни…

 

Поразительно, но это ощущение передано и на фотографии…

 

Рядом с отцом Питиримом все мирское, суетное во мне сделалось заметнее, сгустилось в почти осязаемое объективом фотоаппарата.

 

 

7.

Впрочем, нечто подобное происходило и с другими собеседниками Питирима. Мне довелось присутствовать при его беседе и со скаутами, и с работниками музея, и с другими паломниками.

 

— Очень просто говорил игумен. И о том, что церковь вне экономики и вне политики:

 

— Нам не нужно было убегать от паствы, от рабочих и крестьян. Мы - вне политики, но мы всегда с народом, с Православием...

 

И о том, что за семьдесят лет Русская Православная церковь не отступилась ни от одного догмата Православия:

 

— Одни меньше сидели, другие больше. Но те, которые сидели меньше, - не виноваты, что они так мало сидели... А вы? Вы - скауты, следопыты... Значит, вам надо начинать с розыска своих корней. А главный наш корень - Православие.

 

И, конечно, о воцерковлении он тоже говорил:

 

— Мальчик из хора у меня спрашивает: "А что, нас Бог слышит?" "Да!" - ответил я, и он сразу поверил. Это и есть воцерковление.

 

Но это в разговоре с детьми, со скаутами…

 

 

8.

В разговорах с взрослыми было сложнее, потому что приходилось отвечать на предложения, иногда очень заманчивые, которые те делали, и при этом видеть, что предложения делаются, как и положено у взрослых людей, отнюдь не бескорыстно, что преследуют они и собственную пользу и выгоду, но и понимая это, помнить, что все равно в них присутствует доля бескорыстия и душевной чистоты.

 

И как ориентировался Питирим в сложных, требующих весьма глубоких специальных познаний вопросах, как умудрялся он осторожно соблюсти интересы монастыря и вместе с тем не обидеть людей, включавших монастырь в свои планы достижения цели, но старающихся при этом отчасти и помочь монастырю, мне неведомо.

 

Впрочем, тут я ошибаюсь. Конечно же, ведомо.

 

Отец Варнава рассказывал, что мысль о восстановлении Ульяновского монастыря пришла отцу Питириму во время молитвы. Родившаяся в молитве мысль в молитве и обретает реальную жизнь, молитвою и живет...

 

Как и положено в православном, основанном самим святителем Стефаном Великопермским монастыре...

 

 

9.

Мы уже говорили о подвиге, совершенном епископом Питиримом…

 

И словно эхо подвига святого Питирима – подвиг, совершаемый, шестьсот лет спустя, Питиримом, бывшим игуменом Троице-Стефановского монастыря, а сейчас – епископа Сыктывкарского и Воркутинского. епископа той земли, которая была обращена к православию святителем Стефаном Великопермским и его учениками…

 

— Я рад вас приветствовать в монастыре, основанном первопро-ходцем христовым Стефаном, освященном игуменами Герасимом, Питиримом и Ионой, а также многочисленными похороненными здесь монахами, - говорил он. - Я приехал с любовью ко всем...

 

 

Нет…

 

Со смертью святителя Стефана и его учеников не разрушилось православие в Пермской земле.

 

И многие столетия спустя, уже в наши дни, звучат в окрестностях Усть-Выми, Княжпогоста и Жешарта слова, впервые произнесенные здесь шестьсот лет назад:

 

 

"Ескам отныйсло Айе быд кутыс велт ы делан по инос и муос и бы тыдаламос и тыдалтомос ужалыс"…

 

 

Те слова, которые повторяем и мы, вспоминая Символ Веры:

 

"Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…"

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Читая каноны и молитвы

 

2. Все северо-восточные русские земли: Вологда, Белозерье, Двинская страна, где находился Устюг, находились тогда в церковном управлении Ростова Великого.

 

3. Ростовским епископом был тогда высокопреосвященный Парфений

 

4. В первоначальной пермской азбуке, названной святителем Стефаном по названиям первых двух букв – "абур" было 24 буквы. Звуков же в пермском языке было больше, так что впоследствии пришлось ввести еще букву "вэр" для обозначения "в" и для закрытого "э" букву "ять".

 

Буквы в стефановом "абуре" можно разделить на три группы. Первую группу составляют символы, не имеющие прямых графических аналогов в других алфавитах мира: ан, жой, зата, е, рей, тай, шой, я.

 

Ко второй группе относятся символы, совпадающие по начертанию с буквами других алфавитов (славянского и греческого), но отличающиеся от них фонетическим значением.

 

Третью группу составляют прямые заимствования из греческого и славянского алфавитов. Например, буква "гай" представляет собою скорописное начертание русской буквы "г", а буква "нено" от греческой "Ню".

 

5. Так называются большие четырехугольные шелковые платки, в середине которых помещается вытканное изображение сцены положения во гроб Иисуса Христа, а по углам — четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. В углы антиминсов были зашиты мощи святых.

 

6. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

 

7. Селение в полусотне километров вверх по Выми 

 

8. Под 6900 (1392-93) годом летопись сообщает о набеге вогулов вместе с Памом на Усть-Вымь. Сказано, что они неделю стояли на Уруме (озеро на реке Вычегде), "к горотку не приступали" и, узнав, что на помощь Стефану идет устюжский "полк", ушли вверх по Вычегде. Однако, не известно, тот ли это был Пама, который некогда собирался вступить со Стефаном в огненный спор.

 

9. Степан, Степан, мы и белку, и кошек опять едим!


Страница 9 - 9 из 9
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру