Искусство микенской Греции. Архитектура

Доступ в крепость осуществлялся через два входа. Один, запасной и  потайной, ход находился на западной стене, под бастионом. Длинная и крутая лестница ведёт от него мимо башен. Главный вход располагался на восточной стороне и к нему ведёт широкая дорога мимо крепостных стен. Первый вход, через крепостные стены, по-видимому, не имел дверей, но был достаточно защищён благодаря господствующим над ним башням. От этого входа путь к главному помещению дворца — к мегарону— идёт через всю крепость. Сначала надо пройти узким проходом между двух стен ко вторым воротам. Дальше, после следующих ворот, проход несколько расширяется и выводит во двор, который завершается новыми воротами, т. наз. Большими пропилеями. Пропилеи состоят из стены с одной центральной дверью, которую с двух сторон замыкают колонные портики. Б.Р. Виппер предполагает, что "…эти микенские пропилеи, представляющие собой совершенно законченное, самостоятельное здание, в гораздо большей мере являются прототипом позднейших греческих пропилей"35.

Большие пропилеи, с выступами светлых ант и си колоннами, выполнявшими скорее декоративную, обрамляющую, чем конструктивную функцию. Сравнение с аналогичными сооружениями критской архитектуры показывает большую логичность, большую концентрацию микенской архитектуры, но вместе с тем и несомненно её большую скупость в выборе декорации. Большие пропилеи выводят на новый двор, за которым следуют новые ворота, т. наз. Малые пропилеи, того же плана и пропорций, что и Большие пропилеи. За  Малыми пропилеями начинаются настоящие внутренние покои дворца. Малые пропилеи выводят на внутренний двор правильной формы, окружённый колоннами и мощённый гладкими плитами известняка. Перед центром задней стены внутреннего двора находился алтарь. При этом важно отметить, что внутренний двор является вступлением к главному помещению дворца, к мегарону — зданию изолированному массивными стенами от всех окружающих помещений. Дворец имел три перестройки.

Постройка первого относится примерно к 1400 г. до Р.Х., третий был вероятно выстроен в 13 в. до Р.Х.36 Мегарон в Тиринфе состоял из трёх компартиментов. Его открывает портик с двумя колоннами между антами; три двери между деревянными столбами ведут в следующее помещение — вестибюль. По мнению Б.Р. Виппера, "в этой своей развитой форме портик и вестибюль мегарона обнаруживают явную связь с критской архитектурой… однако, сразу бросается в глаза различие основного ритма: не одна колонна в центре входа (как на Крите), а две колонны по бокам, и не два, а три входа между двумя столбами — симметрия и нечёткий ритм, господствовавшие в микенском мегароне, гораздо ближе к греческой, чем к критской композиции пространства"37. Из вестибюля одна дверь ведёт в главную залу  мегарона  (почти 12 м длины и 10 м ширины). В центре мегарона находился низкий круглый очаг; четыре колонны вокруг очага поддерживают потолок; направо от входа, на возвышении, помещался трон властителя. Известковый пол был украшен живописью.

В композиции тиринфской крепости выделим три отличительных черты: отсутствие центрального двора, который определял композицию критских дворцов; концентрация пространственного направления, последовательное проведение идеи пути через ряд пространственных ячеек, всё возрастающих в своих размерах и великолепии; изолированность, замкнутость отдельных помещений.

Рядом с главным мегароном, находился другой, меньший по размерам и более простой в плане, изолированный от главного узким ломаным коридором. Второй мегарон также имел свой собственный двор, был замкнут в четырёх стенах. Но востоке от этих построек располагалось ещё одно параллельно расположенное здание с собственным двором. Как предполагает Б.Р. Виппер, "…тиринфский город эпохи расцвета имел два самостоятельных мегарона, каждый со своими жилыми помещениями и службами…. Данные раскопок заставляют предполагать, что большой мегарон появился в результате третьей, последней перестройки дворца, тогда как малый мегарон есть уцелевшая часть предшествующего, второго дворца"38. По поводу перекрытия мегаронов по сих пор ведутся споры. Б.Р. Виппер отмечает, что "оба мегарона Тиринфа имели плоское перекрытие наподобие критских дворцов"39.

Ещё одним известным примером архитектуры этого периода является акрополь Микен, расположенный недалеко от одноимённого посёлка Микинес. Первые монументальные фортификации в Микенах были созданы в 14 в. до н.э.40. Акрополь был окружён стенами шириной 5-8 м и сложенные из больших плит различного размера, едва обработанных пилой и молотком. Эти постройки датируются временем ок. 1250 г. до Р.Х.41 Плиты накладывались одна на другую, а щели заделывались глиной, мелким камнем и землёй. Вход в акрополь оформлен в виде двух мощных ворот. Самые знаменитые из них имеют высоту более 3 м и  получили наименование Львиных ворот (в честь рельефа с изображением львов, датируемого ок. 1250 г. до Р.Х.42). Львиные ворота состояли из двух столбов, перекрытых одной каменной глыбой. Для того чтобы отвести тяжесть стены с этих столбов над поперечной глыбой оставлено треугольное отверстие, которое заполнено более легкой каменной плитой с рельефом.

За воротами, на пороге которых до сих пор остались выбоины от микенских колесниц, дорога поднимается вверх. С левой стороны дорога переходит в остатки некогда величественной лестницы, которая вела к резиденции властителя на вершине скалы, круто нависшей над Львиными воротами. Здесь дорога заканчивается в небольшом дворике с мегароном, с тронным залом  в западной части и окружающим его жилыми помещениями собственно дворца, украшенного с восточной стороны входной колоннадой. Мегарон был с очагом и четырьмя, имел пол, выстиланный из каменных плит, привозимых с Крита43. Доступ в дворцовый ансамбль вел через пропилеи.

В кон. 13 в. до Р.Х. был пристроен дополнительный выступ, включивший в черту крепостных стен бьющий из скалы подземный источник44. К нему можно было спуститься по лестнице из 96 ступенек, внезапно обрывающейся у водной цистерны двухметровой глубины.

Кроме Арголиды, области Греции, где расположены Тиринф и Микены, также известна и область Мессения. Это плодородная равнина на юго-западе Пелополеннеса. В раннеминойский период здесь возникают ряд поселений, самое известное из которых Пилос, основанный в 15 в. до Р.Х.45 А. Бартонек отмечает, "в то время как Микены поражают посетителя великолепными развалинами на скалистой вершине в дикой горной безлесной местности, а Тиринф — мощью своих фортификационных сооружений в приморской низменности, Пилос расположен среди холмов, поросших лиственными деревьями, и, по существу защищён только своим естественным положением (горной грядой и морем – С.З.)"46. Хорошо сохранившееся остатки царского дворца позволяют его датировать ок. 1200 г. до Р.Х.

Входные ворота вели в окружённый колоннадой двор размерами 12, 90 х 7,30 м, откуда через вестибюль с колоннами можно было пройти в прихожую, а затем в главный дворцовый зал площадью 12, 90 х 11, 20 м с четырьмя опорными колоннами и очагом  по середине.

К центральным комнатам примыкали различные административные и хозяйственные помещения  и склады. Принято считать, что Пилос был коммерческим и хозяйственным центром микенского мира47.

Значительные археологические комплексы микенской эпохи были засвидетельствованы и за пределами Пелопоннеса. Остатки микенской крепости также были открыты в Аттике, в Афинах. Крепост по своей строительной технике была аналогична микенской и тиринфской. Однако существование микенского дворца  в Афинах археологически не засвидетельствовано48. В Беотии, в Фивах микенской эпохи и в Орхомене обнаружены остатки дворцов. На Беотийской равнине располагается одно из самых загадочных мест Микенской Греции — крепость Гла.  Крепостные укрепления окружают территорию площадью ок. 20 га, что в семь раз превышает площадь Тиринфа. Этот археологический комплекс имеет необычный план. По мнению исследователей,  эта крепость выступала в качестве убежища для населения целого ряда окрестных микенских селений, прятавшегося здесь в случае возникновения военной опасности49.

Ещё один тип сооружений, уникальный и представленный только в микенской архитектуре являют собой купольные гробницы.

Микенские поселения часто окружались комплексом погребений.  Для коллективных погребений применялись искусственные гроты, высеченные в скале. Подобные гробницы состояли их входного пространство, обычно  спускающегося в глубину скалы несколькими ступенями; маленький портал ведёт в могильную камеру, круглую или в форме трапеции, крытую ложным куполом (некрополи  близ Халкиды, в Манике, датируемые среднеэлладским временем)50. Для единичных погребений устраивались могилы в виде ям или ящиков (так наз. шахтовые или ящичные гробницы). Они имели прямоугольную форму, реже круглую, при этом погребальная яма обкладывалась каменными плитами. Затем сооружалось защитное покрытие из деревянных брусьев, скреплённых на концах бронзовой оковкой. Сверху на это покрытие укладывали огромные каменные плиты, после чего всё сооружение обмазывалось глиной. Примером могут служить знаменитые шахтовые гробницы Микен.

Наиболее интересен с точки зрения архитектурного решения ещё один тип гробниц —  купольные. Первые купольные гробницы появились на Крите (толосы 3 тыс. до н.э., а также толосовые гробницы около Кносса и Феста, датируемые пер. пол. 2 тыс. до н.э.51), но в поздний период развития критской архитектуры они исчезают. Вновь в очень самостоятельной форме этот тип появляется в Микенской Греции. Уже в 16 в. до Р.Х. купольные гробницы становятся преобладающим типом погребения в Мессении (древнейшая гробница "Осман Ага"), а с 15 в. до Р.Х.  — основным типом погребальных сооружений в Микенах, а затем и повсеместно в материковой Греции52. Как предполагает А. Бартонек, "в архитектурном плане купольные гробницы представляют собой усовершенствованный тип так называемых камерных гробниц, использовавшихся с конца среднеэлладского периорда для семейных захоронений. Камерные гробницы — это элладские семейные могилы, вырытые в склоне холма наподобие пещер и соединённые с внешним миром дорогой, полого спускающейся к постепенно сужающему месту, которое и является входом в гробницу. В плане гробница представляла собой прямоугольник со срезанными углами"53.

Направление входа в микенские гробницы варьируется в зависимости от склона холма, внутри которого расположена гробница, в отличии от критских гробниц, где строго ориентирован на восток. Обычно план купольной гробницы состоит их четырёх элементов: из дромоса (входного коридора), обрамлённого стенами и ведущего к дверям могилы54; стомиона (портала), перекрытого огромной каменной глыбой; купольной залы, перекрытой ложным куполом; небольшой и более низкой камеры прямоугольной в плане, расположенной  рядом с купольной залой и служащей местом погребения. Сверху насыпался курган. Вход в гробницу закрывала двухстворчатая деревянная дверь. Как отмечал Ю.В. Андреев, "…основные конструктивные элементы … при всей их ясно выраженной чисто архитектурной функциональности, несомненно, несут и определённую смысловую нагрузку, воплощая в едином семантическом "пучке" ряд взаимосвязанных, как бы перетекающих друг в друга образов мифологем: вечное жилище обожествлённого или героизированного правителя, загробный мир и, наконец, весь космос. В это контексте особое мистическое значение приобретает и надмогильный холм как уменьшенная копия великой мировой горы, и каменный свод внутри него, первоначально усеянный бронзовыми позолоченными розетками, как "небо" царства мёртвых, и величественный украшенный замысловатой каменной резьбой фасад гробницы как безжалостные, всегда открывающиеся в одну сторону "врата Аида"55.

Самые монументальные по своим пропорциям и по размерам купольные гробницы Микенской Греции найдены в Орхомене ("гробница Миния"), в Средней Греции и в Арголиде. На сегодняшний день обнаружено около 65 купольных гробниц.

Рассмотрим самый известный памятник этого рода, так называемую гробницу Атрея (нач. 13 в. до Р.Х.56), расположенную в Микенах за пределами крепостных стен. К гробнице ведёт длинный коридор-дромос. Портал гробницы был перекрыт стомионом 9 м в длину. За стомионом следует купольная зала свыше 14 м в диаметре и почти таких же размеров в высоту. Эта зала была предназначена для проведения заупокойного культа и перекрывалась ложным куполом из тридцати трёх выступающих друг над другом и срезанных по кривой слоёв кладки. Маленькие отверстия в стенах гробницы свидетельствуют о том, что первоначально купол был украшен металлическими узорами, вероятно, розетками. Монументальной простоте и величавости замысла, которую обнаруживают микенские гробницы, критская архитектура не может противопоставить никаких параллелей. Ю.В. Андреев анализируя микенские купольные гробницы, отмечает, "как наглядное выражение столь характерных для микенского менталитета претензий на вечность, неизменность, неподвластное времени величие, абсолютную самодостаточность и независимость эта модель мироздания являет собой полную противоположность минойскому космосу–лабиринту, пребывающему в вечном движении, изменчивому и непостоянному как сама природа"57.

Анализ микенской архитектуры показал, что, несмотря на то, что её развитие опиралось на многие художественные традиции, с самого начала она развивалась очень самостоятельно. Специфика микенского искусства проявляется не только в архитектуре, не менее своеобразно им изобразительное искусство. По мнению Ю.В. Андреева, "любое произведение микенского искусства, будь то толосная гробница, дворцовый мегарон, украшающие его настенные росписи, покрытая орнаментом ваза или примитивная глиняная статуэтка, несёт в себе ясно выраженную печать конструктивности или… сделанности. Каждому из этих сооружений или предметов присущи одни и те же черты, являющиеся, так сказать, видовыми признаками искусства ахейской Греции: структурная ясность, соразмерность части и целого, устойчивость, графическая чёткость и замкнутость контура или пластического объёма. В своей совокупности все эти признаки как раз и создают впечатление искусственности данного объекта, показывают, что перед нами творение человеческих рук, отнюдь не пытающееся имитировать природу… Эта обособленность от мира природы, независимость от ритмов и циклов её рождения, роста и умирания может быть понята как проявление, видимо не вполне осознанной, но всё же достаточно упорной и настойчивой устремлённости к неизменному, вечному, абсолютному"58.

Литература:

Андреев. 1999.  - Ю.В. Андреев. Цена свободы и гармонии. СПб., 1999.
Андреев.2002. – Ю.В. Андреев. От Евразии  к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.
Античная культура. 1995 – Античная культура. Словарь-справочник. М., 1995.
Бартонек. 1991 — А. Бартонек. Златообильные Микены. М., 1991.
Бернгард. 1986 —  М.Л. Бернгард. Коринф и Арголида. Варшава, 1986.
Виппер.1972 -  Б.Р. Виппер. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Колпинский, Сидорова. 1970.  - Ю.А. Колпинский, Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Серия "Памятники мирового искусства". М., 1970.
Колпинский. 1977. - Ю.А. Колпинский. Великое наследие  античной Эллады и его значение для современности. М., 1977.
Сидорова. 1972 -  Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
Соколов. 1972 – Г.И. Соколов. Эгейское искусство. М., 1972.
Пендлбери. 1950. – Дж. Пендлбери Археология Крита. М., 1950
Ривкин. 1978. - Б.И. Ривкин. Античное искусство. Серия "Малая история искусств". М., 1978.
Willets.1962. – Willets R. F. Cretan Cults and Festivals. London, 1962.

Сноски:

1. Андреев. 2002. С.12.
2. До сих пор в археологической литературе, посвященной среднеэлладскому периоду (21-17 вв. до Р.Х.) не удалось выявить никаких элементов, которые могли бы быть с уверенностью приписаны именно греческим или прагреческим пришельцам. Минийская керамика, долгое время считавшаяся своего рода опознавательным знаком культуры первых эллинов, теперь уже не может претендовать на эту роль. Устаревшим следует, по-видимому признать и широко распространённое представление о том, что именно с приходом греков на Балканах впервые появились лошадь и боевая колесница (оба эти новшества впервые для материковой Греции засвидетельствованы лишь для периода шахтовых гробниц). См. Андреев. 2002. СС. 593-594.
3. Андреев. 2002. С. 594.
4. Андреев. 2002. С. 594.
5. Андреев. 2002. С. 594.
6. Андреев. 2002. С. 595.
7. Андреев. 1999. С. 28.
8. Как полагает Ю.В. Андреев, её самоопределение в "качестве господствующего сословия и основного структурного ядра всей социальной системы, по всей видимости началось в конце среднеэлладского периода одновременно с появлением в Микенах первого круга шахтовых гробниц (т. наз. круг Б). Её профессионализации и тесно с ней связанному обособлению от низших слоёв общества в немалой степени способствовали такие важные культурно-технические новшества, как лошадь и боевая колесница, скорее всего пришедшие в Грецию с противоположного берега Эгейского моря — из Анатолии. Уже в XVI столетии, т.е. в самом начале микенской эпохи, сражавшиеся на колесницах воители-аристократы составляли костяк и главную ударную силу ахейских боевых дружин…" (Андреев. 2002. С. 595).
9. В пользу этой гипотезы Ю.В. Андреев приводит точку зрения О. Дикинсона, полагающим, что главный источник процветания микенских царей связан с активным участием в транзитной торговле между Критом и вообще Эгейским морем и металлообрабатывающими центрами Центральной и, возможно, Северо-Западной Европы (Британия). См. Андреев. 2002. С. 596.
10. Андреев. 2002. С. 596.
11. Андреев.  2002. С. 597.
12. Андреев.  2002. С.  597.
13. Андреев.  1999. С. 29.
14. Андреев. 2002. С. 599.
15. Андреев. 2002. 599-600.
16. Андреев. 1999. С. 30.
17. Андреев. 1999. С. 30.
18. Андреев. 1999. С. 32.
19. Виппер. 1972.С. 29.
20. Андреев. 2002. С. 600.
21. Андреев. 2002. С. 615.
22. Виппер. 1972. С. 29.
23. Виппер. 1972. С. 29. Б.Р. Виппер полагает, что промежуточное положение очага (сдвинутый в сторону, к боковой, задней стене) представлено в планах жилых домов , обнаруженных в Фессалии, в Димини и Сескло. Стадия развития жилища, когда очаг переносится во вторую комнату представлена поселениями Лианоклади (Фессалия) и  Троя II.
24. Виппер. 1972 С. 30.
25. Виппер. 1972. С. 30.
26. Мегарон сохранился достаточно плохо.
27. Виппер. 1972. С. 30.
28. Виппер. 1972. С. 33.
29. По мнению Б.Р. Виппера этому противоречит тонкий известковый пол  с богатой росписью и трон властителя, стоявший непосредственно перед очагом (Виппер. 1972. С.33).
30. Андреев. 2002. С. 625.
31. Андреев. 2002. С. 618-623.
32. Виппер. 1972. С. 34.
33. Бартонек. 1991. С. 152.
34. Виппер. 1972. С. 30.
35. Виппер. 1972. С. 31.
36. Виппер. 1972. С. 30.
37. Виппер. 1972. С. 31.
38. Виппер. 1972. С.32.
39. Виппер. 1972. С.33. Б.Р. Виппер также указывает, что "такое предположение лучше сходится и с историей греческого храма, который возник явно под влиянием микенского мегарона и первоначально тоже был перекрыт плоской или низкой крышей"
40. Бернгард. 1986. С.15.
41. Бернгард. 1986. С. 15.
42. Бартонек. 1991. С. 113.
43. Бернгард. 1986. С.16.
44. Бартонек. 1991. С. 113.
45. Пилос ошибочно идентифицировался как дворец  легендарного старца Нестора.
46. Бартонек. 1991. С. 120.
47. Бартонек. 1991. С. 122.
48. Бартонек. 1991. С. 123.
49. Бартонек. 1991. С. 124.
50. Виппер. 1972. С. 34.
51. Виппер. 1972. С.34.
52. Бартонек. 1991. С. 213.
53. Бартонек. 1991. СС. 213-214.
54. Иногда очень длинный, так в т. наз. "гробнице Клитемнестры" длина дромоса достигала 37 м.
55. Андреев. 2002. СС. 615-617.
56. Бартонек. 1991. С. 215.
57. Андреев. 2002. С. 617.
58. Андреев. 1999. С. 29-30.


 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру