"Напевка". Репертуар

Традиции старообрядческого церковного пения

Список песнопений, исполняемых "напевкой"

Песнопения из книги "Ирмосы" [Ирмосы. - Киев: Знаменное пение, 1912. - 224 с.]

Глас 1. Ирмосы Пасхального канона (и соответственно тропари всех песен по напеву ирмосов)

1. Песнь 1. Воскресения день
2. Песнь 3. Приидите пиво пием ново
3. Песнь 4. На Божии стражи
4. Песнь 5. Утренюем утренюю глубоку
5. Песнь 6. Сниде в преисподния
6. Песнь 7. Отроки от пещи
7. Песнь 8. Сей убо нареченный
8. Песнь 9. Светися светися

Глас 2. Ирмосы Воскресного канона

9. Песнь 4. Пришествовав от Девы
10. Песнь 5. Ходатай Богу
11. Песнь 7. Богопротивное веление
12. В воскресную полунощницу Песнь 5. Просвещение во тме
13. Скорбящей Богородице Песнь 8. В пещь огненную

Глас 4. Ирмосы Воскресного канона

14. Песнь 1. Моря Чермнаго пучину
15. Песнь 3. Веселится о Тебе
16. Песнь 4. Воздвижена Тя видевши
17. Песнь 5. Ты Господи ми свет
18. Песнь 6. Пожру ти со гласом
19. Песнь 7. В пещи Авраамския си дети
20. Песнь 8. Руце распростер Даниил
21. Песнь 9. Камень нерукосечныя горы

Ирмосы из канонов праздникам Введения, Успения, Благовещения

22. Песнь 1. Отверзу уста моя
23. Песнь 3. Твоя певцы Богородице
24. Песнь 4. Седяи во славе
25. Песнь 5. Удивишася всяческая
26. Песнь 6. Божественное се и всечестное
27. Песнь 7. Непослужиша твари
28. Песнь 8. Отроки благочестивыя
29. Песнь 9. Всяк земен

Ирмосы из канона Рождеству Иоанна Предтечи

30. Песнь 3. Не мудростию ни силою
31. Песнь 8. Избавителю всех всесильне

Глас 5. Ирмосы Воскресного канона

32. Песнь 3. Утвержеи ни на чем
33. Песнь 4. Божественное Твое разумев смотрение
34. Песнь 5. Одеяися светом
35. Песнь 6. Волнуящееся бурею
36. Песнь 7. Превозносимый отцем
37. Песнь 9. Исаие ликуй

Глас 6. Ирмосы Воскресного канона

38. Песнь 1.Яко по суху
39. Песнь 3. Несть свята
40. Песнь 4. Христос мне сила
41. Песнь 5. Божиим светом
42. Песнь 6. Житейскаго моря
43. Песнь 7. Хладодательну убо пещь
44. Песнь 8. Ис пламени святым
45. Песнь 9. Бога человеком не удобь видети

Глас 7

46. Песнь 3. Воскресного канона "Вначатце небеса"

Глас 8. Ирмосы Воскресного канона

47. Песнь 1. Вооружена Фараона
48. Песнь 3. Утвержеи небеса
49. Песнь 4. Ты ми Христе Господь
50. Песнь 5. Мрак души моея
51. Песнь 6. Молитву пролию ко Господу
52. Песнь 7. Божия схождения
53. Песнь 8. Проявленнаго на горе
54. Песнь 9. Удивися убо о сем небо

Ирмосы из канонов Преображению и Заупокойного

55. Песнь 1. Воду прошед
56. Песнь 3. Небесному кругу
57. Песнь 4. Услышах Господи
58. Песнь 5. Вскую мя отрину
59. Песнь 6. Очисти мя Спасе
60. Песнь 7. Дети еврейския
61. Песнь 7. Иже от Июдеи
62. Песнь 8. Седмь седмицею
63. Песнь 8. Царя небеснаго
64. Песнь 9. Устрашися всяк слух
65. Песнь 9. Воистину Богородицу
66. Ирмос песни 4 Воздвижению "Услышах Господи"

Песнопения из книги "Октай" [Октай церковного крюкового пения. - 1-е изд. - М.: Знаменное пение, 1913. - 92 с.]

67. Антифоны 4-го гласа "От юности моея"

Песнопения из книги "Обиход" [Обиход церковного знаменного пения. - 1-е изд. - Киев: Знаменное пение, 1909 - 144 с.]

68. Псалом 103. Благослови душе моя
69. Кафизма 1. Блажен муж
70. Песнопение Свете тихий
71. Аллилуия по Ексапсалмах
72. Бог Господь (на определенные гласы)
73. Благословен еси Господи (по непорочнах)
74. Хвалите имя Господне (на Полиелеосе)
75. Свят Господь Бог (на 8 глас)
76. Великое славословие (обычно не фиксируется в книгах)
77. Кафизмы

Песнопения из "Триодей Постной и Цветной" [Обиход церковного знаменного пения. - 1-е изд. - Киев: Знаменное пение, 1909 - 144 с.]

78. Песнопения: Стопы моя направи
79. Заутра
80. Да исполнятся уста моя
81. Помяни нас Господи
82. Блажени нищии
83. Помяни нас Господи
84. Кресту Твоему
85. Тропарь Христос воскресе
86. Стихиры Пасхе: Пасха священная
87. Приидите от видения
88. Мироносицы жены
89. Пасха красна
90. Воскресения день
91. Прокимен "Гласом моим"
92. Песнопение "Помяни нас Господи"
93. Аллилуия на молебне

Песнопения, исполняемые на Погребении

94. Грешных молитвы приемлющи
95. Все упование мое
96. Свята чиста
97. Избави нас
98. Тебе ся молим
99.  Бога ис Тебе
100. Пространное вместилище
101. Чистая Дево
102. Со святыми покой
103. Блажен путь
104. Аллилуия по Апостоле
105. Слава Тебе (пред Евангелием)
106. Зряще мя безгласна
107. Святый Боже
108. Вечная память
109. Блажени непорочнии
110. Содетелю и творче
111. Слава Тебе Господи

Подобны и самогласны из "Обихода"

112. Небесным чином
113. Прехвальнии мученицы
114. Доме Евфрафов
115. Егда от древа
116. Яко добля
117. Дал еси знамение
118. Иже звании свыше
119. Хотех слезами смыти
120. Радуйся
121. Все возложьше на небесех
122. В третий день
123. Ангельския предъидите
124. О преславное чудо
125. Что Тя именуем
126. Вечерния наша молитвы
127. Первовечному от Отца
128. Твоим крестом Христе
129. Животворящему Твоему Кресту
130. Честным Твоим крестом
131. Победу имея Христе
132. Приидите возрадуемся Господеви
133. Вечернюю песнь

Песнопения из книги "Обедница" [Обедница знаменного и демественного пения с архиерейским служением. - 1-е изд. - Киев: Знаменное пение, 1909 - 96 с.]

134. Антифон. Молитвами Богородицы
135. Слава Отцу и Сыну
136. И ныне и присно
137. Единородный Сын
138. Придите поклонимся
139. Елицы во Христа
140. Прокимны: Буди имя Господне
141. Величит душа моя
142. Веселитеся о Господе
143. Душа их
144. Аллилуия
145. Слава Тебе (пред Евангелием)
146. Святый Боже
147. Верую (в певческих книгах не пишется)
148. Буди имя Господне
149. Многолетие
150. Достойно
151. Честнейшую херувим
152. Да исполнятся уста наша

Песнопения из книги "Праздники" [Праздники. Киев, 1910. - 179 с.]

153. Стихира в день Пятидесятницы "Царю небесный"

Песнопения, исполняемые "с элементами напевки"

Книга "Ирмосы"

Глас 1

154. Ирмос песни 1 Рождеству "Христос раждается"
155. Ирмос песни 6 Воздвижению "Образ божественнаго Креста"
156. Ирмос песни 8 Рождеству "Чудо превелие"

Глас 2

157. Ирмос песни 3 в Воскресную Полуношницу "На камени мя веры"
158. Ирмос песни 7 в Воскресную Полуношницу "О теле злате"
159. Ирмос песни 7 Обрезанию "Телу златому"

Глас 3

160. Ирмос песни 3 Воскресению "Иже от несущих"
161. Ирмос песни 5 Сретению "Яко виде Исаия"
162. Ирмос песни 8 Воскресению "Вавилонская пещь"
163. Ирмос песни 8 Сретению "В непостояннем огни"

Глас 4

164. Ирмос песни 8 Преображению "В Вавилоне отроцы"

Глас 5

165. Ирмос песни 1 Воскресению "Кони и всадники"
166. Ирмос песни 6 Вознесению "Обыде мя бездна"
167. Ирмос песни 7 Вознесению "В пещи огненней"
168. Ирмос песни 8 Воскресению "Тебе Вседетелю"

Глас 6

169. Ирмос песни 1 в Великую субботу "Волною морскою"
170. Ирмос песни 3 в Великую субботу "Тебе на водах"
171. Ирмос песни 5 в Великую пятницу "К Тебе утреннюю"

Глас 7

172. Ирмос песни 9 Воскресению "Выше естества Матерь"
173. Ирмос песни 9 в неделю Пятидесятницы "Нетления искушением рождьшая"

Глас 8

174. Ирмос песни 1 Воздвижению "Креста начертав Моисей"
175. Ирмос песни 5 Рождеству Богородицы "Господи Боже наш"
176. Ирмос песни 6 Воздвижению "Воднаго зверя"
177. Ирмос песни 7 Рождеству Богородицы "Халдейская пещь"
178. Ирмос песни 8 Воздвижению "Благословите дети"
179. Припевы 9-й песни (всем праздникам, кроме Сретения)

Песнопения из книги "Обиход"

180. Величания праздникам
181. Прокимны:   Дал еси
182. Кто Бог
183. Бог наш
184. Внуши Боже
185. Возлюблю Тя
186. Дал еси
187. Стихиры на погребении: Зряще мя безгласна
188. Земля зинувши

Песнопения "Обедницы"

189. Песнопение из Евхаристии "Имамы"
190. Песнопения: Благословен грядый
191. Тело Христово
192  Аллилуия

Песнопения из книги "Праздники"

193. Кондак из праздника Рождества Христова "Девая днесь"
194. Стихира на Преображение "Поят Христос Петра"

Песнопения из книги "Трезвоны" [Трезвоны. - М.: Знаменное пение, 1914. - 186 с.]

195. Стихира Покрову "Наста днесь"

Составленный список песнопений, исполняемых "напевкой", позволил уяснить, что представляет собой исследуемый вид пения в репертуарном отношении. Список дает достаточно четкое представление и о причинах, влияющих на исполнение того или иного песнопения "напевкой". Причин этих несколько, и они взаимосвязаны.

Во-первых, по "напевке" поются ирмосы. То есть речь идет о песнопениях одного, конкретного жанра, силлабического и невматического склада, одного роспева - знаменного. Письменная версия этих напевов изложена в певческой книге "Ирмосы". В основном, это ирмосы воскресных канонов, так называемые "богородичные" (они исполняются в Богородичные праздники, и часто, в качестве катавасии - ирмос первой песни "Отверзу уста моя"), и ирмосы заупокойного канона (ирмос первой песни - "Воду прошед"). Частота употребления песнопений за богослужениями в течение года является основной причиной, объясняющей исполнение их "напевкой". Ирмосы же, звучащие только один раз в году, в тот или иной праздник, поются по крюкам, а не "напевкой".

В то же время именно из-за частоты употребления, и это, во-вторых, "напевкой" поются образцы других жанров, уже из других певческих книг:

1)  из книги "Обиход" - псалом 103 "Благослови душе моя Господа", кафизма 1 -  "Блажен муж", "Свете тихий", тропари  "Благословен еси Господи" (по непорочнах), "Хвалите имя Господне" (на Полиелеосе), Великое славословие, подобны и самогласны и др.;

2)  из "Триодей Постной и Цветной" - "Стопы моя направи", "Да исполнятся уста моя",  "Помяни нас Господи", "Кресту твоему", "Христос воскресе", стихиры Пасхе, песнопения, исполняемые на Погребении;

3)  из певческой книги "Обедница": "Единородный сын", "Приидите поклонимся",  "Елицы во Христа", "Святый Боже", "Верую", "Буди имя Господне". Сюда же входит и стихира "Царю небесный" из книги "Праздники".

Третья причина, влияющая на то, что тот или иной образец письменной версии поется "напевкой", заключена в религиозно-смысловом назначении песнопений. Подверженные "напевке" образцы допускают некоторую свободу от канонов, некую интерпретацию: исполнение не по крюкам (не по письменной версии), не в строго определенном темпе, в отличие, скажем, от некоторых песнопений Литургии: Херувимской песни, песнопений Евхаристии, Причастнов. Именно поэтому последние не интерпретируются "напевкой", хотя не уступают другим молитвословиям по частоте употребления. Песнопения Евхаристической части Литургии, хотя небольшие по своим масштабам, неизменяемые по напеву, но сложного мелизматического склада, должны звучать в строго определенном темпе и в определенный момент священнодействия и чтения полагающихся молитв.

Четвертая причина кроется в том, что письменная версия ряда песнопений отсутствует в певческих, в частности старообрядческих, письменных певческих источниках (Вопрос не рассматривается в историческом аспекте, т. е. в процессе складывания певческих книг на Руси и формирования их репертуара. Речь идет о стабильном репертуаре песнопений в старообрядческих певческих книгах: наличии тех или иных песнопений и, наоборот, их отсутствии). Это касается таких песнопений, как "Верую", Великое славословие, "Единородный Сын" и др. Они бытуют исключительно в устном виде. Правда, я не касаюсь примеров крюковой фиксации этих песнопений в отдельных рукописях. Речь идет в целом о стабильной традиции крюкового изложения одних песнопений в певческих книгах и об отсутствии таковой относительно других.

Наконец, последняя - пятая - причина обусловлена конкретным, мелодико-ритмическим складом песнопений. Это, по-видимому, и объясняет, почему среди ирмосов одного гласа, одного канона, одинаковой частоты употребления определенные образцы подвержены "напевке", а иные нет, или подвержены частично, то есть поются "с элементами "напевки"". Так, в воскресном каноне 2-го гласа не подвержены "напевке" ирмосы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й песней, в воскресном каноне 5-го и 7-го гласов - ирмос только 1-й песни. В воскресном каноне 7-го, наоборот, "напевкой" поется только ирмос 3-й песни. Песнопение "Бог Господь" на 7-й и 8-й гласы поются "напевкой", а на другие гласы - по крюкам. Песнопение "Свят Господь Бог" исполняется "напевкой" только на 8-й глас, а на другие - по крюкам. Наконец, в мелодико-ритмическом складе образцов заключена причина того, что в ряде молитвословий лишь отдельные фрагменты изменены "напевкой", почему Валентин Александрович обратил внимание на их исполнение "с элементами "напевки"".

Исполнение "напевкой" песнопений из чина Отпевания, помимо частоты их употребления, объясняется всеобщей его распространенностью не только во всех общинах, но и просто в старообрядческих селах - независимо от состава прихожан, местонахождения общины, певческой грамотности певцов (в "напевку" вошло 18 образцов).

Необходимо сказать о песнопениях, не вошедших в "напевку". Это прежде всего стихиры, которые исполняются по крюкам или на глас (на подобен или самогласен) - по старообрядческой терминологии. Это стихиры из "Октая", "Праздников", "Трезвонов" и т. д. Они исполняются по некоему образцу, зафиксированному в певческих книгах. Не следует только забывать, что в устной практике напевы самих подобнов и самогласнов существенно трансформированы. Не случайно сам Валентин Александрович затруднялся однозначно определить, как они поются, а в репертуарных списках их пришлось обозначать в трех графах: в пении по крюкам, "с элементами "напевки"", "напевкой". Определить степень изменения письменной версии этих образцов возможно лишь в результате расшифровки и анализа фонограмм.

Песнопения других жанров, в основном кондаки и тропари (из "Октая", "Праздников", "Трезвонов"), которые не воспроизводятся в соответствии с принципами, свойственными пению "на глас", интерпретируются старообрядцами по крюкам, либо речитативом, либо даже, в отдельных случаях, чтением.

Песнопения из книги "Обедница" поются следующим образом. По крюкам воспроизводятся несложные по своему музыкальному складу образцы (все "Ектении", "Аминь"), а также уже упоминавшиеся выше Херувимская песнь, песнопения Евхаристии, Причастны - то есть важные в религиозно-догматическом отношении молитвословия, сложные по мелодико-ритмической структуре, мелизматического склада. По крюкам же поются и на Литургии кондаки и тропари большим праздникам (если это является в общине традицией), а также песнопения Литургии, изложенные демественным роспевом. Остальное, как говорилось выше, поется "напевкой".

Из всех песнопений мелизматического склада в "напевку" вошли лишь отдельные, указанные выше, образцы из книги "Обиход": псалом "Благослови, душе моя, Господа", кафизма 1-я "Блажен муж", псалом "Хвалите имя Господне", имеющие неизменный напев и исполняемые на каждой всенощной.

Представляет интерес отношение старообрядцев к воспроизведению фит. Их поют либо строго по крюкам, либо вообще выпускают из исполнения. Это наблюдение может оказаться полезным медиевистам, занимающимся источниковедческими вопросами, а также дешифровкой рукописей беспометного времени. Когда мы с Валентином Александровичем работали над книгами "Праздники" и "Трезвоны", он в качестве комментариев в основном указывал на то, какие фиты сохраняются или выпускаются при пении той или иной стихиры. При этом подчеркивалось, что воспроизведение песнопения с фитами или без них также объясняется сложившимися традициями общины. Например, стихира "Днесь неплодная врата" (из книги "Праздники") исполняется без одной фиты; стихира "Сей день Господень" (из книги "Праздники") поется без первой и последней фит. А стихира "На безсмертное Твое успение" (из книги "Праздники") поется по крюкам, но в упрощенной редакции, изложенной в специальной рукописи, а не в печатной книге калашниковского издания и т. д.

Особый интерес вызывает интерпретация отдельных песнопений в нескольких вариантах, объясняемая каждый раз именно традициями общины, сосуществованием письменной версии, "напевки", речитатива и пения на глас. Так, антифоны 4-го гласа "От юности моея" "напевкой" поются в праздничные дни, а по крюкам - в Неделю 4-го гласа (на Воскресной всенощной). Стихиры "Радуйся от нас" 1-го гласа и "Без семени" 3-го гласа на службе поются самогласно, а во время иерейского ограждения людей крестом по окончании богослужения - воспроизводятся по крюкам. "Отче наш" может исполняться речитативом, по крюкам - на 7-й глас, самогласно - на 3-й, 6-й, 7-й, 8-й гласы, демественным роспевом - по крюкам, "с элементами напевки".

В итоге, можно сказать, что "напевка" (пение по "напевке", "роспев напевка", пение "на память", "по погласке" и т. д.) - это исполнение какого-либо песнопения не по крюковым книгам (письменной версии), а изустно, по сложившейся в общине традиции. В современной старообрядческой практике оно представляет собой пласт чисто устного пения. В общинах, где есть хоры с певцами, грамотно владеющими крюковой нотаций, песнопения, принятые петь "напевкой", так и исполняются, независимо от того, имеют ли они в певческих источниках письменную версию или зафиксированы в богослужебных книгах только в виде текста. Когда исполняемое "напевкой" песнопение имеет письменную версию, оно, тем не менее, воспроизводится в своей устной редакции, даже тогда, когда письменный источник находится непосредственно перед глазами певцов.

Как соотносится "напевка" с письменной редакцией? Обсуждению этой проблемы посвящена 4-я глава книги ( Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 480 с.), основанная на непосредственном анализе образцов, позволившем выявить: насколько сильно изменен напев в устной версии, или насколько он близок к письменному источнику; каков он по своему формульному составу - вносится ли в него что-то новое или набор мелодико-ритмических элементов тот же, что и в песнопениях, зафиксированных письменной традицией.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру