Литургика

Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон
М. М. Клименко
Афон, избранный Самой Пресвятой Богородицей в удел, место особого попечения Божией Матери, уже с IX века становится крупнейшим духовным центром Византийской империи. С этого времени и до сего дня, несмотря на многочисленные нашествия иноверцев и варваров, Афон продолжает быть единственным в мире местом, где сосуществуют, сохраняя и развивая свои традиции (в том числе и литургические), несколько направлений восточного православного монашества. >>
Эсхатологический характер православного богослужения
проф. Виорель Сава
В литургическом пространстве в православном богослужении мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Даже если мы ограничены конечным временем, мы часть вечности. Будучи частью вечности, мы живем в конечном времени, стремясь перейти к вечности. Если мы посмотрим на богослужение с этой точки зрения, молитва Церкви, говорящая «стоя в храме Славы Твоей, мы думаем, что мы на небеси», имеет значение для каждого из нас. >>
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста Господня — единственный христианский праздник, который начал отмечаться одновременно с празднуемым здесь событием. Первое Крестовоздвижение было отпраздновано при самом обретении Креста и с тех пор стало неотъемлемой частью литургической жизни Иерусалимской церкви. Вскоре с этим праздником оказалось соединено и другое торжество — в честь постройки святым Императором Константином Великим на месте обретения Креста храма в честь Воскресения Христова. >>
Рождество Пресвятой Богородицы
Все памятные нам события в жизни Марии — от бегства в Египет из-за смертельной опасности, грозившей Ее маленькому Сыну, до страшного мучительного предстояния у Креста с распятым Иисусом — явились исполнением, "совершением" спасительной цели земной жизни Богородицы: цель эта была предуготована Ей вместе с Ее Рождеством и затем сознательно и свободно принята Ею позднее — в миг Благовещения. >>
Место и значение двунадесятых и великих праздников в жизни Православной Церкви
Структура календаря православных церковных празднеств, их внутренняя взаимосвязь и взаимодействие в рамках церковного богослужебного года — это весьма сложная, порой доступная только для понимания специалистов, система; ее подробному изучению и осмыслению посвящена особая область православного литургического богословия, или науки о христианском богослужении. В православной литургике существует целый раздел, носящий имя “эортология” (от греческого `Eort» — “праздник”; отсюда “эортология” — “праздниковедение”). Круг вопросов, которых касается данный раздел литургического богословия весьма широк. >>
История чинопоследования иерейской хиротонии
иеромонах Николай (Летуновский)
В Апостольские времена рукоположение пресвитеров совершалось так же, как и поставление диаконов – через возложение рук на поставляемого и чтение молитвы. Впервые определенная молитва, которую должен читать епископ при хиротонии иерея, указывается в Апостольских Постановлениях. Подробные указания на совершение обрядов, сопровождающих чин хиротонии, встречаются в сочинении V в. «О церковной иерархии» псевдо-Дионисия.
>>
Преображение Господне
Церковь всегда утверждала, что в самом факте Преображения есть как бы две стороны, две грани, дополняющие и взаимоутверждающие друг друга. С одной стороны, на Фаворской горе преображается Сам Господь, и апостолы видят Его, всецело пронизанного лучами божественной славы, зрят то, что по православному вероучению называется "нетварными божественными энергиями". Но с другой стороны, православный христианин всегда помнит о том, что во время Преображения Господня чудесным образом переменилась и телесная природа самих апостолов. Более того, "нетварный фаворский свет", облистал собой и весь окружающий "тварный" мир. >>
Успение Пресвятой Богородицы
По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. >>
Страстная седмица
В Страстную седмицу каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великий понедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости тех воспоминаний, что совершаются в этот период Церковью. В течение этих шести дней — с понедельника по субботу — каждый христианин как бы проходит страстной и крестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольных страданиях ради того, чтобы иметь соучастие и в Его Воскресении, в победе Господа над смертью. >>
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Царь Мира — как Властитель, приходящий к Своим подданным с миром — въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодом осленке. По мысли толкователей, подъяремная ослица здесь — символ евреев, находящихся под ярмом закона, а необъезженный осленок — символ еще непросвещенных язычников; Господь же пришел воцариться и над теми и над другими. >>

21 - 30 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру