«Вера без дел мертва», или Благие дела в Калужской области


Сегодня, когда проведение Рождественских образовательных чтений становится замечательной традицией, поистине "событием года" для тысяч людей, связанных с возрождением православного образования в России, трудно себе и представить, какими сложными для Русской православной церкви были первые шаги в этом направлении.

С какой настороженностью (после стольких-то лет вражды и отчуждения государства и Церкви!) в начале 90-х годов прошлого столетия встречали руководители российского образования саму идею о проведении совместных Чтений!

И очень странным, необычным казалось тогда, в 1992-м, появление в зале коллегий Министерства образования на Чистых прудах делегации одетых в черные сутаны священников во главе с председателем Отдела религиозного образования и катехизации о. Иоанном (Экономцевым). На встрече с замминистра образования, в присутствии группы журналистов, игумен (ныне – архимандрит) Иоанн произносил возвышенные, трогающие душу, но абсолютно позабытые в то время для большинства из нас слова: "Святая Русь", "Божий замысел о человеке", "возвращение к нашим православным истокам, вере отцов"…

Вскоре после этого знаменательного события впервые были подписаны соглашения (тогда – протоколы о намерениях!) Русской православной церкви с Минобразования России и Департаментом образования Москвы. А в 1993 г. Состоялись I Рождественские образовательные чтения, положившие начало новой эры в отношениях Церкви и школы. "Шаги навстречу", "Рассеянный свет Христовых добродетелей", "Рождественские встречи на Воробьевых горах", "Школа заново знакомится с началами православного образования" - вот заголовки газетных публикаций того времени. Однако еще несколько долгих лет Министерство образования, пытаясь выстроить и поддержать свой диалог с Русской православной церковью, стыдливо камуфлировало эту работу, называя ее "проблемами гуманизации дополнительного образования" и "формированием нравственных отношений в семье"…

Отрадно, что все выступающие на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях в январе-феврале 2006 года – руководители органов управления образованием, культурой, наукой, юстицией и иерархов Русской православной Церкви – уже не таясь и не осторожничая, а с открытым сердцем и "духовной радостью" говорили не только о подписанных в ряде областей соглашениях, но и об общих делах и свершениях.

Вот, например, о чем поведал присутствующим на открытии Чтений в  Государственном Кремлевском дворце министр образования и науки России Андрей Александрович Фурсенко: "Субъекты Российской Федерации осуществляют совместную деятельность органов управления образованием с религиозными объединениями по духовному, нравственному, культурному образованию, идет реализация совместных социальных программ, противодействие выходкам деструктивных религиозных культов. В Саратовской, Волгоградской и многих других областях проводятся форумы православной молодежи, творческие конкурсы, детские православно-краеведческие лагеря, в которых организуется добровольный труд детей и подростков по восстановлению православных святынь – часовен, храмов и святых источников.
За последние годы во многих регионах появились новые образовательные учреждения, ставшие поистине родным домом для множества детей-сирот, беспризорников. Это детские дома и приюты при храмах и монастырях в Тверской, Калужской, Новгородской, Владимирской областях, созданные совместными усилиями Церкви и управлений образования.

Одно из важнейших направлений нашей совместной деятельности – это подготовка педагогических кадров для духовно-нравственного воспитания молодежи. Сегодня далеко не каждый педагог и управленец готов к такой работе"…

Как бы продолжая тему подготовки кадров для дальнейшего единения государственного и духовного образования, выступивший вслед за министром образования генеральный прокурор РФ Владимир Васильевич Устинов высказал ряд ценных предложений. В частности, он сказал: "Не раз говорилось о необходимости через государственную поддержку открыть в университетах теологические факультеты. Это даст возможность молодому поколению россиян ближе соприкоснуться с богословием, с духовными ценностями. Второе предложение: введение в университетах проблемных курсов, на которых обсуждались бы мировоззренческие, этические, философские вопросы из ряда таких, как "В чем состоит смысл жизни?". Давно можно было решить и проблему признания дипломов и ученых степеней духовных школ Православной церкви. Это, несомненно, расширит участие священников в светском просвещении".

В.Устинов из своего богатого опыта  работы вынес глубокое убеждение в том, что главным источником преступлений является помрачненное состояние человеческой души. Он напомнил, цитируя строки Евангелия: когда "из сердца исходят злые мысли", то и возникают убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления… Знает генеральный прокурор и выходы из этого положения: "Правовое государство неосуществимо, если не будет понятия "неблагородный поступок", который оценивается мерой добра и зла. Давно известно: честный человек остановится гораздо раньше, чем вступит в силу закон, а благородный человек – еще ранее. И не мною придумано, что если у общества утрачены понятия греха и стыда, то порядок в нем можно поддерживать только полицейскими методами. Но полицейские – они ведь тоже не их пробирки, они также плоть от плоти народа. Отсюда – и оборотни в погонах, и мздоимцы, и злоупотребители властью… В том, что наше общество больно, не сомневается никто. Лечить его надо самыми разнообразными средствами. А среди методов – и контроль за соблюдением норм, стандартов поведения человека.

Реформа административной власти в нашей стране может сработать лишь в одном случае: если мы повернемся лицом к истокам нравственности, пониманию духовной природы правонарушений, это даст нашему обществу лекарство для их одоления".

Какие же еще "лекарства" от хворей нашего государства предлагали участники нынешних Рождественских чтений, кстати, известные своими делами в стране люди?

"Образование, здоровье, нравственность – главные ценности молодого поколения" - так обозначил тему своего выступления губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов. И эти ценности, безусловно, традиционны для Калужской земли. Калуга, впервые упомянутая как город в старинных грамотах в 1371 году, а как центр Калужской губернии – в 1797-м, по праву гордится своими знаменитыми уроженцами  да и людьми, кровно с нею связанными.

Один только XIX век дал российской культуре и науке такие яркие имена, как бытописатель Г.И. Успенский, художник И.Я. Билибин, писатели Н.В. Гоголь, С.П. Аксаков, А.Н. Толстой, актеры П.С. Мочалов и И.С. Щепкин (в разные годы они жили и работали в этом городе). В середине XIX века здесь проживали вернувшиеся из сибирской ссылки декабристы Г.С. Батеньков, Н.П. Свистунов, Е.П. Оболенский. Наконец, с 1892 года и до своей кончины в Калуге жил и трудился простым школьным учителем К.Э. Циолковский. Начатые им еще в Боровске работы по освоению космоса именно тут, в Калуге, получили свое развитие и завершение.

Не забудем: святые места Калужской области, например, знаменитая Оптина пустынь под Козельском, куда за духовной поддержкой к старцам приезжали Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, братья Киреевские, В.А. Жуковский, С.Н. Лесков, и Пафнутьев-Боровский мужской монастырь в Боровске, прославленный своими редкими иконами и фресками Дионисия, - также внесли свою лепту в духовную сокровищницу России.

Сверять свои дела с делами и мыслями великих земляков для губернатора Калужской области, похоже, довольно привычно. Как и философ-славянофил Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), А.Д. Артамонов убежден, что только обращение к православной вере и нашим национальным корням может дать подлинную основу нравственности подрастающего поколения. Ведь, как писал Киреевский, русский человек, в отличие от западного, "всегда стремился к внутренним возвышениям над внешними потребностями", а вся русская культура "не имеет ценности без ценностей духовных и нравственных. Она в основе духовности, ибо является культурой духа. Эта духовность имеет всеохватывающее значение и проявляется во всем укладе жизни".

Так вот об "укладе жизни" региона. Как рассказал А.Д. Артамонов, система общего образования (а значит, и воспитания!) в Калужской области вот уже 10 лет осуществляет широкомасштабный эксперимент по внедрению культурно-исторического подхода к технологиям обучения, в основе которого и лежат идеи И.В. Киреевского. ( Ведь бездуховность-то молодежи в стране не уменьшается, и овладением глубокими научными знаниями тут делу не поможешь!) Поэтому одних только своих, принципиально новых, учебников, позволяющих перестроить всю систему дошкольного и начального образования, издано здесь более 20!

Известное письмо Минобразования в адрес региональных органов управления "О примерном содержании образования по учебному предмету "Православная культура" нашло самый живой и деятельный отклик в Калужской области. И сегодня этот предмет преподается там уже в 87 школах! В связи с этим вспоминаются слова И.В. Киреевского о том, что суть православного учения должна стать сущностью первоначального образования народа, в таком случае школа станет преддверием Церкви в нравственном его значении.

Дружна администрация области и с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, также активным участником и организатором Рождественских чтений. Именно благодаря ему создан и творит благие дела миссионерский центр "Вера, надежда, любовь" в Обнинске, ежегодно открывается летний лагерь православной молодежи… Как считает митрополит Климент, "ликвидация духовной неграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что в конечном итоге и приведет к врачеванию социальных недугов". Не случайно одним из самых ярких событий 2005 года на калужской земле там называют трехдневный визит Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Во время своего пребывания Его Святейшество принял участие в областном молодежном форуме, незабываемым для молодых калужан.

Однако, как известно, молодежные проблемы не ограничиваются воспитанием духовности, нравственности. Пример деятельного добра, неустанной заботы о благополучии подрастающего поколения должны дать взрослые. Хочет ребенок из малокомплектной сельской школы посещать школу многопрофильную, солидно оснащенную и, соответственно, с возможностью получить хорошее образование, - пожалуйста. Область осуществляет широкомасштабную программу "Школьный автобус". (Помните, когда-то очень давно подобной акцией под девизом "Желтый школьный автобус" кичились американцы? Впрочем, сейчас они и сами с трудом это вспоминают.) Суть проекта в том, что родителям и школьникам предоставлено право решать, в какой школе будет обучаться ребенок – в своей или дальней. И две сотни новеньких автобусов, выпускаемых специально созданным предприятием "Школьный автобус", вместе с воспитателями, каждое утро забирают ребятишек из отдаленных сельских районов и завозят в полюбившиеся ими школы – к знаниям!

Да, но какая же хорошая школа без хорошего учителя? Без молодого пополнения в ряды учителей? Ведь престиж профессии педагога и достойная оценка его труда – сегодня насущнейшая проблема в стране. В Калужской области меры по государственной поддержке педагогических работников – предпринятые еще до внедрения национальной президентской программы по образованию – касаются более чем трети учителей. Так, для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, которые приходят работать в школу, введены хорошие разовые выплаты, так называемые подъемные. Установлены доплаты заслуженным учителям, а также педагогам, отмеченным государственными и отраслевыми наградами. Даются надбавки учителям физкультуры и начальных классов, воспитателям детских садов за их дополнительную работу.

И вот результат. Если в 2001 году в школы области пришло лишь 50 выпускников педагогических вузов и колледжей, то 1 сентября 2005 года их было уже 250! А в 2006 году, по прогнозам администрации, ожидается еще большее увеличение потока желающих работать в школе.

Общеизвестно, что основа всему – семья. Алексий II, например, не раз подчеркивал, что именно в семье формируется духовно-нравственные, физические, и интеллектуальные начала человека, которые затем определяют всю его дальнейшую судьбу. Об этом всегда помнят и в Калужской области, считая основной задачей управленцев укреплять семью, особенно молодую семью. Социальные льготы и пособия установлены здесь для многодетных матерей, а самые достойные награждаются специальным знаком признательности, получают пожизненные льготы, например, бесплатные коммунальные услуги.

Все эти меры – следствие общего экономического благополучия региона – позволили иметь тут устойчивые тенденции повышения рождаемости, снижения детской смертности и повышения качества здоровья детей. Но, огорчается губернатор области, они вряд ли помогут решить самую острую, жизненно важную проблему большинства многодетных семей – проблему жилья. И решать ее, конечно же, нужно на государственном уровне, считает Артамонов: "Сегодня в регионе декларируется очень много хороших и важных решений на этот счет, но, к сожалению, нет средств на их реализацию".

Еще одна проблема, отмеченная докладчиком и свойственная многим территориям, - не у всех детей есть возможность жить в родной семье. Растет число детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, число социальных сирот – сирот при живых родителях. Область одной из первых в России разработала и приняла Закон "О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области". Согласно нему оплата труда за воспитание каждого приемного ребенка составляет здесь пять минимальных размеров оплаты труда и автоматически индексируется при увеличении этих размеров. В настоящее время она составляет 4 тыс. рублей за одного ребенка. Плюс 3-4 тыс. рублей, в зависимости от возраста, ежемесячно выплачивается на его содержание. Итого 7-8 тыс. рублей на ребенка! А приемным родителям, взявшим на воспитание детей-инвалидов, эта сумма удваивается, то есть она составляет уже 16 тыс. рублей. Семьям же, усыновившим детей, в области уже два года подряд установлено ежемесячное пособие в размере 3 тыс. рублей. В результате людей, желающих усыновить детей или стать приемными родителями, с каждым годом становится все больше. Вот бы и установить такой порядок на государственном уровне! Сейчас в Калужской области насчитывается 352 приемные семьи, в которых воспитывается 600 ребятишек.

Но особая гордость губернатора А.Д.Артамонова, оказалось, все же не в этом. Главным результатом своих усилий (решали эту проблему, конечно, всем миром!) он считает то, что в целом ряде муниципальных образований области за прошедшие годы в детские дома не было отправлено ни одного ребенка! Аплодисментами встретили это сообщение присутствующие. И впрямь: "Вера без дел мертва", - как сказано в Священном писании.

Прошло два месяца после завершения работы XIV Рождественских чтений, так зримо показавших новые пути духовно-нравственного оздоровления общества, объединения во благо России, ее будущего, православных и светских педагогов. А в марте 2006 года в городе Обнинске Калужской области (традиционно!) в двадцать первый раз собрались около 700 ребят на Всероссийскую  научно-практическую конференцию учащихся "Юность. Наука. Культура". Кто-то из ученых заметил, что глубине и охвату научных проблем этого детско-юношеского форума мог бы позавидовать любой академический институт. Не зря же он считается ныне  подпрограммой "Интеллектуальный потенциал России" национальной программы по образованию.

Несколько лет назад мне довелось побывать на подобной конференции в этом городе атомщиков и пообщаться с будущей интеллектуальной элитой страны. Ребята, прежде чем разбрестись по секциям, с помощью организаторов знакомились с исторической, научной и культурной жизнью калужского края. Для кого-то из них было, например, откровением, что это место, Окско-Волжское междуречье, в XIII-XV веках стало центром встречи и слияния двух этносов - переселенцев славянских племен из Киевской Руси и туземных финских племен – "руси" и "чуди", по В. Ключескому. А ведь все это закончилось появлением великорусской народности, великого русского языка!

Затем юные дарования защищали свои проекты – научно-технические, экологические, гуманитарные, демонстрировали изобретения. Например, такие,  как модель венерианского дирижабля и гаечного ключа для работы в открытом космосе. Были там "сапоги-скороходы" или, скажем, машина для сбора камней с полей, придуманная первоклассником Сашей Ткаченко (где-то сейчас творит и выдумывает обнинский школьник?).

Секцию философии и культурологии, помнится, вел тогда один московский священник. С большим вниманием и интересом он заслушивал исследования детей по Шпенглеру и Шопенгауэру, по космизму и дзен-буддизму, терпеливо дожидаясь момента, когда, наконец, разговор пойдет о православной культуре и этике…

Сейчас такое время, безусловно, настало. Несмотря на сопротивление некоторых чиновников от образования, "Основы православной культуры" - в виде учебников, учебных курсов и разработок талантливых педагогов – уверенно входят в нашу жизнь, жизнь школы и российского  общества.




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру