Патриотизм Святой Руси

Выступление на IX Всемирном Русском Народном Соборе

Нет сомнения, что главным фактором нашей победы был массовый, личностный патриотизм.

Патриотизм по выражению Н.М. Карамзина — это Отечестволюбие. Думаю, что это главное. И есть еще в этом понятии родовое чувство, материнское, отцовское, соединяющее семью, род, племя, нацию, народ. И есть еще более расширительное, охватывающее людей не только одной нации, а всей страны, державы, империи. Русский патриотизм (отечестволюбие) сложился как державный патриотизм (отечестволюбие) Святой Руси. России, Советского Союза. Это патриотизм, объединяющий все народы и слои общества. Ныне такого рода патриотизм подвергается фальсификациям, извращениям, атакам. Наших людей хотят заставить отвернуться, отказаться от этой духовно-исторической скрепы, от этого державного цемента, скрепляющего все здание Отечества: тут и заявления о "патриотизме как последнем убежище негодяев", обвинения патриотов в голом милитаризме, обличение в националистическом угаре, шовинизме. Порой кажется, что все это старая доктрина Даллеса, опусы маркиза де Кюстина, изыскания австро-венгерской и немецкой разведки Первой мировой войны и мощная пропаганда Геббельса. Пора уже убедиться, что за этими рассуждениями, высказываниями, взглядами скрывается неприязнь, отторжение и даже ненависть к России. А этим людям представляется самый широкий эфир, право ведения передач, самые большие газетно-журнальные площади. Почему мы финансируем этот черный антипиар – против себя? Почему создается движение антипобеда? Пора предоставить хотя бы равные возможности выразителям истинного патриотизма.

Мы явно чувствуем, что у нас хотят увести, украсть, сфальсифицировать Победу, принизить праздник, затуманить, зачеркнуть его, не дать в очередной раз сплотиться обществу, разобщить его, обидеть, унизить победителей. Немецкий историк Р. Оверманс в книге "Немецкие военные потери во Второй мировой войне" установил, что безвозвратные потери Вермахта составили 5 млн. 300 тыс. В боях против западных стан потеряно 340 тыс., то есть 6,4%. На советско-германском фронте Германия потеряла 72% военнослужащих, 75% танков, 78% самолетов. Это правда победы, – и мы, и весь мир ее должны знать!

Итоги второй мировой войны не раз подвергались пересмотру. Сначала это касалось границ государств, геополитического положения России, что привело к плачевному результату — краху и исчезновению с карты мира государства, победившего фашизм, Советского Союза. Сегодня дошли грязные руки и до пересмотра духовно-нравственных итогов войны. Объединенная Европа даже не удосужилась провести празднования освобождения всех европейских столиц от фашизма. Ну, например, освобождение Варшавы и Польши ценой 600 тыс. советских солдат, или Будапешта, где полегло очень много наших воинов, или Бухареста, Белграда, наконец. Малые государства Прибалтики, существование которых на карте Европы вообще обеспечено нашей Победой, ибо не случись ее, вряд ли бы мы читали их названия среди географических реалий сегодня, и, тем не менее, именно здесь впервые были подвергнуты обструкции воины-победители, чей подвиг оболгали и объявили его равновеликим военным преступлениям извергов-эсесовцев. И Объединенную Европу никак не возмутили надругательства над памятниками, издевательства над стариками. Вся Великая Победа для Европы свелась лишь к страданиям и подвигу узников Освенцима, а не к трагедии всех народов Европы. Попытка сузить Победу — это тоже пересмотр итогов войны, что чревато для молодого поколения будущей Европы забывчивостью еще более глубинного рода. Не говоря уже о кощунственном призыве покаяться русскому солдату перед Германией. Идет постоянная подмена: – вместо того, чтобы призвать покаяться перед павшими бойцами, перед их памятью, покаяться перед жертвами, чей прах, чьи косточки еще не нашли упокоения в могилах, чье имя все еще неизвестно, нам навязывают лжепокаяние.

Или — нерейтинговыми по новоявленной шкале ценностей объявлены наши национальные герои Зоя Космодемьянская, Александр Матросов и несть им числа. Так проходит перелицовка истории уже для наших детей. Между тем, героическое прошлое нашего народа должно найти воплощение не только в нашей современной литературе, кинематографии, но и в восстановлении и создании памятников, на века запечатлевших подвиг народа. На Руси такими памятниками всегда были Храмы Божии. Те, кто положил "жизнь за други своя" вправе ожидать, что многие поколения русских людей будут поминать их в Храмах Божиих. Поэтому чем дальше отстоит от нас Победа, тем еще более значимо для нас – воплотить ее и в восстановленных, и во вновь возведённых храмах.

На Руси не ставили египетских обелисков, греческих стел и мавзолеев, все героические или бедственные события отмечались строительством церквей и часовен. В них значимые исторические события ежегодно отмечались всем народом памятными службами и молитвами и оттого цепочки событий русской истории не прерывались, не исчезали из народной памяти. Оттого каждое новое поколение русских людей вырастало духовно здоровым, преданным Родине, что наглядно показала Великая Отечественная война. Московский митрополит Филарет говорил: "Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди и, таким образом, она доходит до целого народа и до многих последовательных родов". Если такой неумолчный проповедник уничтожен во вред нашему народу, то он должен быть восстановлен.
Во многих городах России к 60-летию победы восстанавливают или строят новые храмы. На Мамаевом кургане в Волгограде возносится памятник-храм Всех Святых, в Арзамасском крае стараниями попечителей восстанавливаются многие храмы. Хотелось бы, чтобы и в Москве подумали о таком восстановлении или строительстве. Так, в Южном Бутове обсуждается вопрос о строительстве храма, посвященного святому праведному воину, адмиралу флота Российского Феодору Ушакову, обретенному святому-защитнику нашей армии! Каким бы подарком нашим воинам-ветеранам стал такой храм воинской славы.

Всенародным делом и долгом памяти может стать и восстановление гвардейского, войскового храма на Боровицкой площади — храма Николы Стрелецкого. В храме Николы Стрелецкого могут круглый год особо поминаться все погибшие русские воины, он, воссозданный, может стать войсковой святыней современных элитных воинских подразделений. Элитный полк, охраняющий Кремль и президента, по стародавней традиции, должен иметь свой приходский храм возле Кремля, причем в качестве соборного храма-символа всей российской армии. С просьбой возродить воинский памятник-символ обращаемся к властям московским, к народу, ветеранам войн, ныне служащим солдатам, офицерам, генералам и, конечно, к молодежи...

Задержусь еще коротко на умном и практическом патриотизме русского патриота и философа Михаила Осиповича Меньшикова и на его идее спасения Отечества через школу. "Именно своей отвратительной школе сверху донизу Россия обязана и военными, и мировыми своими поражениями... Мне кажется, — свидетельствовал наш соотечественник в начале века, — никогда так ярко не сказалось отсутствие нравственного воспитания в России, как в эпоху несчастной войны... и добавляет, — мы не догадываемся, что Россию разбил под Мукденом… русский школьный учитель".

В недавние советские времена у нас естественно и не без оснований утвердилось и бытовало понятие "Семья и школа". Сегодня времена существенно изменились. И советская формула уже не работает и не сработает, ибо современная российская семья представляет собою чрезвычайно разнородное, социально неравноценное явление: у кого, как говорится, суп редок, а у кого — жемчуг мелок. Полагаться в стремлении, консолидировать общество на семью мы, к сожалению, не можем — она и экономически, и идеологически ориентирована в разные политические стороны. А вот школа — дело совсем иное!

Давайте еще раз заглянем в историческое зеркало. Если Россию под Мукденом разбил русский учитель, как выразился Меньшиков, то в 1964 году в Конгрессе США представляется широко известный доклад ЦРУ, в котором утверждается, что русские "выиграли холодную войну" на школьной скамье. После этого доклада Конгресс США принимает одно решение за другим о вложении средств в образование. Именно тогда происходят многие заимствования от нас, в том числе и элементы патриотического воспитания (например, культ знамени), нацеленность на высшее образование. Кроме того, была значительно поднята значимость скаутских организаций по аналогии с нашими пионерскими и комсомольскими организациями.

В центре современной мировой схватки оказалась сегодня Россия не только как огромное физическом тело, с ее внутренними природными богатствами и границами, но также и ее история и культура.

Противостоять крестовому походу против русской культуры (а это значит против души народа) можно только единой волей, единым смыслом, общими культурными ценностями и симпатиями. И если говорить не только о нашей победе в "холодной воине", но, прежде всего, о нашей главной Победе в Великой Отечественной войне, о нашей победе во II Мировой, то мы вправе сказать, что под Сталинградом и Курском, Орлом и Белгородом, также как и под Варшавой и Прагой, Кенигсбергом и Берлином победила наша великая русская культура, симфонически звучащая, прежде всего, в предреволюционной российской и советской средней школе. Победил Пушкин и его "Полтава", Лермонтов и его "Бородино", Гоголь и его "Тарас Бульба", Алексей Толстой и его "Русский характер", а далее побеждал Шолохов и его "Судьба человека"…

Об этом, может быть, лучше всего сказал замечательный русский поэт- эмигрант (и как это ни парадоксально — белогвардеец по убеждениям) Георгий Иванов в стихотворении, написанном в 1945 году "На взятие Берлина русскими":

Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала:
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.
Сияет солнце, вьется знамя,
И те же вещие слова:
"Ребята, не Москва ль за нами?"
Нет. Много больше, чем Москва.

Приближающееся 60-летие Великой Победы не просто напоминает нам о нашем великом и героическом прошлом — оно всерьез начинает волновать умы и души здоровой части нашего молодого поколения. Кажется, именно этого боятся не только наши внешние враги, нацисты, поднявшие голову на постсоветском пространстве – в Прибалтике, но и окончательно взбесившиеся антигосударственники внутри России…

Российскую молодежь пытаются развести по разным национальным и политическим квартирам, вешая на её самые разнообразные политические клейма: тут и евразийцы, и нацболы, и комсомольцы, "Идущие вместе", и "Идущие без Путина"… Все вроде бы выражают свое политическое кредо, а на самом деле все, – идут в разные стороны.

Российскую молодежь, которая потенциально могла бы стать оздоровляющим центром консолидированного общества, пытаются не только всеми средствами, в том числе и подкупом, подготовить к новым оранжевым революциям, ее практически насильно пытаются накормить самым ядовитым из всех продуктов – "голубым салом", насадить в ней антикультуру.

Создается впечатление, что исчезает из нашей культурной жизни на длительный ремонт Большой театр – не только как памятник архитектуры, но и как хранитель русской классики. Стараниями г. Швыдкого храм музыкального и балетного искусства может превратиться в Содом и Гоморру, где вместо "Хованщины" и "Бориса Годунова", "Аиды" и "Спартака" будут звучать "Дети Розенталя" с отзвуками голубого сала.

А вместо русской реалистической живописи нам уже насильственно предлагают биенале современного искусства по Швыдкому, на котором представлены образцы прямого надругательства над Богом и человеком.

Была ли у нас дружба народов или это был миф? Какая дружба, когда были "враги народа", гулаги, трудлагеря? Но в том-то и дело, что в то же время поднимались национальные окраины, из забитых, неграмотных слоев населения вырастала собственная интеллигенция, аграрные республики становились индустриальными. На русскую душу интернационализм, а затем и дружба народов легли без особых противоречий. Ехали русские рабочие строить вместе со своими братьями Турксиб, Ферганский канал, Днепровскую ГЭС, осушать Колхиду, добывать нефть, уголь, марганец, ехали туда, где были провозглашены равноправные республики. Равноправные? Хорошо. Ехала русская интеллигенция помогать создавать свою азбуку этим народам, научные учреждения, больницы, школы. Сердца народов были открыты друг другу. Гитлеровцы не хотели этому верить. Ставка была на то, чтобы раздуть сепаратизм и посеять миф об угнетении народов, обвинить Россию в том, что она кормится за их счет, притесняет национальную культуру. Были придуманы национальные лидеры, в их карманы щедро полилась помощь, а попросту говоря, подачки.

Возникли мусульманские легионы, бендеровские шайки, латышские и литовские полицай-отряды, каратели-националисты всех мастей. У них были свои платформы, свои надежды на отделение от России. Не получилось.

Советские писатели разных национальностей создали великую литературу об Отечественной войне, о солдате, полководце, труженике тыла. Она, как и "деревенская проза", определяет художественный уровень отечественной словесности в XX веке. Назовите имена Шолохова, Твардовского, Леонова, Бондарева, Алексея Толстого, Симонова, Алексеева, Орлова, Стаднюка, Полевого, Гончара, Карпова и многих других мастеров слова и выразителей народной души, и сразу станет ясно, какая гигантская духовная высота освоена нашей литературой.

Урок Отечественной войны сегодня важен, как никогда, ибо он выдвинул на первый план идею государственности и соборности (в то время это было Советское государство и Советы). Сегодня после Беслана стала видна никчемность пустой болтовня о внегосударственных свободах, о словесной демократии. В те дни Отечественной войны любой писатель, поэт разных воззрений видел защиту в советском государстве, и сегодня мы связываем свои надежды с идеей государственности, устойчивой защитой своих граждан, и это требует создавать или продолжать традиции своей особой системы образности, особой высокой, духовной, культуры, которая в стране нашей не была апологетом власти, а утверждала идею Отечества, безграничного служения ему.

Но это требует и от государства правды и справедливости. Ведь не может же воин, инженер, рабочий, еле-еле сводящий концы с концами, чувствовать себя социальным, государственным партнером олигарха, покупающего в собственность самолет, яхту или даже футбольную команду. Прикормленная, свободная от совести пресса (все эти коммерсанты) с упоением и придыханием пишут об этих футбольных и яхт-приобретениях. Хочется сказать: беритесь за умы скорее, господа олигархи, иначе пламя народного гнева сожжёт вас.

Отечественная война дала нам урок сегодня и в том, что смертельного врага надо распознавать, надо быть бдительными, зоркими, беспощадными. Если хотите, надо найти новые яркие, меткие, доходчивые образы, слова, стихи по отношению к врагу. Писатели разных традиций, разной степени приближенности к власти, разных национальностей, когда на Отечество обрушилась страшная беда, и не подумали призвать к переговорам с врагом. Они не были кровожадны, но были почти единодушны в восклицании: "Отечество в опасности! Враг будет разбит! Убей его! Защити Родину!" Об этом говорили и писали: К. Симонов и И. Эренбург, М. Шолохов и А. Толстой, А. Ахматова и Л. Соболев, М. Джалиль и М. Рыльский, М. Танк и Д. Джабаев, сотни и тысячи писателей и журналистов. Все были единодушны и никому не пришло в голову обелять головорезов Клейста, Гота, Паулюса и Манштейна, а уж тем паче романтизировать их, приписывать им благородство и высоту чувств, как это делали по отношению к бандитам, и головорезам-террористам наши доблестные "правозащитники" — журналисты, и как вдруг снова заголосили так называемые политологи, телевизионные комментаторы, получившие все от государства, заласканные властью, призывая к переговорам с бандитами. Вы могли бы представить в этой роли А. Суркова и В. Инбер, М. Джалиля и Е. Долматовского, Н. Грибачева и Ортенберга, – когда они вдруг бы призвали повести переговоры с Геббельсом, Герингом, Гиммлером или хотя бы с Власовым и Бендерой? Нет. Потому что они понимали, что лишь наше государство, наш народ способны спасти мир, защитить людей, культуру, цивилизацию и призывали бороться с врагом.

А еще урок состоит и в том, что мы, дети войны, в 1942 году в морозный классах читали про Куликовскую битву и Бородино, про Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова. Что же заставляют нынче учить в теплых, хотя, как показали события, пожароопасных классах наших школьников?

В программе "Постскриптум" по 3-му каналу приводился вопиющий факт. В учебнике истории для 9-го класса, написанном какими-то Сорока-Ципа и изданном несколько лет назад, истории Второй мировой войны в целом посвящено 14 страниц. При этом решающим сражениям на советско-германском фронте отведено более чем скромное место. Битве под Москвой – всего 6 строк, а битве под Сталинградом — 11. Вместе с тем, описанию налета японской авиации на американскую базу Пёрл-Харбор и боевых действий английских войск в Северной Африке посвящена целая страница. Целая страница посвящена движению сопротивления в Западной Европе, а о белорусских партизанах не сказано ни слова. Похоже, что авторы просто переписали соответствующие разделы западных учебников. И этот учебник был одобрен Министерством образования РФ. Так и просматривается второй Мукден.

И еще, великой нравственностью, добротой, поддержкой друг друга победили мы в Отечественной войне. Это качество наших людей, сдававших последние сбережения, кровь, принимавших в свои дома беженцев, обогревавших сирот. "Все для фронта! Все для победы! — это не был лозунг агитпропа, это был призыв народного сердца, людей, сохранивших и передавших эти традиции своим детям.

И сегодня наш народ готов сделать все для Отечества, для тех, кто попал в беду. Это видно и после трагедии в Беслане.

Однако нельзя бесконечно эксплуатировать эту народную отзывчивость, терпимость доброту. Почему миллиарды долларов в это время уплывают из России, почему выросла до невероятных размеров коррупция? Зачем понадобилось отбирать льготы у ветеранов? Ведь один разворот уходящих из страны доходов оставила бы их души в покое.

От имени Собора мы обращаемся к вам, наши соотечественники, к вам, наши соборяне:

— Расскажите вашим детям и внукам об этих великих людях! О тех, кто жил и сражался тогда, в 41 – 45-м годах.

— В каждом городе, деревне, хуторе вспомните тех, кто ушел на фронт, кто трудился в тылу.

— Войдите в квартиру ветерана Великой Отечественной, поблагодарите его, поздравьте с праздником Победы, согрейте заботой и вниманием. Это – наша общая обязанность.

— Запишите их свидетельства, приведите в порядок документы, записи, дневники, сохраните их мысли, надежды, и тем самым сохраните себя и свою душу, сохраните историческую правду. Обопритесь сегодня, в трудные для нашего Отечества дни, на их мужество и героизм, на их боевой дух и любовь.

Да падет позор на голову тех, кто забыл их подвиг, кто презрел их славу, кто изменил Отчизне!

— Остановитесь у обелиска. Поправьте могилку. Положите цветы. Склоните головы перед теми, кто дал нам великий и непревзойденный пример стойкости, мужества, любви к Родине.

Вечная им Память!

Вечная им Слава!




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру