Воспитать православных ученых

Наука, по современному определению, – "сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности" (2. с.787). С течением веков менялись приоритеты и цели научных исследований, но интеллектуальное напряжение человечества, не прекращалось ни на минуту. Оно является неотъемлемым признаком развития цивилизации.

Можно утверждать, что это поступательное движение, называемое научным прогрессом, с самого начала было дифференцированным. Одни ученые полагали в основу своих изысканий стремление к благу остальных людей, другие - ставили целью достичь торжества собственного разума над силами природы, далеко не всегда критично оценивая последствия этой обманчивой победы.

XX век с небывалой очевидностью выявил эту дифференциацию. Именно в конце второго тысячелетия от Рождества Христова человечество испытало на себе разрушительную силу новых видов оружия массового поражения, техногенных катастроф, порожденных масштабным вмешательством человека в природу. Наука, вышедшая из-под омофора Церкви, утратила свое значение, как движущей силы прогресса. Свято место, как известно, пусто не бывает, и с нею произошло то же, что и с домом человека, из которого, как рассказывается в Евангельской притче, был изгнан злой дух. Найдя дом пустым "пометенным и убранным", он вернулся туда с семью другими, злейшими духами, "и было последнее человеку тому горше первого".

На протяжении двухтысячелетней истории Церкви Христовой отношение ее чад к светской науке, как к сфере приложения умственных сил неоднократно менялось. Православное догматическое богословие называет два пути богопознания: сверхъестественный, основанное на Божественном откровении, и естественный, когда человек приходит через рассмотрение тварного мира к познанию Творца (3, 66-68). Подтверждением действенности этого метода являются слова святого апостола Павла, который говорит: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому, что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1,19-20). Вместе с тем в посланиях апостола языков содержаться предостережения против порабощения ума, просвещенного Божественной благодатью, интеллектуальными изысками, которыми столь богат был древний эллинистический мир: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому" (Кол. 2,8) . Поскольку в первые века бытия Церкви Христовой центрами научной мысли были языческие по духу академии Афин и Александрии, большинство христиан их избегали. В житиях многих святых Вселенской Церкви, говориться о том, что они получили блестящее академическое образование, будучи язычниками, а уже затем были просвещены Светом Христовой Истины. Чуть позже великие Отцы Вселенской Церкви, такие как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский призвали считать науку, одним из наиболее действенных способов Богопознания. Их собственные научные труды, являют блистательный пример синтеза богословских и естественнонаучных знаний. Кроме того, они первыми в своей апологетической деятельности начали опираться на методы познания – логику и диалектику, выработанные философами-язычниками.

Общеизвестен факт, что в России первые школы создавались при монастырях, что определяло направление познавательной деятельности учащихся и сыграло судьбоносную роль в дальнейшем развитии научной мысли. Безусловно, верующими людьми были такие столпы отечественной научной мысли, как М.В.Ломоносов, изобретатель радио А.С.Попов, химик Д.И.Менделеев, физиолог И.П.Павлов и многие-многие другие.

Большая часть ученых России придерживалась православных традиций, однако раскол в научной среде, выявленный "вольнодумным" XVIII веком постоянно усиливался. Ко второй половине XIX столетия, а особенно в предреволюционное время, немалое число университетских профессоров, призванных развивать отечественную научную мысль, принадлежало к среде либеральной интеллигенции, где Вера считалась признаком косности мышления. Смещение идеологических ориентиров в советское время привело к тому, что религия и наука стали противопоставляться друг другу, религиозное мышление прямо называлось антинаучным. В этот период, продолжавшийся многие десятилетия, сформировались новые поколения людей науки, которые, обладая знаниями и навыками исследовательской работы, не мерили итогов своих трудов нравственными критериями.

Конечно, и в этот период были ученые, остававшиеся христианами. Верующими людьми, воспитанными в православной семье были, например, братья Сергей и Николай Вавиловы. Блистательный пример сочетания плодотворной научной деятельности и духовного подвига являет собой жизнь святителя Луки, архиепископа Крымского, в миру  - Владимира Феликсовича Войно-Ясенецкого. Его имя ныне хорошо известно. Талантливый хирург, за свои научные разработки удостоенный государственных премий, он одновременно являлся действующим епископом Русской Православной Церкви. Но, их мировоззрение формировалось в дореволюционное время. 

Духовное пробуждение нашего народа, начавшееся после празднования 1000-летия Крещения Руси, способствовало преодолению средостения между Церковью и наукой. Свидетельством этому является участие видных отечественных исследователей, преимущественно гуманитарной сферы в реализации крупных церковных начинаний. Яркий пример - издание "Православной энциклопедии", авторами статей которой становятся и светские и церковные ученые. Ежегодно представителям светской исторической науки присуждается церковная премия святителя Макария (Булгакова), учрежденная одноименным Фондом, за достижения в изучении истории Церкви, России и Москвы. Но, разумеется, изучение вопросов церковной истории светским ученым вовсе не означает, что он автоматически становится православным христианином. Иные проходят этот путь, другие остаются в рамках уважительного, но нейтрального отношения к Церкви, воспринимая ее только как объект научного исследования. 

Эти же тенденции характерны для начало нового тысячелетия. По-прежнему часть ученых, как наших, так и западных, вступает на путь научного познания, принимая в качестве незыблемых постулатов евангельские заповеди, а другая часть полностью игнорирует их. Разница разве только в том, что научная мысль последних приобретает все большее дерзновение, простирающееся на проведение смелых экспериментов, всегда рискованных и не всегда оправданных. К их числу относятся попытки клонирования человека, создание генетически модифицированных видов флоры и фауны. Возможные последствия этого уже сейчас вызывают тревогу. Все названное делает насущно необходимым приход в науки верующих людей.

Для глубоко верующего человека никогда не существовало и не может существовать разрыва между его духовным упованием и научными интересами. В целостном мировоззрении ученого-христианина они органично связаны между собой. Как весьма остроумно высказался святитель Филарет, митрополит Московский: "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому, что не в союзе с невежеством" (4. с.315). 

Немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики Макс Планк писал "Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга" (1, с.313). "Религия движет науку и в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Это верно относительно христианства… В том-то и сила религии, что она пробуждает любовь к жизни, к природе, к человеку, освещая их светом вечного, непреходящего смысла" (4. с.61), свидетельствовал святитель Крымский Лука.

Подлинный ученый видит в своей деятельности особого рода служение, направленное к прославлению Творца, через открытие и изучение Его творений. Ян Флеминг – английский исследователь, открывший пенициллин, когда его чествовали в Париже, ответил: "Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел, увидел то, создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу…" (1, с.477).

Но, становятся ли современные молодые православные христиане учеными? Казалось бы, положительный ответ очевиден, однако, на деле все совсем не так просто.

Над большинством наших молодых православных соотечественников довлеет, как некая догма, взгляд на науку, как на занятие, уводящее и от жизни и от пути спасения. Я не имею сейчас в виду молодых богословов, патрологов, церковных историков – питомцев наших славных Духовных школ. Речь идет о тех, кто уже не является неофитами, кто вырос в Церкви, может быть, даже учился в Воскресной школе или Православной гимназии. Современная светская школа не прививает детям вкуса к научной деятельности, но, к величайшему сожалению, ничего не говорится о пользе научных трудов и в нашей церковной среде. Почетными и чуть ли не единственно спасительными признаются труды православного пастыря, иконописца, регента, а для женщин круг еще более сужен – лучше всего быть матушкой. Можно еще нести послушание певчей, или работать в иконной лавке. И все.

В современной православной литературе есть немало книг и брошюр апологетического характера, посвященным взаимоотношениям Церкви и светской науки. Подавляющее большинство из них представляют собой критику в той или иной форме материалистических научных воззрений. Весьма часто знакомство с этими изданиями порождает у молодых людей-максималистов негативное отношение к науке, в целом, как к сфере деятельности.

Много ли православных изданий призывающих молодых людей к служению Отечеству на поприще светской науки? Им разъясняется пагубность алкоголизма, наркомании, разврата, лености, но не приводиться положительных примеров иного пути – пути верующего человека, не принадлежащего к среде церковнослужителей, занимающегося созиданием интеллектуального потенциала Родины.

Настоящие занятия наукой – это тяжелый труд, требующий всецелого самоотвержения, и он должен быть уважаем. Давным-давно в журнале "Православная беседа" была опубликована статья, в которой проблема затрагивалась несколько в ином ключе: уважаемые и известные православные пастыри призывали новообращенных не бросать свою прежнюю работу в светских учреждениях, ради того, чтобы в любом качестве неотлучно быть при храме. Среди них был настоятель московского храма святителя Митрофана Воронежского протоиерей Дмитрий Смирнов, который замечательно сказал о том, что каждый должен заниматься своим делом, тем которое ему по силам. Сказано было, примерно, так: пусть физик трудиться в своей лаборатории, врач лечит больных, а полы в храме моет тот, у кого это лучше получается. При этом никто из этих  людей не перестает быть членом Православной Церкви.

Во многом снисходительно-пренебрежительное отношение к людям науки в церковной среде, вероятно, было спровоцировано извне. Ученых, как людей думающих, а, следовательно, опасных, советская власть приучала пролетариат не любить и опасаться еще в первые годы своего существования. Само понятие "ученый" в Советском Союзе подверглось сильнейшей дискредитации. Существование сотен НИИ с десятками сотрудников, среди которых реальными полезными исследованиями занимались единицы, мало способствовало процветанию отечественной научной мысли. В перестроечное время сотрудники НИИ и академических институтов, не перестроившихся на коммерческие рельсы, влачили жалкое нищенское существование, а многие живут так и сейчас. Все это правда. Но, правда и то, что без развития науки, без соборного умственного напряжения интеллектуальных сил общества гуманитарная, техническая, и в конечном итоге, политическая деградация страны неизбежны.   

Церковь Христова – не от мира сего, и Ее чада не должны во главу угла полагать попечение о решении мирских материальных проблем. Но они обязаны быть патриотами своей Родины, на земле которой им Богом суждено было появиться на свет. Объяснить молодежи, что быть высокооплачиваемыми наемными менеджерами и клерками западных компаний - это не предел мечтаний, вложить в юные сердца и умы стремление осознанно служить Отечеству по мере сил, в том числе и на научном поприще – в этом сегодня видится одна из главных задач православного воспитания.  

Литература:
1. Сретенский календарь-сборник. Сретенский монастырь. – М.1999. – 480 с.
2. Новый энциклопедический словарь. "Большая Российская энциклопедия". – М.200. – 1456 с.
3. Давыденков О. иерей. Догматическое богословие. Ч.I-II. ПСТБИ. – М.1997. – с.159     
4. Лука Крымский, свт. Наука и религия. – Троицкое слово. 2001. – 316 с.




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру