Святая Русь, или родина бабы Яги?

Полгода назад в селе Кукобой, что находится на границе Ярославской и Вологодской областей, был открыт Музей Бабы Яги. Этому событию предшествовало объявление старинного села родиной сказочной ведьмы. "Экспозиция", как и полагается, разместилась в рубленой избушке, правда пока без курьих ножек: их появление, по заверениям устроителей музея - дело времени. Новый "очаг культуры" появился на свет с большой помпой - перерезать ленточку на входе приехал лично ярославский губернатор А.Лисицын, который вместе с главами Первомайского и Пошехонского муниципальных округов Ярославщины и туристической фирмой "Яроблтур" стоял у истоков этого проекта. Сам он возлагает большие надежды на новую достопримечательность Кукобоя, полагая, что присутствие Бабы Яги выведет село, равноудаленное от Ярославля и от соседнего областного центра Вологды, в разряд крупных туристических объектов. Областные СМИ расценили появление музея, как заметное культурное достижение. Не щадя красок, журналисты живописали о том, что этот музей является единственным утешением для полутора тысяч жителей села Кукобой, где нет радио, да и телевизор встречается далеко не в каждом доме. В репортаже ГТРК "Ярославия", посвященном открытию избушки, отмечалось, что "Баба-Яга давно уже превратилась в рекламный бренд, за обладание которым борются Архангельская, Ивановская и Ярославская области". Почетный приз, стало быть, выиграли ярославцы.

Однако, если у читателя создается впечатление, что в этом глухом местечке гостям более показывать нечего, то все далеко не так. Село Кукобой имеет более чем четырехвековую историю. Первое упоминание о нем содержится в купчей 1526 года князя Иван Кемского, приобретшего у Корнильево-Комельского монастыря село Никольское (Кукобой) с деревнями. Указанные земли являлись вкладом в монастырь "по душе" князя Семена Андреевича Шелешпальского, потомка князя Василька Ростовского, который мученически погиб от рук татаро-монгольских захватчиков в 1238 году.
       
Украшением села в начале XX столетия стал новый собор в честь Спаса Нерукотворного Образа. Он был построен на средства уроженца Кукобоя - Cанкт-Петербургского купца Ивана Агаповича Воронина. Разбогатев, купец не забыл своих односельчан, предложив им на выбор - строительство нового храма или железной дороги до Пошехонья, которое отделяли от села десятки верст непроходимых болот. Тогда сельчанами единодушно был сделан выбор в пользу храма, хотя в селе уже была действующая церковь. Воронин пожертвовал на строительство 1 миллион рублей. Все работы велись местными умельцами - каменщиками, плотниками, резчиками. Специально для этого в Кукобое был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич - белый для стен и лазуревый для колоколен и башен - доставлялся из Финляндии, каждая штука для сохранности бережно завернутая в бумагу. Миллиона рублей, щедро выделенных меценатом, хватило и на храм, и на новую школу, и на три каменных здания для больницы и богадельни. Освящать собор в 1912 году приехал архиепископ Ярославский Тихон, будущий Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В советские годы храм использовали как склад, потом в его стенах была устроена тюрьма. С 1989 года он был возвращен общине верующих, "Вот готовый туристический объект! - говорит пресс-секретарь Ярославско-Ростовской епархии Юлия Стихарева, - Размеры величественного храма, великолепие и красота Дома Божия и сейчас поражают. И в нескольких метрах от чуда архитектуры, созданного нашими предками, возникает этот странный музей, идея которого абсолютно надумана. Своим появлением он перечеркивает многовековую историю православного Кукобоя". Не скрывая возмущения, пресс-секретарь Ярославской епархии рассказывает, как сотрудниками местной детской библиотеки имени И.А.Крылова был разработан целый сценарий: "В гостях у Бабы Яги". "Вы представляете?, - говорит она, - Не у добра-молодца, не у Василисы Прекрасной, а у Бабы Яги! Постановки по этому сценарию собираются осуществлять в школах  и детских садах".

Спасский собор, переживший атеистическое лихолетье, сегодня нуждается в серьезной реставрации. Она начиналась, но была приостановлена из-за отсутствия средств. К сожалению, находятся средства на строительство в нескольких десятках метров от православного храма жилища мрачноватой сказочной героини, которой на Руси традиционно пугали маленьких детей. Да и как не испугаться, если усадьба Бабы Яги по описаниям выглядело так:  забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо столбов у ворот -ноги человечьи, вместо запоров   руки, вместо замка   рот с острыми зубами", а сама хозяйка избушки обычно съедала тех, кто неосторожно забредал к ней. 
  
По свидетельству пресс-секретаря Ярославско-Ростовской епархии духовные власти в лице епископа Ярославского и Ростовского Кирилла обращались к светским с протестом против сомнительного соседства, в котором оказался православный храм. Однако все оказалось безрезультатным. "Этот проект очень хорошо "раскрутили", сюда уже вовсю возят детей, - с горечью говорит настоятель Спасского собора, благочинный Пречистенского округа протоиерей Александр Медведев, - В период каникул каждый день приезжает по два автобуса со школьниками из Москвы, Ярославля, Вологды, Череповца. Детей среди которых есть и совсем маленькие и уже подростки, сначала ведут в храм, а потом "в гости к Бабе Яге". Возле сруба сделана горка, стоит елка, а ребятишек встречают уже не только Баба Яга, но и домовой, и леший, и другая нечисть, которую изображают местные работники культуры. С их участием разыгрываются целые спектакли. Я спрашивал этих людей: почему именно Баба Яга, а не другой сказочный персонаж, например Колобок или Василиса Прекрасная? Они в ответ молчат или отвечают: это сказочный герой и зачем ты, батюшка, начинаешь преувеличивать? Думаю, дело в том, что никакой другой проект не заинтересовал бы тех, кто все это устраивал, и кто считает нормальным, что наше село, нашу древнюю ярославскую землю в глазах тех же туристов будет олицетворять именно Баба Яга. К сожалению, наших возражений и протестов никто не слушает. На мой взгляд, это настоящее кощунство и самое возмутительное, что к нему приучают детей".

Куда логичнее, по мнению той же Юлии Стихаревой было бы устроить в Кукобое музей русского купечества, многих достойных представителей которого подарила России Ярославская земля. Пример Ивана Воронина, который сумел своим трудом выбиться в люди и даже стать благотворителем своих земляков, далеко не единичен. Вот образец, на котором должны бы воспитываться наши дети. Но нынешнее время и рыночная коньюнктура, подогревающая интерес ко всякого рода паранормальным явлениям, диктуют совсем другое.

Идея музея Бабы Яги опасна еще и тем, что узаконивает в глазах посетителей, в том числе детей, сосуществование с тем, что испокон веков на Руси называлось "нечистой силой". Баба Яга предстает перед ними этакой мирной и веселой старушенцей, которая и поиграет с тобой, и пошутит, и чаем с пирогами угостит. Никакого страха и отвращения такая героиня, естественно, вызвать не может. Не знаю, осознают ли устроители музея в Кукобое причастность Бабы Яги к миру темных сил, однако здесь она вполне продуманно пропагандируется. Дружеское общение со злой ведьмой, а по сути Баба Яга является именно ею, с подачи этих людей становится нормальным явлением. И напрасно организаторы Музея ссылаются на то, что их Баба Яга - своего рода берегиня, хранительница народных традиций и устоев. Даже реклама в Интернете завлекая потенциальных гостей в Кукобой, предлагает им посещение здешнего "Музея духов и суеверий" (сообщение РИА-Ярославль от 23 июля 2004 года). Видимо именно в этом изначально заключалась концепция нового "музея", прикрывшегося более невинной вывеской. К сожалению, никто не даст гарантии, что первоначальный замысел не будет реализован.
       
Сегодня наших детей со всех сторон окружают образы монстров, наделенных нечеловечески огромной разрушительной силой, магов и ведьм, способных уничтожить всякого, кто им противостоит. Эти образы проникли в фильмы и компьютерные игры, рассчитанные на юную аудиторию, используются производителями игрушек. Заинтересованные в этом взрослые дяди и тети продолжают внушать детям и их родителям, что ничего страшного в этих существах нет. Среди них попадаются вполне добрые и милые, с которыми даже можно дружить, причем гораздо легче завести такую дружбу если ты сам обладаешь магическими знаниями. В одном ряду с этим опасным явлением стоит выход в свет в минувшем году нового детского журнала, который так и называется - "Ведьма". Полноцветное ежемесячное издание - продукт издательства "Эгмонт Россия", адресовано девочкам-подросткам. Героини журнала "Ведьма" с традиционно русскими именами: Вилл, Тарани, Корнелия, Ирма, Хай Лин, Элион, согласно аннотации, "также как другие 13-14-летние девочки, ходят в школу, делают уроки, увлекаются модой, музыкой и спортом (более ничем, по мнению создателей журнала, современные девочки увлекаться не должны!-авт.). Но, все-таки, они немного другие. Подружки обладают магической силой и способны творить настоящие чудеса! Каждая из девочек обладает собственной волшебной силой: Ирма владеет магией Воды, Тарани - магией Огня, Корнелия может управлять силами Земли, Хай Лин способна повелевать Воздухом, а у Вилл есть Сердце Кондракара, талисман, в котором все стихии сливаются в единую энергию. Все вместе они W.I.T.C.H. - Стражницы Кондракара, охраняющие мир от зла. Их приключения интересны и поучительны - они помогут читательницам сориентироваться во взрослом мире и справиться со сложными ситуациями (!!!-авт.). В журнале все только самое интересное: гадания, предсказания, гороскопы, свойства талисманов, сила народных примет". Кликнув в Интернете на словах "журнал "Ведьма" можно попасть на форум юных читательниц журнала возраст которых - от одиннадцати до шестнадцати лет. Их высказывания весьма однообразны: почти все девочки представляются вымышленными западными именами, увлекаются магией и хотят быть похожими на безликих, лишенных национальной и культурной индентичности героинь журнала. Кстати, "Ведьма" не единственный продукт издательства "Эгмонт". На наш книжный рынок, бедный детской литературой им выбрасываются (другого слова не подберешь) книги, альбомы-раскраски о покемонах, телепузиках, Барби и т.д. Все это чтиво красочно иллюстрировано, хорошо разрекламировано и адресовано детям от семи до четырнадцати лет, т.е. тем, кто через десять лет войдя во взрослую жизнь будет строить будущее нашей страны. Что ждет в этом будущем девочек, наученных ориентироваться во взрослом мире и решать сложные ситуации посредством магии? Какие граждане России получаться из них? Кого они смогут воспитать?
  
P.S. Недавно история вокруг музея Бабы Яги в Кукобое получила продолжение. Возмущение настоятеля и прихожан общины Спасского храма вроде бы возымели эффект: избушку из села уберут. Правда, не совсем, а лишь передвинут вглубь леса, туда, где она по мнению устроителей сего действа не будет так "мозолить глаза" православным. Остается только догадываться: не станет ли следующим местом обитания "невинной сказочной старушки" памятник природы - сосновый бор, являющийся излюбленным местом отдыха местных жителей. Его главной достопримечательностью является источник, который был освящён святителем Тихоном во время его приезда в Кукобой в 1912 году одновременно со Спасским храмом. Но, в конце концов, самим сельчанам решать, где они живут - на святой и древней русской земле или на родине Бабы Яги?




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру