Истина одна

Ответы протоирея Валериана Кречетова на вопросы читателей портала

- Добрый день, очень признателен Вам за возможность задать свой вопрос. Дело в том, что в нашем городе очень сложно иметь хорошие отношения с представителями духовенства РПЦ. Тем, кто исповедует протестантизм, свойственно чувствовать некоторое неудобство на уровне администрации города в лице некоторых чиновников, отождествляющих себя с православием. Думаю, что в этом есть частичная вина окармливающих свою паству пастырей. Ведя борьбу с сектами, в погоне за ними некоторые ревностно отстаивающие взгляды РПЦ, порою окрещивают сектантами и вполне богобоязненных людей, в вероучении которых есть отличие от доктрин православной церкви. Более того, как мне видится представителям власти, со стороны духовенства православной церкви (некоторой ее части) постоянно навязывается мнение, что необходимо вести борьбу с подобными сектами. Но на основании чего делаются подобные заявления, только на выводах православных священнослужителей, не разделяющих в некоторых вопросах веры протестантское богословие? Хотелось бы узнать вашу точку зрения по этому поводу. Не есть ли это признак ксенофобии? Спасибо.

- А как же должен вести себя священник, Истина то ведь одна, ну, если какая- то неправда, если черное называют белым! Так и называй, как есть. Тут две вещи: отношение к инакомыслящим, и отношение к иной мысли. Одно дело мысль, другое – сам мыслящий. Сама мысль верная? Или нет? Если она не верная, почему я не могу сказать, что это не верно! А отношение к неверно мыслящему примерно такое, как к дальтонику –   ну, не различает цвета, что с ним поделаешь! Можно сказать, нужно разделять сущность и личность.

Допустим, есть достойный человек, мы все знаем его, но появляется группа людей, которая говорит совсем наоборот про него. Какими считать этих людей, путаница получается; дело ваше, как относиться к этому человеку, но не нужно запутывать никого по сущности.

Кто-то сказал, что если б математика налагала рамки на наши отношения, т.е. страсти, нашлось немало людей, оспаривающих истинность теоремы. Если 2х2=4, то это так. А может быть 2х2=5? Можно доказывать, оспаривая первое.

Экуменизм возможен только в одном, чтоб все приняли истину, в полноте, которая есть от Апостолов.

А так получается вроде телеги: с четырьмя колесами – полнота, с 3- мя можно ездить, но с большим скрипом, можно и 2-мя, если мотор есть, все за собой запахивать! Это грубое, конечно, сравнение.

Вот, говорят, есть самое главное – Вера в Бога. Да, есть. А как веровать, все равно ли как веровать?

Если о нас говоря неправду о человеке, то он имеет право даже в суд подать за клевету. Почему же когда судят тех, кто говорит неправду о Боге, т.е. еретиков – то это чуть ли не преступление?! Да нет, это законное требование, никаких разногласий нет.

Отношение к человеку… Люди между собой относятся в разных вещах: кто пашет, кто сеет, кто копает, кто на станках работает – это отношения земные. А вопрос веры – вопрос, касающийся Бога, это уже не только человека вопрос. Вера – отношение к Богу, религия – отношения Бога и человека. И если о Боге говорят не истину, то это принципиальный вопрос по существу. Другое дело, что заставить думать по-другому человека невозможно. Вот, например,  у нас один курит, другой – нет. Нормально, все-таки, когда человек не курит, но что делать с курящим –  что, расстреливать его?!

- Христос Воскресе! 1. Почему в пасхальной молитве поется: Воскресение Христово видевше…, ведь мы не видели Воскресения Христа, мы только узнали и уверовали?

2. Можно ли на Пасху нести на освящение мясные блюда?
Спаси Вас Господи.

- Во–первых, речь идет не о том, что сам человек видел Воскресенье Христово, а он видел плоды Воскресения. Во-вторых, вопрос касается богослужения. Сущность православного богослужения заключается в том, что человек именно присутствует при совершении того события, которому посвящено богослужение. Отец Сергий Мечев говорил, что богослужение – это не есть образное, но есть буквально происходящее событие. Суть этого в том, что человек переносится в другое время и духовно присутствует при этом событии.

"Видевше" - это относится ко всем тем, кто духовно присутствует и действительно видит Воскресение. Как сходит Благодатный огонь на Гробе Господнем даже телевидение позволяет видеть нам. Были времена, когда такой возможности не было, но множество людей внутренне созерцали это событие. По нашей вере Господь дает нам эту возможность.  Вот маленький пример. Нам в храм привезли Благодатный огонь, я вышел с двумя факелами по 15 свечей, огонь обнял руку, но ничего не опалил… Или еще: "Днесь воды освящается естество, днесь Иордан возвращает струи…"  Ведь мы же говорим об этом как о событии реальном.

При прочтении литературы о каких- то исторических событиях Вы представляете, как это происходило, как бы видите событие духовными очами. Тут, конечно, работает воображение, но что такое воображение? Вхождение во образ, т. е. не просто рассматривание, а вхождение, присутствие.

Православное богослужение позволяет человеку присутствовать,  а именно участвовать, в событиях евангельских. Оно не есть воспоминание, почему мы каждый раз около Чаши говорим: "Вечери Твоея тайныя днесь (т.е. сегодня, сейчас) Сыне Божий, причастника  мя прими…" Это действительно так, Тело и Кровь Христова Истина есть в каждый момент, когда человек причащается, есть та самая Тайная Вечеря, так же как, то самое Воскресение, когда мы празднуем Воскресение Христово – так и есть.

Ну, а на счет мяса – его не положено приносить в Церковь, собственно говоря, и куличи в Церкви не освящаются, все это у нас раньше освящалось в ограде Церкви, потому что по Уставу в Церковь положено вносить только то, что нужно для богослужения: свечи, елей, вино, просворы.

- Так в  церковной ограде мясо освящать можно?

- Можно. Молитва же есть на освящение мяса…

Есть такие слова в молитвах ко Пресвятой Богородице: "…странна муки покажи мя и всех Владыку умоли", разъясните, пожалуйста их смысл, батюшка. Р.б. Иулия

Дело в том, что это славянские слова, "странна муки" в смысле "отстрани меня от мук", так же как мы произносим "ниже доволен да под кров внидеши души моея…" Неужели не доволен? Не достоин – понятно, а тут как? По- моему,  смысл таков: довольствие – это вроде обеспечения, как в армии, например, солдат на довольствие ставится. Так возвращаясь к словам молитвы, получается, что не достоин я получения этого обеспечения, довольствия от Бога…

- Уважаемый батюшка!

Допустимо ли православному христианину использовать элементы гимнастики йогов, если ставить своей целью не проникновение в мистическую сущность этой системы, а поддержание физической формы и укрепление своего здоровья.
р. Б. Александр


- Ну, что ж, ничего особенного нет, практически система йоги – система статических упражнений, а одним из статических упражнений является стояние в  Церкви, это, кстати, очень тяжелое упражнение. Многие спортсмены не могут стоять, не выдерживают, падают, им нужна динамика.

В Церкви есть стояние на коленях – тоже тяжелое статическое упражнение. Я заметил, что у нас многие неправильно стоят на  коленях, они сидят на запятках как мусульмане (там приспособились) – и у нас получается откат в мусульманство.

Есть упражнения дыхательные и тренировки пресса, у нас в православии все это очень хорошо получается в земных поклонах. Это такая гимнастика, в которой работает все: и спина, и руки, и ноги. У нас только это не рассматривается как упражнения. У йоги – это основа.

Святитель Феофан был сторонником "за" физические упражнения.

- Батюшка, тут вопрос об элементах гимнастики …

Если не думаешь о каких-то заклинаниях – это одно из статических упражнений. Как-то спросили у старца: "Можно ли грызть семечки" – "Можно, только к каждой семечке Иисусову молитву приложи."

- Что посоветуете, Батюшка?  Молодая семья. Девочке скоро 7 лет. Папа очень строго спрашивает за все поступки, особенно за ошибки. Личность ребенка сильная. Всем помогает, советует, а со своей задачей справляется трудно, как бы боясь ошибиться. Как не навредить?!

- Ясно, что если очень боится ошибиться – это тщеславие. Это чаще бывает со взрослыми. Есть такая книга "Дерзай, дщерь", написала ее монахиня, так там есть очень интересные вещи. В частности, приводится случай, когда одна монахиня переживает, ее хотят назначить игуменьей. А старец ей говорит: "Я думаю, что переживаешь ты не оттого, что тебя назначат игуменьей, а что тебя назначат – и ты не справишься! Ну, так не справишься – сместят. А что ты этого места не достойна?" Тут взгляд его упал на слова, кажется, Святителя Феофана, который сказал: "Никто своего места не достоин, даже водовоз". Не думай, что достоин своего места.

Понимание своего места – сложный вопрос. Одному архиерею было такое откровение, когда он подумал, почему такой славы сподобился, стал епископом. Ему явился Ангел и сказал: "Ну что ты тут сидишь – превозносишься! Эта епархия прогневала Бога, хуже тебя Господь никого не нашел!"

Если Господь поставит, то и подскажет, и не ошибешься. А отступит по нашей гордости, чтоб не зазнавались – и ошибешься! Ну что ж, ошибешься – потерпишь, себя тоже надо терпеть. В том то и дело, что часто у нас батюшкам задают вопрос, как поступить, с подспудной мыслью: "Сам примешь решение – ошибешься, а если не получится – с себя ответственность снимешь". Так что основа многих вещей тоньше, чем выглядит внешне.
 
А ребенку, конечно, нужно помочь, поддержать, подкрепить: "Если ошибешься – ничего, все же ошибаются. Не ошибается тот, кто ничего не делает!" Отец Иоанн Крестьянкин сказал одному рабу Божию: "Ну что ты хочешь сделать из своего ребенка, что из себя не можешь сделать!"

- А что посоветовать папе?

- Нужно терпеливо обращаться с ребенком. Сказано: "В терпении вашем стяжите души ваша, и в сугубом терпении душу ближнего нужно стяжать."

- Что, если твой супруг является невоцерковленным человеком, и его линия жизни не способствует твоему укреплению в духовной жизни. Стараясь сближаться с мужем в семье, отдаляешься от церковной жизни?

- Нет, совсем не обязательно. Если человек стремится к духовной жизни, то он находит пути. Другое дело, что это не обязательно может быть в полноте. Прежде всего, должны быть выполнены все обязанности, касающиеся семьи, сначала все приготовь, сделай домашние дела и приходи в Церковь - тогда не будет неприятностей дома. Вот моя матушка, 7 детей,  куда денешься, не на все службы  могла ходить. Конечно, она ходила в Церковь, но ведь часто и не могла – так у человека подвиг послушания. Когда-то Авва Дорофей обратился к старцу, когда тяжело болел: "Я не могу стоя молиться" – "Молись сидя", "Сидя не могу" – "Тогда, лежа", "Лежа не могу",  "Твори Иисусову молитву" - "И это трудно делать", "Тогда предстань Святой Троице, и молись за нас".  И Господь его принял, а братья возроптала: "Что же это такое, он ведь и в Храм редко ходил!"  Авва Дорофей прислуживал больным. Старец  спрашивает: "Если ударил колокол к службе, а у тебя на руках больной брат, что делать, утешить больного, или пойти в Церковь?" Отвечают: "Утешь болящего." – "Правильно рассудили, тогда зачем своему языку позволяете другое говорить!"

Так вот. Есть болящие телесно, а есть болящие духовно. Это тоже болезнь, духовно болящий человек – немощной, значит, нужно его как-то утешить, но при этом молиться! Вот Преподобный Ефросин, он вообще в Церкви мало бывал, он же на кухне был. Он говорил (кстати, к вопросу о достоинстве!): "Видишь, одни достойны стоять перед иконами, лицезреют святых – а ты к печке поставлен." Так он при жизни еще удостоился того, что был в Раю!

Или еще один пример, когда один человек видел как Ангел помазывал на челах кресты в Церкви – так то были рабы Божии, которые хотели быть на службе, но  никак не могли. Так они получают Благодать Божию по настрою своей души, Господь принимает устремление человека. Я сам когда-то испытал, когда не мог на богослужение прийти: тут семья, тут на  работу должен идти. Захожу в Церковь, еще служба не началась, постоял, прихожу на работу, чувствую, что пришел из другого мира, все равно благодатное чувство. Просто зашел в Храм…

- Достаточно ли в жизни для спасения исповедаться, например, у одного и того же священника, причащаться, но не иметь особых духовных каких-то взаимоотношений с ним. Важно ли для спасения иметь духовного отца? Р. Б. Наталия

- Необходимое для спасения условие – исповедь и причащение и желательно, у одного священника. А вопрос духовничества определяется внутренней духовной связью и временем.

Отношения человека должны быть с Богом, когда слишком много личностного в отношениях с батюшкой – это не совсем то, а может быть даже и совсем не то. Это как в вопросе: был в Церкви или не был, был у батюшки, много и  долго. Можно быть много, а толку может быть мало…

- Чье слово, мнение  должно быть главным в жизни православной женщины: духовника или мужа? Р. Б. Наталия

- Этот вопрос должен учитывать состояние супружеской четы. То слово главное, в котором есть воля Божия, выше слово Бога, а не человека.  Иногда это бывает муж. Смотря, о чем идет речь. Дело в том, что вопрос послушания – вопрос очень серьезный! Слушаться важно и необходимо, потому, что творение своей воли – путь явно ложный. Но нужно во всем стараться почувствовать волю Божию, в словах ли мужа, или духовника. Конечно, если вопрос касается веры, нравственности – тут, я думаю, что будет прав духовник. Хотя понятие духовник – очень не простой вопрос. Говорят: "Многие пестуны, но не многие отцы". Как мне передал один из духовных чад  афонского слова старца Паисия, что только тогда может быть священник духовником, когда он готов за его духовное чадо пойти в ад! Тогда он духовник.

- Вы сказали, что самое главное почувствовать волю Божию, подскажите, батюшка, как ее почувствовать? Р. Б. Фотида

- На словах, пожалуй, этого не объяснишь, скорее только опытно, но она чувствуется. Во-первых,  дело любое должно согласоваться с заповедями Божиими. Но и если тебя ничто не обличает в сердце, значит, ты делаешь то, и так. А если тебя что-то внутри обличает, то  делаешь что-то не то, или не так. Это состояние бывает по двум причинам: внешним и внутренним. То или не то делаешь, внешне как-то видно. А вот так ли еще делаешь? Можно одно и то же сделать по-разному. Это все должно быть в едином духе – "Аз есмь путь  и истинна, и  жизнь".

Беседовала Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру