"Цель православной миссии - рассказ о красоте Православия"

Интервью с А.Б.Ефимовым, доктором физико-математических наук, профессором МГУ, заместителем декана Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета.

- Андрей Борисович, расскажите, пожалуйста, кого и как готовит Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета?

- Миссионерский факультет, на созданных в течение этого года двух выпускающих кафедрах - культурологии и религиоведения, готовит по специальностям: культуролог или религиовед, эксперт в области православной теологии ­ преподаватель ВУЗа и научный работник.

Религиовед (или культуролог), эксперт в области православной теологии, прежде всего, катехизатор-практик. Выпускники факультета по этой специальности могут работать в средствах массовой информации, социальными работниками с различными группами населения, консультантами в учреждениях культуры и просвещения, преподавателями воскресной школы для взрослых, специалистами по социальной диаконии в системе здравоохранения и пенитенциарной системе, консультантами-катехизаторами в храмах. Культуролог (или религиовед), эксперт в области православной теологии – это преподаватель религиоведческих дисциплин в средних учебных заведениях по предметам: основы православной культуры, религиоведение, христианская этика, москвоведение.

Единство образовательного и воспитательного процесса обеспечивается миссионерской практикой в течение года. Практика приобщает студентов к опыту просветительской работы и помогает им в овладении ими современными средствами просвещения. Для многих студентов летняя миссионерская практика проходит в миссионерских экспедициях факультета в Архангельскую, Сахалинскую, Благовещенскую, Камчатскую и другие епархии.

Безусловно, у Церкви есть свой язык, и это правильно. Безусловно, не мы должны опускаться до уровня нецерковных людей, а поднимать их к нам. Но давайте подумаем: мы пришли на службу, причастились, но выходим мы не в райские сады, а к людям, в мир. И чем больше внутри нас будет этого рая, тем больше людей пойдут за нами, ведь нельзя дать другому человеку то, чего нет у тебя самого...

Цель православной миссии не отрицательная, а положительная, не свидетельство против, а свидетельство за, не рассказ о подлости сектантов, а рассказ о красоте Православия. Показать красоту Православия - подлинная, первая и главная задача Миссионерского факультета ПСТГУ.

- Насколько востребованы Ваши выпускники? Где их ждут?

- Образованный православный человек, причем, образованный не только в православно-вероучительном плане, но и имеющий общегуманитарную подготовку, подготовлен к научной деятельности. Наши бывшие студенты часто идут учиться в аспирантуру по истории, философии и культурологи в МГУ и другие ВУЗы. Многие дипломные работы, подготовленные ими, с небольшой доработкой успешно защищаются как кандидатские диссертации. К сожалению, нам не хватает связей с серьезными учеными- культурологами, этнографами, историками, этнологами, педагогами, философами, которым мы тоже можем быть нужны, с кем вместе мы могли бы воспитывать и обучать наших студентов. Это очень большая проблема потому, что сегодня велика реальная потребность в изучении истории православной культуры, культурологии, сравнительной культурологии. Все великие мыслители конца XIX - начала XX века свидетельствовали, что нынешний век - это век столкновения культур, а культуры - это, прежде всего, их духовные корни.

Все в науку, конечно, направить нельзя, да и не нужно. Большинство выпускников, разумеется, это практики. Есть очень большая потребность в таких людях в различных сферах образования. Это не только воскресные школы при храмах, не только православные учебные заведения, где в основном преподают наши выпускники. Это и самые разные светские учебные заведения. Наши выпускники преподают в ВУЗах религиоведение, историю религий, философию,  и многое другое, в том числе и биомедицинскую этику… Они также могут преподавать в колледжах, техникумах, где читают весь цикл гуманитарных дисциплин. Разумеется, они ведут занятия и в общеобразовательной школе. Особенно плодотворно работают наши выпускники в школах с русским этнокультурным компонентом, а таких в Москве около десятка.

Вероятно, мы когда-нибудь придем к повсеместному преподаванию "Основ православной культуры". В некоторых школах, ВУЗах и в лицеях этот курс введен уже сейчас. Если начинать преподавание в школах этого предмета, то только для одной Москвы требуются тысячи преподавателей. А на деле сейчас их никто не готовит, в этом большая проблема, которую пока не решает ни один светский ВУЗ. Преподавание православной культуры требует глубокого вдумчивого подхода. Сейчас все это на деле до конца не разработано. Есть, конечно, успешный опыт преподавания такого курса, но очень многие вопросы не решены. Многие еще не представляют, как на практике вести детям рассказ о том, что же такое православная культура и тем более, как подходить к ее преподаванию.

Наши выпускники работают также на радио, телевидении и в газетах, ведущими, корреспондентами, редакторами. Наконец, наши выпускники могут быть востребованы и в библиотечном деле, поскольку в библиотеках сейчас открывается все больше православных отделов – интерес к православной литературе растет. Даже если библиотека не имеет специализированного православного отдела, все равно, интерес читателей требует серьезных знаний о православной культуре, православном взгляде на историю и т.д. Этой информации почти никто посетителю библиотеки дать не может, не имея специальной подготовки. Наши выпускники работают и в театрах. Например, художественный руководитель театра "Камерная сцена" М.Щепенко – наш выпускник.  Другими словами, выпускники Миссионерского факультета в своей деятельности охватывают все сферы гуманитарного знания.

В последнее время нас буквально подталкивают к тому, чтобы мы начали готовить социальных работников. Специальность социальный работник - это почти сорок разных направлений и специализаций – от административного звена до рядовых тружеников, работающих с больными, стариками, детьми. Они также должны быть людьми, обладающими глубокими специальными знаниями о Православии, умеющими разбираться и в межконфессиональных и в церковно-государственных отношениях. Одно из направлений этой подготовки – работа в религиозных организациях. Оказывается, открыто это направление, имеется государственный стандарт на него, но ни один ВУЗ еще не решился набирать студентов по этой специальности.  Может быть, мы будем первыми.

Конечно же, трудоустройством, выяснением потребности в тех или иных кадрах нужно заниматься серьезно и систематически. У нас таких возможностей очень мало. То, что потребность в наших выпускниках с каждым годом растет – очевидно. То, что они на 90% получают небольшую зарплату, тоже очевидно. В церковной сфере и православно-ориентированных структурах, как правило, платят немного.  Тут приходится уже чем-то жертвовать и выбирать – или ты идешь на зарплату, которая может обеспечить тебя и твою семью, или ты идешь работать для души.  Как правило, приходиться выбирать.

- Сколько студентов сейчас учиться на факультете?

- Очное обучение т.е. дневники и вечерники - 320 человек. Заочников гораздо больше: по нашим подсчетам около семисот человек.

- Значительно ли изменился за это время контингент студентов? Первый студенты, насколько я знаю, были людьми уже состоявшимися, взрослыми, а сейчас среди них встречается немало вчерашних школьников?

- Когда создавался Свято-Тихоновский институт, то приходилось начинать с нуля. Не было ни одного готового курса, многое приходилось составлять самостоятельно. Больше половины наших преподавателей - выпускники нашего же ВУЗа. Первый набор, действительно, был почти целиком из взрослых людей, но это был только первый набор, а потом пошли школьники. Сейчас приходят очень разные люди. На вечернем отделении это, как правило, люди взрослые, больше половины с высшим образованием, встречаются и кандидаты наук. Хочу отметить, что жажда духовных знаний, которая была еще несколько лет назад, уже отчасти утолена, по крайней мере в Москве. Поток абитуриентов, и, соответственно, студентов, стал поменьше. Но и сейчас мы набираем студентов очень неплохих. К сожалению, не можем брать всех иногородних - у нас нет общежития, а а ребята из провинции в чем-то часто серьезнее москвичей, потому что им все дается труднее. Из провинции приезжают в значительной мере более духовно зрелые люди. Но в целом я бы не стал говорить, кто лучше, кто хуже. В жизни все находится в динамике и изменения, порой, происходят очень значительные. Из этих стен через пять лет они выходят уже совсем другими людьми. Смею надеяться, что большинство из них многое получает в нашем институте. Серьезное отношение к тем предметам, которые им приходиться изучать,  делает ребят значительно более глубокими и даже, не побоюсь сказать, духовными, а если отношение к учебе  несерьезное, то люди просто не выдерживают и уходят,.

- Как сказалось на положении университета принятие Россией Болонской системы образования?

- Сказалось разрушительно. Продолжается разрушение системы образования, недавно еще лучшего в мире. Нам сейчас приходиться переходить на систему бакалавр-магистр в то время как по всем статьям, как не смотри, оптимально, это все-таки пять лет интенсивного обучения. А дальше, если человек хочет – аспирантура и диссертация. Сейчас заканчивают Университет студенты, которые получат диплом специалиста, и я им всем говорю – не стремитесь в магистратуру. Лучше хорошо потрудитесь и через год после окончания, максимум через два, из диплома вы можете сделать хорошую научную работу. Быстрее чем вы окончите магистратуру, сможете стать кандидатами наук. К сожалению, новая система вводит в учебный план огромное количество совершенно не необходимых предметов, на них отводится огромное количество часов. Это часто просто свидетельствует о невысоком профессионализме чиновников. Все можно сделать гораздо компактнее, интенсивнее и придти к гораздо лучшим результатам.
 
- Какие именно дисциплины изучает будущий миссионер?

- Нам, как я уже говорил, приходиться выпускать религиоведов, культурологов и, Бог даст, – социальных работников. Они получают два диплома: диплом эксперта в области православной теологии и диплом по основной специальности. Те циклы предметов, которые у нас читаются, а это богословский, исторический, философский, культурологический на основе русской православной культуры, направлены на то, чтобы дать глубокое общегуманитарное образование. Поэтому нагрузка на ребят очень большая, ведь мы выполняем государственный образовательный стандарт в полном объеме.

Наша Церковь – Апостольская. Какие предметы не води в учебный план, апостолом от этого не станешь. Миссионерство – это апостольский труд и мы только надеемся, только стремимся к тому, чтобы вдохновить на нее наших молодых людей, ведь многие пришли прямо со школьной скамьи.  Важно, чтобы до них дошло, что каждый из них, будучи христианином, принадлежит Апостольской Церкви и его прямая первейшая обязанность и призвание – свидетельствовать о Христе и о Церкви. Как это сделать? Лучше всего это осуществлять на практике. Для этого у нас читаются логика, риторика, психология, специальные главы педагогики, проводятся спецсеминары, на которых студентов готовят к прохождению конкретных видов миссионерской практики. Главная задача – научить их общаться с людьми, увидеть в человеке, с которым ты общаешься, Образ Божий, научить, как к этому образу Божию обратиться, и помочь человеку увидеть его в самом себе, научить бороться за все доброе, что у него в душе есть. Это и есть миссионерство, этому мы стремимся учить. Никой предмет здесь прямо не поможет.  Милостью Божией у нас собираются такие преподаватели, а среди них уже много старших студентов, которые могут заразить, воодушевить студентов этим отношением к людям.

- Состав преподавателей на факультете очень сильный, среди них много людей со степенями. Как Вы их находите?

- От нашего преподавателя всегда требуется, чтобы он был высоким профессионалом в своей области, чтобы он был педагогом и, конечно, что бы он был православным христианином, сыном нашей Святой Апостольской Церкви. Таких людей на деле – немного. Когда мы искали, например, преподавателя истории религий, то к нам пришел удивительный человек – отец Петр Иванов. Он всю свою жизнь проработал в Институте востоковедения, возглавлял лабораторию Китая. Сейчас он ездит в Китай и на английском и китайском языках свободно читает лекции для любой аудитории. Одновременно он окончил наш институт и еще во время обучения защитил докторскую диссертацию. Это профессионал и специалист очень высокого уровня. Такие люди к нам тоже идут, по зову души, а иногда и для того, чтобы разрешить собственные мировоззренческие проблемы. К сожалению, став священником, он оказался очень загружен и не мог руководить кафедрой истории религии. На его место пришел другой не менее известный и замечательный специалист - Юрий Трофимович Лисица. Тоже математик, профессор Российского Государственного Университета Дружбы народов, который со школьной скамьи начал глубоко интересоваться философией, в частности, религиозной философией, а затем вплотную Православием. Человек, который пятнадцать лет своей жизни отдал изучению наследия Ивана Александровича Ильина - одного из самых крупных наших религиозных философов. За эти пятнадцать лет им проделана огромная работа, сейчас выходит в свет двадцать седьмой том сочинений Ильина и все от начала до конца сделано Юрием Трофимовичем и его супругой Ольгой Владимировной, кстати тоже математиком по образованию. Как ученый, Лисица известен во всем мире, отовсюду к нему стекаются материалы, рукописи, фотографии, архивные документы, связанные с Иваном Ильиным. Совсем недавно он закончил писать статью для Американской энциклопедии об Иване Ильине. В значительной мере благодаря его усилиям было организовано перезахоронение останков Ивана Ильина и его супруги в Москве на Донском кладбище. Весной планируется организовать серьезную международную конференцию, посвященную Ильину. В ней будет участвовать и ПСТГУ, и Российский Фонд культуры, целый ряд других организаций, понимающих значение Ильина и его наследия для России. Сегодня очень многие обращаются к этой личности, которую Ю.Т.Лисица недаром назвал в одной из публикаций "провозвестником грядущей России". Такой человек очень нужен нам на факультете. Он способен зажечь и студентов и аспирантов своей энергией и целеустремленностью.

- Насколько я знаю, Вы сами математик по образованию. Как Вы ступили на стезю миссионерского служения?

- Я специалист по механике, прикладной математике, геофизике, окончил МГУ, уже тридцать с лишним лет как доктор физико-математических наук. Но у меня всю жизнь была искренняя тяга к Церкви, внутренняя необходимость не просто быть Ее членом, но действовать и трудиться на  Ее благо, в том числе интеллектуально. Я был близко знаком с протоиереем Всеволодом Шпиллером, а это очень крупная величина в нашем православном мире. Когда был создан Свято-Тихоновский Богословский институт, то с самых первых шагов его становления я принимал в этом активное участие. Одно из направлений, которым мне сейчас приходится заниматься - вести семинар на тему "Вера и Наука". Он проходит у нас через неделю по средам для всех желающих. Взаимоотношение Веры и Науки - огромная проблема, затрагивающая целый комплекс вопросов теоретических, философских, религиозных, богословских.

Скоро уже десять лет, как мне была поручена кафедра и предмет "история миссий". За это время я пришел к выводу, что сегодня жизненно нужно создать Миссионерский Центр, который бы занимался и теоретической стороной миссии и ее практическими направлениями. Он мог бы координировать работу, помогал бы сохранить тот, теперь уже огромный, опыт миссионерства, который наработан разными приходами разных епархий. Этот опыт пока, к сожалению, остается невостребованным, неосознанным и не тиражируется – вот то, в чем мы непременно должны бы были участвовать. Конечно, мы участвуем в этой координации по мере сил. К нам едут самые разные люди, занимающиеся вопросами православной миссии, со всех концов страны и из-за рубежа. Сегодня, например, была аспирантка из университета штата Мичиган. Она немка, пишет работу о религиозном состоянии республики Марий-Эл. Много времени проводит в ГАРФе –изучает дела, в том числе отчеты уполномоченных по делам религии, которые в течении десятков лет курировали всю религиозную жизнь. Самостоятельно объехала всю республику, побывала во многих приходах и даже ходила с Крестным ходом с иконой Божией Матери "Смоленская".  Человек изучает все: какие конфессии есть в Марий-Эл, что представляет собой местное язычество, насколько оно опасно, какие там секты и как они себя ведут, сколько православных и как они осуществляют миссию? Похоже, что она по-хорошему стремится осознать происходящие в России духовные перемены. Такое общение обогащает.

Зримый итог этого десятилетия - создание нового направления в исторической, церковно-исторической науке – истории духовного просвещения российского народа. Просвещения как внутреннего, так и внешнего – православной миссии в Китае, Японии, в Русской Америке, и не только. Это оказалось интереснейшим направлением, мало разработанным в научном плане. Сейчас выходят подготовленные нашими выпускниками первые монографии, обобщающие некоторые исследования этой стороны жизни Церкви.  История православной миссии освящена именами совершенно удивительных святых подвижников Русской Православной Церкви, которые потрудились на этой ниве в XVIII-XX веках, и которые нам помогают сегодня своим примером, своим опытом, своим наследием находить ответы на самые необходимые, самые насущные вопросы: как именно сегодня свидетельствовать о Церкви и Вере Христовой? Я очень благодарен Богу и нашему ректору о.Владимиру Воробьеву, который благословил меня заниматься этим направлением.

Беседовала Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру