Мы должны мерить свое служение мерою Христа

Интервью с Н. П. Бурляевым

Предлагаем вашему вниманию интервью Президента Международного театрального форума "Золотой Витязь", народного артиста России, режиссера Н.П. Бурляева.

- Николай Петрович, мы с Вами встретились в преддверии рождения очередного Вашего детища -  I  Международного Форума Русского боевого искусства, который пройдет в середине марта в подмосковном Сергиевом Посаде. Что это за форум?

- Он является составной частью благотворительной программы "Золотой Витязь" - детям, будущему России" и посвящен 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Цель проведения форума, соучредителем которого выступает Ассоциация Русского боевого искусства– популяризация среди молодежи этого вида спорта и приобщение людей, занимающихся им, к православным нравственным ориентирам. К нам приедут более двухсот спортсменов из России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии,  США, Канады и других стран.

- Основная идея Форума - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Вы не боитесь обвинения в пропаганде насилия, которое и без того льется на нас с теле- и киноэкранов?

- В 1825 году в Кремле Александр Сергеевич Пушкин на вопрос императора Николая Павловича: "С чего бы ты начал реформы?" ответил: "с образования, ибо души неокрепшие пойдут за любым, кто их поведет". Я думаю то, что несет новорожденный Форум Русского боевого искусства "Золотой Витязь" необходимо нашему времени. Это синтез нашего опыта и наших традиций, которые пришло время явить миру, в данном случае через "Золотой Витязь". Надо пропагандировать национальную идею: идею  сохранения России, как державы, русского народа, как великой нации. Надо дать детям  навыки русских боевых искусств. Это будет просто полезно им в наше тревожное время. Надо научить их правильному обращению с этими навыками не во зло, но во благо – для защиты себя и своих близких. Думаю, промыслительно, что появляется такой форум, с такими идеями и такими традициями.

- Почему местом его проведения был избран именно Сергиев Посад?

- Прежде всего, Сергиев Посад – духовное сердце России, место, где жил, молился и трудился над объединением русской нации преподобный Сергий Радонежский, который говорил: "Любовью и единением спасемся". Сам Бог велел именно там начать восстановление, воскрешение национальных традиций.

Этот город для меня последние десятилетия стал родным, у меня там есть дом – бревенчатая изба. В Сергиевом Посаде очень много моих друзей и я понимал, что там будет легче реализовать задуманное. Если у кинофорума и театрального фестиваля "Золотой Витязь" есть бюджетная поддержка, то здесь ее не было и нет, есть только наше желание эту идею осуществить. Кроме того, в Сергиевом Посаде очень большое количество клубов, занимающихся спортивными единоборствами, которые мы хотели бы привлечь. Сергиево-Посадская телекомпания "Тонус", с которой я сотрудничаю, стала одним из главных соорганизаторов. Вслед за ней на наше начинание обратили внимание десятки телекомпаний Подмосковья, которые будут освещать Форум.

В любом случае это мероприятие выйдет за рамки одного подмосковного города. Нашим информационным спонсором стал новый патриотический телеканал "Звезда". Я рекомендую всем, кто почитает "Золотой Витязь" и хочет увидеть этот форум настроиться на этот телеканал. Он работает на дециметровой частоте 57 ТВК.

В Форуме примут участие православные священнослужители. Для его участников запланировано посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и храмов Сергиева Посада, где все желающие смогут принять Святое Крещение. 

- Дети какого возраста составят аудиторию Форума?

В зал могут прийти любые, но спортивные программы ориентированы на школьников от 12 до 15 лет.

- Форум проходит в преддверии празднования 60-летия великой Победы. Об этой войне новое поколение узнают уже, в основном, из теле- и кинофильмов. Как Вы оцениваете то, что нам показывают об этом сейчас?

- Я анализировал новые кино- и телефильмы, которые представляют зрителям в канун Победы. Вывод неутешительный. На мой взгляд, из 100% эфирного времени, отданного подготовке к этой дате, 70% занимают фильмы западного производства, как правило, американские, живописующие доблесть американской армии. Наши российские фильмы не всегда отвечают, не соответствуют величию этой даты, а иногда попросту искажают подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, как фильм "Штрафбат". Я не поклонник очень раскрученного фильма "Свои". Он сделан профессионально и на общем фоне вроде бы не так плохо, снят молодым режиссером Месхиевым, которого я помню еще ребенком в доме его отца - моего друга блистательного оператора Дмитрия Месхиева. Но режиссер показывает мне людей, которые жили во время войны, в недостойном виде. Я не хотел бы вдаваться в подробности, но даже этот, увенчанный премиями фильм, вообще все эти фильмы снимают те, кто не был на войне, кто отрабатывает тридцать сребреников, чтобы услужить тем, кто формирует новое отношение к Великой Отечественной войне.

Почему для нашего поколения были так важны фильмы о войне Бондарчука, Озерова, Чухрая? Да потому, что они сами были участниками войны. Они не могли соврать, потому что еще живы были другие фронтовики. А сейчас очень часто мы видим вранье, домыслы, искажением подвига русского человека и русского народа. Представляют армию, как банду уголовников, проигрывающих друг друга в карты! Что это такое? На кого работают авторы этих фильмов?

- Есть ли фильмы о войне, которые Вам как зрителю близки?   

- Я с интересом смотрел сериал "Курсанты", созданный по повести моего старого друга и прекраснейшего режиссера Петра Тодоровского. Хотя его снимал тоже не участник войны, но в основе сценария лежала проза фронтовика Тодоровского. Этот фильм мне понравился. Прекрасный фильм "В августе 44-го", который мы отметили Гран-при нашего кинофорума.

- В последнее время нередко предпринимаются попытки пересмотреть итоги и значение Великой Отечественной войны. Заявления по этому поводу звучат и из уст высокопоставленных политиков и из среды нашей вольнолюбивой интеллигенции. Как Вы это оцениваете?

- Это, однозначно, безнравственно. Безнравственно идти против Истины. Лермонтов говорил: "Есть чувство правды в сердце человека". Чувство правды позволяет каждому порядочному человеку понять эту истину, как бы ее не искажали, как бы не пересматривали. Она все равно останется в наших фильмах, книгах, песнях, останется в памяти народной. С этим невозможно бороться, сколько бы не старались американцы доказать, что они выиграли войну, сколько бы не извращали суть вещей наши доморощенные авторы.

- Кинофорум "Золотой Витязь" делает упор на нравственное кино, проникнутое христианскими идеалами. Однако, многие считают, что в полной мере христианскими являются только фильмы о Церкви, о священнослужителях, где в кадре присутствуют иконы, кресты...

- Это неправильное и очень однобокое восприятие. Для меня лично были христианскими режиссерами, такие партийные режиссеры, как Довженко, Герасимов, Бондарчук, Ростоцкий, Шукшин. Все они были членами партии, но их фильмы были подлинно христианскими. Вспомните такие шедевры, как "Земля" Довженко, "Белый Бим Черное ухо", "А зори здесь тихие…". Они христианские, по сути. То, что делал Тарковский – это христианское кино, хотя там речи нет о Церкви. В душе, в идее, в идеологии это христианские фильмы.

- Призером кинофорума "Золотой Витязь" 2004 года стал нашумевший на Западе фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Многие обвиняют его в излишнем натурализме, говорят, что он чужд нашей духовной традиции. Нужны ли, на Ваш взгляд, такие фильмы?

- Нельзя говорить "такие фильмы". Таких фильмов, я думаю, больше не будет. Он один и я не знаю, кто еще отважиться после Мела Гибсона показывать Страсти Христовы на экране, ибо у него они показаны почти документально. Я всю жизнь был против натурализма, но этот фильм я принял. Он провел меня дорогой к Голгофе. Я должен был пройти этот путь с Христом и я его прошел. Убежден, что этот фильм – эпохальный. Из всех картин, которые я видео о Христе эта наиболее приемлемая, хотя у меня, как у режиссера, есть критическое отношение к отдельным моментам. Но, в целом, первый раз я принял фильм по Евангелию.

- Как Вы, в таком случае, относитесь к новой экранизации "Мастера и Маргариты"?

- Мне трудно отвечать на этот вопрос, поскольку я сам принимал участие в съемках предыдущего фильма "Мастер и Маргарита", который 10 лет назад снимал Юрий Кара. Тогда я решал для себя трудный нравственный вопрос – браться или нет за эту роль? Такие фильмы будут появляться – это однозначно. Ничего с этим поделать мы не можем, нельзя запретить делать фильмы по Евангелию. Все дело тут в степени подготовленности автора, в его посте и молитве. Когда за такие фильмы берешься, нужно поступать как Мэл Гибсон: перед тем как идти на съемочную площадку он целый час проводил в храме на коленях, очищал душу. Важно осознавать: с чем ты, автор, принимаешься за данную тему? Иконописцы постились и молились прежде чем касаться кистью доски. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи".

- Поговорим о других Ваших проектах. Осенью 2004 года в Москве состоялся II театральный форум "Золотой Витязь". Чем он отличался от своего предшественника?

- Слава Богу, принципиально он не отличается ничем. Также как и в первый раз к нам приехали театры со всей России, из славянских стран. В прошлом году мы принимали в Москве семнадцать коллективов, а в этом их собралось свыше тридцати. Нынешний форум беспрецедентен тем, что он полностью благотворительный: мы не взяли ни копейки за билеты, а двадцать тысяч билетов раздали по школам и детским домам Москвы,  Московской, Тульской и Владимирской областей. К нам на спектакли привозили детей из детдомов, интернатов и школ целыми автобусами. Залы театра "Содружество актеров Таганки" на всех показах, а их проходило в среднем по три в день, с трудом вмещали все желающих. В последний день перед закрытием форума молодые актеры учебного театра государственного специального института искусств показывали пластический спектакль "Крылья даны всем". Эти ребята – глухонемые, они лишены того набора изобразительных средств, которым обладают обычные актеры, но они очень талантливы. Их игра настолько захватила зал, что по просьбе тех зрителей, которым в первый раз не хватило мест, ребята сыграли два спектакля подряд. 

- По какому критерию осуществляется отбор участников форума?

- Критерий отбора заключается в нашем девизе: "За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека".  

- Я имею в виду то, что они очень разноплановые…

- Да, мы пытаемся охватить все то, что есть в современном театре, поэтому у нас представлено такое разнообразие жанров: есть и балет с акробатикой, и русский лубок, представлен и кукольный театр, и театр одного актера, и камерный театр из двух-трех актеров, и большие труппы. Это, действительно не фестиваль, а форум на котором мы говорили о духовных традициях, о театре христианского мира в эпоху глобализации, наступающей на всех нас. Самое главное, чтобы все спектакли отвечали нашему девизу.

Хочу подчеркнуть, что "Золотой Витязь" очень значим для наших славянских братьев. Главный приз первого театрального форума в 2003 году получил спектакль "Орисия" болгарского театра "Нешанал арт" из Софии.  В этот раз Гран-при была удостоена труппа Национального Белградского театра, которая показала "Идиота" Ф.М. Достоевского в постановке крупнейшего деятеля театральной сцены не только Сербии, но и Европы Стево Жигона,  который даже здесь в нашей стране поставил ряд спектаклей, причем на самых престижных площадках – в Санкт-Петербурском Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова и в Малом театре. За два часа до церемонии закрытия форума Стево Жигон позвонил мне домой из Белграда и просил передать русским зрителям следующее: "Скажи им, что русская культура  - мой учитель. Скажи, что без русской культуры канет в преисподнюю и Европа и весь мир". 

- В 2005 году впервые в истории театральных фестивалей вообще, в жюри "Золотого Витязя" вошел православный священник. Вы не боитесь обвинения в непрофессионализме жюри? 

- Я очень мало тревожусь о том, что о нас подумают мои коллеги. Пусть они задумаются о том, что прошел первый театральный форум, в жюри которого был   православный священник. На кинофоруме "Золотой Витязь" у нас это уже стало правилом: в каждом жюри – игровом, документальном, телевизионном, анимационном, студенческом, присутствует духовное лицо. Это дисциплинирует членов жюри, которые в его присутствии строже относятся к собственной работе и к оценке того, что они видят на сцене. Это очень полезно, потому, что я убежден, как актер, режиссер, драматург, что творения нашего пера, наши фильмы, наши театральные постановки должны быть рассчитаны на всех – на академика и крестьянина, на бабушку и внука, чтобы каждому это было полезно увидеть, чтобы не было противопоказаний показывать это искусство, даже детям младшего возраста.

- Вы не раз говорили о том, что театр должен быть очагом духовной культуры для наших современников. Способен ли он нести такую функцию?

- Если он не будет нести такую функцию, он вообще не нужен. Он вреден, если не поставил перед собой задачи быть, так скажем, духовной кафедрой и вести зрителей к высоким христианским идеалам. В кинематографе я уже ответил на этот вопрос на кинофоруме "Золотой Витязь": да, мы можем продолжать работу кинофорума в соответствии с девизом: "За нравственные христианские идеалы". Нам есть и будет что показывать кинозрителю. Для этого кинофорума уже специально снимают фильмы не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Грузии, на Украине, в Белоруссии, Греции, Польше. Режиссеры сами говорят о том, что они работают не для Канн и "Оскара", а для "Золотого Витязя".

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский писал, что театр "апокалиптически нецерковен", но для тысяч людей нашего времени он является их естественной атмосферой, в которой они могут "по своей мере, питаться крохами истины, падающей с Небесной Трапезы, освещаться сумерками – светом, не слишком режущим их привыкший к темноте глаз". В тоже время святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: "театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола, а он иногда преобразуется в ангела света, чтобы прельщать удобнее недальновидных". Я привожу эти высказывания для того, чтобы напомнить о высокой мере ответственности деятелей современного театра пред Господом и людьми, как говорил Г.Р. Державин: "Твое созданье я, Создатель, Твоей премудрости я тварь".

В отношении театрального форума я еще сам нахожусь в поиске, сам не знаю, кто прав: святой Иоанн Кронштадский, который отвергал театр, как таковой, как кафедру "князя мира сего", или все-таки есть шанс побороться и что-то сделать, чтобы он соответствовал миссии посильного исполнения воли Божией на земле. Мы не ответили на этот вопрос и вторым "Золотым Витязем", значит, мы проведем и третий фестиваль, будем еще строже к отбору программ. Наши режиссеры, которых бес сегодня подталкивает в рынок, полагают, что все время надо чего-то придумывать этакое, чем заманить в зал людей, или выбрать пьесу не вполне христианскую, что-нибудь западное, неправославное, а мы живем в православной державе. Мы не должны забывать о ложности театра без Христа. Мы должны мерить свое служение мерою Христа и не бояться, что мы останемся в одиночестве, что не будем поняты теми, для кого христианское учение – область далекая и чуждая, а таковых в современном театре подавляющее большинство. Ведь драматурги, режиссеры, актеры воплощают в своем творчестве лишь то, что имеют сами в себе, воплощают свой дух, часто зараженный духом века сего. Нам надо еще строже смотреть на себя и свое искусство, чтобы иметь право стать незримой ступенью к христианству для отдалившихся или не ведающих его, чтобы посильно содействовать исполнению Промысла Божия на земле, возрождению театра, служащего славе Христа и Отечества.

Беседовала Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру