Главное - сохранить целомудрие детской души

Интервью с митрополитом Черногорско-Приморским, Зетско-Брдским и Скендерийским, экзархом Святого трона Печского Амфилохием

- Владыка, Вы вместе с Фондом святого апостола Андрея Первозванного привезли в Россию великую святыню христианства - десницу святого Иоанна Крестителя. Как Вы сами оцениваете происходящее?

- Это очень большое событие. У нас в Черногории некоторые люди очень переживали и волновались, потому что десница Иоанна Крестителя впервые за много лет покинула Цетинский монастырь. Мы уже привыкли к тому, что она всегда с нами. Иоанна Крестителя почитают у нас даже мусульмане. Приходят к святыне и ее прежние владельцы - католики, члены Мальтийского ордена.
Святой Иоанн Креститель - величайший из рожденных женами, по слову Господню. Трудно представить себе, что десница, которая крестила Господа сохранилась, а она находится сейчас здесь, с нами в храме Христа Спасителя.

Я очень рад, что Господь устроил так, что десница Иоанна Предтечи была принесена в Москву. Это знак Промысла Божия. После многолетнего путешествия по Европе десница снова благословляет Россию, ее народ. Служение Иоанна Предтечи - это призыв к покаянию и к этому же святой зовет всех нас. Мы все нуждаемся в этом преображении ума и сердца, особенно наши славянские православные народы, которые пережили огромные искушения в XX веке: искушения безбожия, искушения первой и второй мировых войн, разрухи, которая случилась в девяностых годах и привела к смуте и у вас в стране и на Балканах.

- Насколько известно, Вы глубоко изучали православную педагогику и даже написали об этом книгу.

- Да, еще в 1976 году я стал доцентом, а позже профессором на кафедре Православной педагогики и методики преподавания Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде. Православная педагогика в обязательном порядке изучается на двух старших курсах нашего факультета.

- Подавляющее большинство населения Черногории - православные. Как осуществляется православное образование? Есть ли специальный вероучительный курс в общеобразовательных школах?

- У нас при храмах действуют приходские воскресные школы, в которых изучают Закон Божий. В Сербии во многих городах эти школы сохранялись даже при коммунистах и были единственными источниками получения систематических знаний о Православии. В Черногории дело обстояло хуже - одно время воскресных школ совсем не было, они начали появляться пятнадцать лет тому назад.
К сожалению, в общеобразовательных школах Черногории преподавание Закона Божия не ведется. В Сербии - да, там он изучается в средней школе. Он, правда, называется не как у вас - "Закон Божий", а "веронаука". Хочу отметить, что его изучают даже дети зарубежной паствы Сербской Православной Церкви. Например, в Австрии основы православного вероучения преподаются православным по вероисповеданию учащимся в начальных и средних школах, как обязательный предмет уже в течение 15 лет. При этом преподаватели получают зарплату от австрийского министерства просвещения и культуры. Для более успешной работы ежегодно проводятся семинары, на которых происходит обмен опытом между преподавателями. Эту деятельность курирует православный епископ Сербской Церкви.

Хотелось бы, конечно, чтобы Закон Божий ввели и в школах Черногории. Мы на это очень надеемся, но у нас в Министерстве просвещения сидят такие атеисты, что ничего с ними не сделаешь: никакой связи с Церковью они не желают иметь.

- Насколько близка к Церкви черногорская молодежь?

- У нас много молодых людей ходят в храмы, соблюдают церковный пост, причащаются. Это очень важно. Но, сегодня, конечно, молодежь испытывает такие искушения, которые раньше никогда на ее долю не выпадали. Техногенная цивилизация агрессивно воздействует на юные умы - телевидение, радио, Интернет формируют мировоззрение молодых людей в мировых масштабах. Идеи, которые им навязываются в глубине своей - антихристианские. Все нездоровое, что существует в мире, обрушивается на детей, когда они только формируются, как личности.

Я всегда думаю о родителях - как им сохранить своих детей, уберечь их неокрепшие души.

- Что же должны делать родители? Что самое главное для христианского воспитания?

- Главное, на мой взгляд, сохранить целомудрие детской души. Но это очень трудно. Здесь реально помочь способна только Церковь. Так было еще во время коммунистического господства. Единственное место, где можно сохраниться целомудренным, нравственно здоровым это -Церковь. В Ней можно найти выход и разрешение всех проблем. Возрождение литургической жизни здесь в России и у нас - это самое важное. Я слышал, что однажды во времена Хрущева митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) спрашивал кто-то из западных христиан: "у вас в СССР Закона Божия в школах нет. Как же Вы воспитываете в вере новые поколения?" Митрополит Николай отвечал: "мы служим литургию".

- Когда Вы были маленьким, что на вас оказало наибольшее влияние, что помогло вырасти верующим человеком?

- Я родом из деревни. Деревенская жизнь - чистая, это такая радость! У меня были благочестивые верующие родители. Мать в церковь ходила не часто - может быть, раз в год причащалась, но у нее было девятнадцать детей и надо было со всеми справиться. Но она жила христианской жизнью. Наш дом в полном смысле слова был домашней малой Церковью. Папа тоже был церковным человеком. Он кончил гимназию, мог поехать учиться дальше, но остался жить в родном краю: не захотел оставить своего отца, у которого был единственным сыном. Тогда были трудные времена и моему отцу приходилось жить крестьянским трудом и кормить нашу большую семью. После войны во времена Тито, поскольку папа кончил гимназию, его хотели сделать деревенским учителем. Это был почетно, но он отказался, сказав: "Вы хотите, чтобы я учил детей, что Бога нет. Я предпочитаю оставаться на земле простым крестьянином".

Помню, в пятидесятые годы, когда был коммунистический режим, раз мы с братьями разговаривали между собой, решая: надо исповедовать откровенно веру в Бога, или верить, но скрывать это? Один из моих братьев - самый старший, - говорит: надо верить, но все-таки не стоит этого выказывать на людях. Я стал с ним спорить, и мы поссорились. А мой отец сказал: вас у меня семь сыновей. Я готов отдать за вас все что потребуется, последнюю каплю крови. Но если кто будет говорить мне: "откажись от Христа, или мы убьем твоих семерых сыновей", я скажу: ну, что ж, Бог дал, Бог возьмет. Но от Христа не откажусь. Этим сказано все. Это и есть основание воспитания.

Беседовала Ольга Кирьянова


 




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру