О пользе церковнославянского языка как языка богослужения для современного русского языка
Филологический отклик на дискуссию о языке Русской Православной Церкви Опубликованные в связи с обсуждением проекта документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» материалы дискуссии позволили глубоко осознать, насколько важно для русской культуры и русского языка сохранение многовековых традиций – в церковнославянском языке богослужения. Как известно, церковнославянский язык (русского извода) продолжает кирилло-мефодиевские традиции и является прямым наследником старославянского (древнецерковнославянского) языка. >>
М.В. Ломоносов и развитие русской риторики
Если в XVIII и в первой половине XIX века филологические труды и поэтические произведения представлялись главной заслугой М.В. Ломоносова перед отечественной культурой, то со второй половины XIX века, когда научное образование в России сделало значительные успехи и у нас появились свои научные школы, положение вещей изменилось – литературные и филологические произведения Ломоносова отошли на второй план, но зато он предстал как великий естествоиспытатель и технолог. И хотя связь между филологическим творчеством Ломоносова, создавшего нормы русского национального литературного языка и в частности разработавшего научную и философскую терминологию и ключевые жанры научной прозы, и его естественнонаучным творчеством, положившем основание национальной научной школы, всегда была очевидной, исследовалась она недостаточно и не рассматривалась как главное содержание жизненного труда основателя Московского университета. >>
Оптинское старчество: исторические вехи и характерные особенности
Монастырское старчество является одной из основополагающих и древних форм служения в Православной Церкви. Его дальние истоки просматриваются в миссии ветхозаветных пророков, Иоанна Предтечи, затем апостолов и первых иноков: «Представляя собой прямое продолжение пророческого служения, старчество с этим именем и в этой форме появляется… в IV веке вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало». >>
Поздний период творчества Л.Н.Толстого
Последние три десятилетия творческих и религиозно-философских исканий Толстого составляют обширное, наполненное болезненными противоречиями смысловое поле. Многие художественные открытия Толстого в сфере малой прозы получат развитие в литературе Серебряного века. Русская культура ХХ в., с ее многоразличными поисками путей духовного обновления, по-своему, прямо или косвенно, будет откликаться и на религиозную проповедь Толстого (Д.Мережковский «Л.Толстой и Достоевский»), и на его историософские построения (статьи А.Блока, А.Белого и др.), и в целом – на таинственные перипетии последних взлетов и падений одного из завершителей классической литературной традиции. >>
Традиции деловой письменности в языке древнерусской литературы и художественных произведениях XV-XVI вв.

На страницах портала “Слово” мы уже публиковали отдельные очерки из истории русской деловой письменности. Здесь мы продолжаем серию статей, посвященных проблемам взаимовлияния литературной и деловой стихий в системе художественной традиции и становления родного языка эпохи русского Средневековья. Будут освещены такие проблемы, как:

1. «Элементы делового текста в русских летописях»;

2. «Традиции деловой письменности и характер ее языковых средств в бытовой литературе XVI в. (по «Домострою»)»;

3. «Контаминация форм книжно-славянской и деловой речи в полемических сочинениях XVI в.» — в этом очерке речь идет об анализе делового языка в текстах сочинений И. С. Пересветова и переписке князя Курбского с царем Иваном Грозным.

Но прежде всего нам представляется целесообразным дать определенную установку на именно такое видение проблемы литературных достоинств деловой речи.

>>
Московская диалектологическая комиссия в воспоминаниях Д.Н. Ушакова, Н.Н. Дурново и А.М. Селищева
Неизвестные страницы истории Московской лингвистической школы История Московской лингвистической школы, по крайней мере, в официальной части, берет свое начало с первого заседания лингвистического кружка, проходившего в сентябре 1901 г. И до, и после этого события идея объединения лучших, передовых, талантливых филологов в единую организацию возникала не раз, но после трагических событий Октября и изменения научных приоритетов, появления новых «идеологем» и кумиров 1920-х гг., часто уводивших далеко в сторону не только молодежь, но и подчас старые кадры, уже не было такого оплота, такой силы, которая могла бы удержать лихой разгул научной демократии. >>
Гоголь и его окружение
Матеpиалы к биобиблиографическому словарю О Гоголе существует огpомная, почти необозpимая литеpатуpа. Несмотpя на это, мы и сегодня не имеем его научной биогpафии. И дело здесь не столько в отсутствии документального, фактического матеpиала, сколько в поpазительной загадочности личности Гоголя, оpигинальности его духовного облика. «Биогpафия всякого известного и почему-нибудь замечательного человека, – писал С. Т. Аксаков в заметке «Несколько слов о биогpафии Гоголя», – пpедставляет много затpуднений <...> Биогpафия же Гоголя заключает в себе особенную тpудность, может быть единственную в своем pоде. <...> Гоголя как человека знали весьма немногие. Даже с дpузьями своими он не был вполне, или, лучше сказать, всегда откpовенен. Он не любил говоpить ни о своем нpавственном настpоении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет...» (2, т. 3, с. 603–604). >>
О языковых знаках, или должно ли имя что-то значить

– Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.

– Конечно, должно, – ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. – Возьмём, к примеру, моё имя – оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно... Ну, просто чем угодно! >>
Пожар храма Аполлона Дафнейского (362 г.) сквозь призму взгляда языческого и взгляда христианского
В истории особый интерес всегда представляют те события, которые в источниках освещены с разных точек зрения, на которых сфокусировался взгляд разных, может быть, противоположных по своим воззрениям и убеждениям людей. Эти pro et contra дают исследователю или даже простому читателю возможность увидеть рассматриваемое событие более выпукло и даже, можно сказать, стереоскопично, а кроме того, нередко помогают лучше понять позиции самих участников дискуссии. Одним из таких событий явился пожар знаменитого храма Аполлона в пригороде Антиохии, Дафне, случившийся в 362 г. н.э. Этому происшествию посвящена 60-я речь знаменитого языческого ритора Либания, оно же вспоминается в известном панегирике св. Иоанна Златоуста, «Слове о блаженном Вавиле против язычников», в котором, в частности, ведется прямая полемика с Либанием, с привлечением обильных цитат из его сочинения. >>
Функции и роль деловой письменности в текстах древнерусской литературы (на примере воинских повестей)
Особым жанром русской повествовательной прозы являлись воинские повести, отображавшие события реальной истории Руси сквозь призму художественного переосмысления. Такие сочинения, в силу своих жанрово-текстологических особенностей, социально-культурной направленности, допускали внедрение в структуру книжной традиции словесного полотна произведения ряд композиционных элементов другой, а именно — деловой традиции. >>

201 - 210 из 972
Начало | Пред. | 19 20 21 22 23 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру